Автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин

В настоящее время автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин наиболее часто встречаются в компрессорных лопатках, которые обладают достаточной гибкостью, и они значительно легче подвергаются таким колебаниям. Известны три вида автоколебаний:

1. Срывной флаттер.

Чаще наблюдается при существенных отклонениях режимов обтекания лопаточных аппаратов от расчетных режимов.

2. Изгибно-крутильный флаттер.

Впервые был обнаружен для крыльев самолетов.

3. Решеточный флаттер.

Все эти виды флаттера могут возникать как при дозвуковом, так и сверхзвуковом режимах. При сверхзвуковом течении флаттер возникает во время взаимодействия профилей со скачками уплотнения. Поэтому сверхзвуковой флаттер называют ударным.

Лопатки последних ступеней паровых и газовых турбин также могут обладать большой гибкостью, где неоднократно наблюдались автоколебания.

Автоколебания возникают при отсутствии каких-либо неравномерностей и внешних возбуждений. Четыре признака возникновения автоколебаний:

1. Существование механической колебательной системы;

2. Наличие постоянного (неколебательного) источника энергии;

3. Обратная связь между колебательной системой и устройством, управляющим подачей энергии в систему;

4. Регулятор поступления энергии в колебательную систему.

Кроме того, для существования автоколебаний необходимо условие, чтобы работа сил возбуждения была больше работы сил сопротивления: автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru .

СРЫВНОЙ ФЛАТТЕР

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (1)

Применим метод обращения, представим, что движение совершает не лопатка, а поток

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (2)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (3)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (4)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (5)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (6)

Уравнение (6) показывает, что существует обратная связь. Колебательная система – лопатка испытывает воздействие со стороны потока. Сила действует в противофазе со скоростью, что соответствует демпфированию.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (7)

Подставив значение скорости, продифференцировав выражение (1), получим

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (8)

При плоско-параллельном движении в докритической зоне имеем демпфирование. А в закритической – работа положительная (работа возбуждения).

Синхронизация

Участок синхронизации (частота колебаний определяет частоту срыва вихрей).

ИЗГИБНО-КРУТИЛЬНЫЙ ФЛАТТЕР

1). Плоскопараллельные колебания автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ;

2). Поворот относительно С – центра жесткости автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru .

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (1)

Будем считать, что система имеет две степени свободы: перемещение и поворот, но в первом приближении предполагаем, что они синхронны.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (2)

В системе уравнений (2) справа – силы, которые возникают от движения самой лопатки.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru , автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – погонная масса, Y – форма изгиба.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – массовый момент инерции;

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – учитывает, что при изгибе жесткость лопатки становится другой;

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – учитывает изменение жесткости при кручении.

Из этих уравнений можно найти собственные частоты колебаний, принимаем автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru , полагаем, что система однородная, получим уравнение амплитуд. Составив определитель, получим две собственных частоты: изгибная и крутильная.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (3)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru , автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ;

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (4)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (5)

Представим, что нет поворота, а только плоско-параллельное перемещение:

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (6)

При плоско-параллельном движении демпфирование ( автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ).

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (7)

Для возникновения флаттера: автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru , это возможно, если автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru , т.е. когда поворот лопатки в другую сторону (центр масс расположен слева от центра жесткости).

Во всех случаях для того, чтобы отодвинуть границу автоколебаний, полезно внешнее сопротивление. Оно может быть существенно за счет конструкционного демпфирования (бандаж, проволочные соединения, замковые соединения).

РЕШЕТОЧНЫЙ ФЛАТТЕР

Впервые был обнаружен в лопаточных венцах компрессора, возможен в турбинах для длинных относительно гибких лопаток без связей.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (1)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru , автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru - комплексные коэффициенты нестационарных подъемных сил; автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – погонная нагрузка на единицу длины [Н/м].

Будем изучать только плоско-параллельное движение при изучении решеточного флаттера, предполагая автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru , т.е.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (2)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru - аэродинамический коэффициент влияния; автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru .

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (3)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (4)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ;

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (5)

Сила автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru всегда сдвинута по фазе относительно перемещения автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru , кроме того колебания лопаток сдвинуты по фазе.

Учитываем влияние только от двух соседних лопаток, так как влияние падает по экспоненциальному закону.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (6)

Будем считать внутреннее механическое сопротивление автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru .

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (7)

Представим, что все лопатки закреплены кроме нулевой

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (8)

Рассматриваем плоско-параллельное движение, поэтому работа будет приводить к демпфированию, следовательно будет отставание по фазе на π/2.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (9)

С учетом еще двух лопаток:

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (10)

Все три вектора совершают работу воздействия на нулевую лопатку автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru . Аэродинамический декремент автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru , автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – потенциальная энергия.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (11)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (12)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (13)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (14)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – возбуждение, автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ;

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – демпфирование, автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ;

(но на графике отрицательный коэффициент демпфирования откладываем наверх).

Для расчетов можно использовать следующую формулу:

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (15)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (16)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (17)

Формула получена на основании многочисленных опытов в Киевском институте проблем прочности.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (18)

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru - нестационарный коэффициент подъемной силы;

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – коэффициент подъемной силы для стационарного потока.

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (если автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru – погонная сила, то автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ).

Среднеинтегральный коэффициент демпфирования:

автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru ; (19)

При этом автоколебания лопаточных аппаратов турбомашин - student2.ru . Средний аэродинамический коэффициент демпфирования может быть найден экспериментально, если сделать стенд, в котором будет колебаться одна лопатка.

Наши рекомендации