Рекомендуемые значения передаточных чисел
Закрытые зубчатые передачи (редукторы) одноступенчатые цилиндрические и конические (ГОСТ 2185 – 66): 1 – й ряд – 2,0; 2,5 3,15 4,0 5,0 6,3 2 – й ряд – 2,24 2,8 3,55 4,5 5,6 7,1 Значения 1-го ряда следует предпочитать значениям 2-го ряда |
Закрытые червячные передачи (редукторы) одноступенчатые для червяка с числом витков z1 = 1; 2; 4 (ГОСТ 2144 – 75): 1 – й ряд – 10; 12,5 16 20 25 31,5 2 – й ряд – 11,2 14 18 22,4 28 35,5 Значения 1-го ряда следует предпочитать значениям 2-го ряда |
Открытые зубчатые передачи: 3…7 |
Цепные передачи: 2…4 |
Ременные передачи (все типы): 2…3 |
6. Определить фактическое передаточное число привода uф:
uф = nном/[nр.м]
7. Уточнить передаточные числа закрытой и открытой передач в соответствии с выбранным вариантом разбивки передаточного числа привода:
uо.п = uф/ uз.п или uз.п = uф/ uо.п
при этом предпочтительнее уточнить uо.п, оставив неизменным стандартное значение uз.п.
Определение силовых и кинематических параметров привода
Силовые (мощность и вращающий момент) и кинематические (частота вращения и угловая скорость) параметры привода рассчитывают на валах привода из требуемой (расчетной) мощности двигателя Рдв и его номинальной частоты вращения nном при установившемся режиме (табл. 20). Валы привода смотри: на кинематической схеме машинного агрегата в техническом задании.
Таблица 20
Определение силовых и кинематических параметров привода
Параметр | Вал | Последовательность соединения элементов привода по кинематической схеме | ||||
д.в.→о.п.→з.п.→м→р.м. | д.в.→м→з.п.→о.п.→р.м. | |||||
Мощность P, кВт | д.в. Б Т р.м. | Pд.в. P1 = Pд.вηо.пηп.к P2 = P1ηз.пηп.к Pр.м = P2ηмηп.с | Pд.в P1 = Pд.вηмηп.к P2 = P1ηз.пηп.к Pрм = P2ηо.пηп.с | |||
Частота вращения n, об/мин | Угловая скорость ω, 1/с | д.в. | nном | nном | ||
Б | n1 = nном | ω1 = ωном | ||||
Т | ||||||
р.м. | nр.м = n2 | ωр.м = ω2 | ||||
Вращающий момент T, Н∙м | д.в. Б Т р.м. | T1 = Tд.вuо.пηо.пηп.к T2 = T1uз.пηз.пηп.к Tр.м = T2ηмηп.с | T1 = Tд.вηмηп.к T2 = T1uз.пηз.пηп.к Tр.м = T2uо.пηо.пηп.с |
Выбор материала зубчатых передач. Определение допускаемых напряжений.
Выбрать твердость, термообработку и материал зубчатых передач (закрытых и открытых).
Определить допускаемые контактные напряжения.
Определить допускаемые напряжения на изгиб.
Общие положения
Сталь в настоящее время – основной материал для изготовления зубчатых колес и червяков. Одним из важнейших условий совершенствования редукторостроения является повышение контактной прочности активных (рабочих) поверхностей зубьев и их прочности на изгиб. При этом снижаются масса и габаритные размеры зубчатой передачи, а это повышает ее технический уровень.
Допускаемое напряжение из условий контактной прочности [σ]Н (которая обычно ограничивает несущую способность стальных зубчатых колес и червяков) пропорциональна твердости Н активных поверхностей зубьев. В термически же необработанном состоянии все стали имеют близкие механические свойства. Поэтому применение сталей без термообработки, обеспечивающей упрочнение зубчатых колес и червяков, недопустимо. При этом марки сталей выбирают с учетом наибольших размеров пары: диаметра Dпред для вала-шестерни или червяка и толщины сечения Sпред для колеса с припуском на механическую обработку после термообработки.
Способы упрочнения, применяемые при курсовом проектировании:
Нормализация. Позволяет получить лишь низкую нагрузочную способность [σ]Н, но при этом зубья колес хорошо и быстро прирабатываются, и сохраняют точность, полученную при механической обработке.
Улучшение. Обеспечивает свойства, аналогичные полученным при нормализации, но нарезание зубьев труднее из-за большей их твердости.
Закалка токами высокой частоты (ТВЧ). Дает среднюю нагрузочную способность при достаточно простой технологии. Из-за повышенной твердости зубьев передачи плохо прирабатываются. Размеры зубчатых колес практически неограниченны. Необходимо учитывать, что при модулях, меньших 3...5 мм, зуб прокаливается насквозь.
Сочетание шестерни, закаленной при нагреве ТВЧ, и улучшенного колеса дает большую нагрузочную способность, чем улучшенная пара с той же твердостью колеса. Такая пара хорошо прирабатывается; ее применение предпочтительно, если нельзя обеспечить высокую твердость зубьев колеса.
Выбор твердости, термообработки и материала колес. Сталь в настоящее время – основной материал для изготовления зубчатых колес. В условиях индивидуального и мелкосерийного производства, предусмотренного техническими заданиями на курсовое проектирование, в мало- и средненагруженных передачах, а также в открытых передачах с большими колесами применяют зубчатые колеса с твердостью материала Н≤350 НВ. При этом обеспечивается чистовое нарезание зубьев после термообработки, высокая точность изготовления и хорошая прирабатываемость зубьев.
Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни НВ1 назначается больше твердости колеса НВ2. Разность средних твердостей рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса при твердости материала Н≤350 НВ в передачах с прямыми и непрямыми зубьями составляет HB1ср – НВ2ср = 20…50. Иногда для увеличения нагрузочной способности передачи, т.е. увеличения допускаемых контактных напряжений, а отсюда уменьшения габаритов и металлоемкости передачи, достигают разности средних твердостей поверхности зубьев HB1ср – НВ2ср ≥ 70. При этом твердость рабочих поверхностей зубьев колеса Н≤350 НВ2ср, а зубьев шестерни Н ≥ 350 HB1ср. Для шестерни в этом случае твердость измеряется по шкале Роквелла – Н ≥ 45 HRCэ1ср. Соотношение твердостей в единицах НВ и HRCэ приведено на рис. 158.
Рис. 158. График соотношения твердостей, выраженных в единицах Бринелля и Роквелла
Рекомендуемый выбор материала заготовки, термообработки и твердости зубчатой пары приводится в табл. 21, а механические характеристики сталей – в табл. 22.
Материал и его характеристики выбираются в зависимости от расположения зубьев на ободе колес пары (прямые или непрямые) и номинальной мощности двигателя Рном (см. табл. 17) в следующем порядке:
а) выбрать материал для зубчатой пары колес, одинаковый для шестерни и колеса (см. табл. 22), но с разными твердостями, так как твердость зубьев шестерни должна быть больше твердости зубьев колеса (см. табл. 21). При этом следует ориентироваться на дешевые марки сталей: типа 40, 45, 40Х – для шестерни и колеса закрытой передачи; 35Л; 40Л; 45Л – для колеса открытой передачи в паре с кованой шестерней из стали 35, 40, 45;
б) выбрать термообработку для зубьев шестерни и колеса по табл. 22;
в) выбрать интервал твердости зубьев шестерни НВ1 (HRCэ1) и колеса НВ2 по табл. 20;
г) определить среднюю твердость зубьев шестерни HB1ср (HRCэ1ср) и колеса НВ2с. При этом надо соблюсти необходимую разность средних твердостей зубьев шестерни и колеса (см. табл. 21);
д) из табл. 21 определить механические характеристики сталей для шестерни и колеса – σв, σ-1;
е) выбрать из табл. 21 предельные значения размеров заготовки шестерни (Dпред – диаметр) и колеса (Sпред – толщина обода или диска).
Таблица 21