Воздушно-десантные войска
Основными элементами боевой деятельности личного состава Воздушно-десантных войск (в том числе и десантно-штурмовых подразделений) являются: подготовка к десантированию, погрузка в самолеты (вертолеты), передвижение по воздуху к местам высадки, десантирование, выполнение боевых задач на местности. Все эти действия весьма специфичны и связаны с повышенными и своеобразными требованиями к физическому и психическому состоянию воинов-десантников.
В настоящее время подготовка к десантированию требует значительной физической силы, силовой выносливости, а также высокой точности действий личного состава.
Длительные, многочасовые полеты на дальние расстояния и на больших высотах не сопровождаются выполнением десантниками каких-либо приемов и действий, требующих большого физического напряжения. Однако в полете воины находятся в условиях значительного ограничения двигательной активности и постоянного воздействия укачивания, а в ряде случаев — итаких факторов высотного полета как кислородное голодание, резкие перепады давления температуры. Кроме того, полная экипировка парашютиста превышает собственный его вес в среднем на 85—105%. Все это связано с перенесением длительных нагрузок статического характера, со значительными воздействиями на вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также с большим эмоциональным напряжением.
Непосредственное десантирование — наиболее специфический элемент боевой деятельности десантников. Выполнение прыжков с парашютом с различных высот, в любую погоду, днем и ночью, особенно с задержкой раскрытия парашюта и приземлением в сложных условиях местности, характеризуется большими психическими напряжениями и проявлением, прежде всего, таких волевых качеств, как смелость, решительность, инициатива и находчивость. С получением приказа на прыжок около 94% военнослужащих испытывают сильное волнение и переживание, даже у старослужащих солдат наблюдаются отклонения от обычного психического состояния.
Прыжок с парашютом связан со стремительным перемещением человека в пространстве, что требует высокой устойчивости вестибулярного аппарата к воздействию ускорений. При раскрытии парашюта воины испытывают кратковременные, но значительные по своему воздействию перегрузки. С момента отделения от самолета и до приземления приемы и действия десантников связаны по преимуществу с проявлением высокой координации движений, а также быстроты и точности реакций и действий. Эмоциональные и физические нагрузки, которые испытывает личный состав ВДВ, существенно отличаются от спортивного парашютирования. Эти отличия состоят в том, что воин-десантник совершает прыжок не вследствие спортивного увлечения, а по приказу, выполняя свой служебный долг, он совершает прыжок с парашютом, имея солидную по весу выкладку, в обычной армейской обуви, недостаточно предохраняющей его от травм при приземлении; одновременно могут десантироваться несколько тысяч военнослужащих, что создает опасность схождения в воздухе; десантирование может производиться в сложных метеорологических условиях: в снег, сильный ветер, дождь, а также ночью, на незнакомую местность.
Боевые действия личного состава при наличии противника в районе десантирования зачастую начинаются уже ввоздухе, еще до приземления. В этих условиях большое значение имеет подготовленность воинов к поражению противника огнем из автомата или броском гранаты, а при непосредственной близости вражеских солдат — и к рукопашным схваткам, как правило, с численно превосходящим противником.
При приземлении парашютист испытывает большую ударную перегрузку опорно-двигательного аппарата, величина которой может в 10 и более раз превышать вес десантника (сила динамического удара при приземлении десантника с полной боевой выкладкой в безветренную погоду составляет 1000 кг, а при ветре около 8 м/с возрастает до 1500 кг). Это предъявляет особые требования к прочности костно-связочного аппарата военнослужащих Переносимость воздействия динамического удара находится в прямой зависимости от степени физической подготовленности личного состава Достаточное развитие мышц нижних конечностей воинов может снизить силу реакции опоры в ударной фазе на 20—30%.
Специфические требования к физическому состоянию личного состава десантно-штурмовых подразделений предъявляются при десантировании с зависшего вертолета. Данный элемент военно-профессиональной деятельности требует проявления быстроты, ловкости, навыков лазания по канатам и мягким лестницам, а также согласованности в действиях. Еще более сложным является способ десантирования «по-штурмовому» (выпрыгивание из вертолета, низко летящего над землей).
Успешное приземление для личного состава ВДВ — это только начало боевой деятельности, требующей максимальных сил для выполнения главных боевых задач. Десантники обычно приземляются в 800—3200 м от выбрасываемых платформ с боевой техникой. Причем сразу же после десантирования механики-водители боевых машин десанта (БМД) и другие специалисты выполняют большую работу по отысканию и приведению в боевое состояние десантируемой техники и по сбору подразделений. Данные виды деятельности, развертываемые на площади 8 — 10 км2, связаны с проявлением быстроты, общей и скоростной выносливости, концентрации внимания и точности действий, способности к максимальным усилиям, а также с навыками коллективных действий.
Следует сказать, что прыжок с парашютом оказывает существенное негативное влияние на последующие военно-профессиональные действия десантников. Как правило, через 1—2 ч после десантирования у большинства воинов в результате психического напряжения, связанного с перелетом и выполнением прыжка с парашютом, работоспособность значительно снижается. В наибольшей степени снижение работоспособности проявляется в тех боевых приемах, которые требуют быстроты и точности реакций и действий, сложной координации движений, а также преимущественного развития выносливости. Так, после десантирования происходит ухудшение показателей в марш-броске на 24%, в кроссе — на 6%, в переползании — на 19%, в отрывке окопа — на 20%. Время совершения марша на 20 км также оказывается значительно больше, чем продолжительность такого же пешего перехода в обычных условиях. При этом более значительное ухудшение работоспособности наблюдается у лиц, не занимающихся спортом. Отмеченное снижение работоспособности проходит лишь через 1—2 суток после прыжка с парашютом. Это обстоятельство требует повышенной надежности в функционировании всех систем организма воинов-десантников и позволяет поставить вопрос о необходимости заблаговременного создания у личного состава ВДВ определенного запаса резервных возможностей, компенсирующих вероятное снижение физической подготовленности после десантирования.
Действия личного состава десантируемых частей в тылу противника развертываются на больших площадях. При выходе механических средств передвижения из строя десантникам приходится совершать длительные марши и марш-броски пешком и на лыжах, имея при этом большую выкладку. Чем лучше физическое развитие воинов, чем пропорциональнее соотношение между их весом и ростом, тем при прочих равных условиях они успешнее действуют при переноске грузов. В такой обстановке на фоне разносторонней физической подготовленности важное значение для десантников приобретает выносливость, в которой преимущественную роль играет способность противостоять утомлению при быстрых и длительных передвижениях в пеших строях.