Целостно-раздельный метод 2 страница
Работа по плаванию не прекращалась даже во время Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. на Москве-реке был проведен массовый заплыв на призы газеты «Красный спорт», в апреле 1942 г. состоялось первенство Москвы по плаванию, в апреле 1943 г. проводятся учебно-тренировочные сборы сильнейших пловцов и личное первенство СССР.
В 1948 г. издается постановление ЦК ВКП(б), в котором указывается на необходимость развития массового физкультурного движения и повышения мастерства советских спортсменов. Количество зимних плавательных бассейнов достигает двадцати.
Огромную роль в развитии плавания сыграли Всесоюзные спартакиады, которые с 1956 г. стали проводиться регулярно. Это позволило расширить географию плавания. Помимо Москвы и Ленинграда в лидеры спортивного плавания начинают выходить республики РСФСР, Украина, Казахстан, Литва и др.
В 1969 г. Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР анализируется вопрос развития спортивного плавания в стране, причины отставания от достижений пловцов США, разрабатываются конкретные меры по устранению недостатков. Намечено улучшение работы во всех плавательных бассейнах, открытие в бассейнах отделений плавания ДЮСШ, создание специализированных ДЮСШ, оснащение бассейнов современным оборудованием, повышение квалификации тренеров, обеспечение круглогодичной работы по массовому обучению плаванию детей в возрасте до 10 лет.
Предпринятые меры дали свои положительные результаты: эффективнее стали работать ДЮСШ и в целом система спортивного плавания. Это позволило в середине 70-х гг. организовать по всей стране крупные плавательные центры, в которых оказались сконцентрированными сильнейшие отечественные пловцы и тренеры, созданы все необходимые условия для успешного проведения учебно-тренировочного процесса.
Министерством просвещения СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР утверждены программы по обязательному массовому обучению детей плаванию в общеобразовательных школах и пионерских лагерях.
К 1977 г. число плавательных бассейнов достигло в стране одной тысячи; в них занимались свыше 1 млн человек, работали около 5 тыс. квалифицированных тренеров-преподавателей. Число ДЮСШ и специализированных ДЮСШ достигает 500.
Квалифицированных тренеров-преподавателей готовят кафедры плавания институтов физической культуры, факультеты физического воспитания педагогических институтов и университетов.
В научно-исследовательских институтах и лабораториях, в вузах ведется углубленная исследовательская работа по совершенствованию техники плавания, методики обучения, принципов спортивной тренировки и отбора пловцов.
Существенное влияние на систему подготовки оказала сложившаяся система детских и юношеских спортивных соревнований («Веселый дельфин»; на призы газеты «Комсомольская правда»; Спартакиады школьников; Первенства среди девушек и юношей; Первенства среди ДЮСШ и т.д.).
Вся эта работа привела к тому, что достижения советских спортсменов-пловцов к началу 80-х оказались на уровне мировых результатов. Это ярко подтверждается выдающимися победами А. Крылова, С. Коплякова, Ю. Богдановой, М. Кошевой, Д. Волкова, М. Юрчени, С. Заболотного, И. Полянского, а также В. Сальникова, который на Олимпийских играх в Москве завоевал три золотые олимпийские медали, а через восемь лет на Олимпиаде в Сеуле вновь стал олимпийским чемпионом.
Сложившаяся система подготовки высококвалифицированного спортсмена-пловца дает свои положительные результаты и сегодня. Об этом свидетельствуют выдающиеся спортивные достижения Е. Садового, А. Попова, Д. Панкратова, Н. Жива-невской и многих других.
Вместе с тем противостояние двух политических систем, Востока и Запада, ориентация на высокие спортивные достиже-
ния, подсчет завоеванных очков и медалей, гипертрофированная забота о престиже страны дали существенный «перекос»: плавание не стало массовым. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 2 тыс. плавательных бассейнов, однако уровень обеспеченности ими в целом по стране — всего 5—6 %, в то время как по плоскостным сооружениям данный показатель составляет около 60 %. Для сравнения: в России один плавательный бассейн приходится на 60 тыс. жителей, в Чехословакии — на 40 тыс.; в Венгрии — на 26 тыс.; в Германии — на 14 тыс.; Японии — на 4 тыс.; в США — на 0,5 тыс. жителей (не считая частных бассейнов). Кроме того, даже имеющееся «зеркало» не используется в должной мере. Недостатки в организации, межведомственная разобщенность, недостатки физического воспитания и спортивной тренировки, вероятно, и обусловили тот факт, что в стране по-прежнему велико число несчастных случаев на воде, в том числе со смертельным исходом, а уровень плавательной подготовленности населения крайне низок.
Плавание имеет оздоровительное значение.
Даже простое нахождение в воде без движений вызывает повышение обмена энергии вследствие теплоотдачи. Благодаря высокому сопротивлению, на один метр пути при плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с разной скоростью.
, У лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличены размеры сердца, при этом известно, что показатели объема полостей сердца являются мерой его функционального резерва.
Плавание естественно создает условия пониженной гравитации. Водная среда позволяет свести до минимума активность мышц, обеспечивающих позу; при этом уменьшается нагрузка на позвоночник, появляется возможность расслабить связочно-суставной аппарат.
У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся.
Частичная имитация невесомости, горизонтальное положение тела приводят к значительным перераспределениям крови внутри сосудистого русла. При переходе человека из вертикального положения в горизонтальное почти полностью исчезает фактор гидростатического давления. В этих условиях уменьшается кровенаполнение ног, существенно снижается давление на сосуды нижней половины тела, увеличивается кровоснабжение мозга.
Плавание способствует развитию функции дыхания. На грудную клетку пловца действует большое гидростатическое давле-
ние. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь, имеет большое профилактическое значение. Особенность положения тела при плавании (больше — при нырянии) способствует задержке дыхания — нарастающей кислородной недостаточности (гипоксии) и избытку углекислого газа (гиперкапнии), стимулирующим функцию дыхания. Известно, что небольшое и недлительное кислородное голодание не только не наносит здоровью вреда, но и дает ощутимый тренировочный эффект.
При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Известно, что оздоровительный эффект физических упражнений зависит главным образом от размера активной мышечной массы. В условиях дефицита двигательной активности плавание может стать отличным средством ее оптимизации.
Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный динамический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение — расслабление) удачно оптимизирует нагрузку. О лечебном и оздоровительном влиянии воды на организм человека люди узнали очень давно. Так, уже у Плиния Старшего, известного римского историка и писателя, читаем: «Римляне в течение десяти веков не знали врачей и лечились от всех болезней водой».
Любое нахождение в воде — это всегда охлаждение. Даже в условиях крытого плавательного бассейна вода обычно на 10— 12° С ниже температуры человеческого тела. В условиях высокой теплоотдачи плавание дает прекрасный закаливающий эффект. Совершенствование процессов терморегуляции неразрывно связано с центральной нервной системой. Улучшение качественных характеристик нервных процессов способствует улучшению координации в функционировании всех физиологических систем организма. Таким образом закаливающий эффект распространяется на жизнедеятельность всего организма человека.
Средства для закаливания разнообразны, среди них вода имеет особое значение. Эффект ее холодового воздействия, к примеру, более выражен, нежели воздуха. Более того, водные процедуры можно отлично организовать в порядке нарастающей силы воздействия: обтирание, обливание, ванны, душ, купание в закрытых водоемах, купание в открытых водоемах. В сочетании с другими факторами закаливающего воздействия, а также с занятиями физическими упражнениями плавание становится незаменимым средством укрепления здоровья, повышения жизнестойкости организма.
Мы живем в неспокойное время: землетрясения, катастрофы — экологические, морские, авиационные, железнодорожные... Все это требует от каждого из нас постоянной собранности, хладнокровия, умения помочь себе и другим в любой опасной для жизни ситуации. Вспомним трагедию на Черном море с пассажирским судном «Адмирал Нахимов» или в Норвежском море — с атомной подводной лодкой «Комсомолец»: в том и в другом случае спаслись немногие. У этих трагедий есть одна общая черта: ни военные моряки, ни гражданские пассажиры не были готовы к противоборству с морем. Сколько сотен пассажиров «Нахимова» расстались с жизнью лишь потому, что не умели плавать! Известно, что многие из подводников «Комсомольца» камнем пошли на дно, едва оказавшись за бортом. Им — подводникам — сама мысль о том, что они могут вдруг очутиться в ледяной воде, казалась дикой. Все они знали: корпус их наисовременнейшей атомной субмарины — самый прочный в мире. Еще меньше думали об опасности пассажиры «Нахимова», не ведавшие, что комфорт круизного лайнера исчезнет в мгновение, и все они вместо роскошных кают и баров окажутся в волнах ночного моря. Но все это произошло.
Многие из нас совершают увлекательные путешествия, пользуются маломерными судами, катерами, яхтами, лодками, отдыхают на берегу. Порой появляется реальная угроза для своей или чьей-либо жизни. Вдвойне трагедия, когда под угрозой оказывается жизнь ребенка. Умение оказать помощь уставшему, пострадавшему, тонущему — один из наиболее важных аспектов прикладного плавания. Здесь необходимо знание техники спасения, владение приемами освобождения от захватов тонущего, способов транспортировки, умение оказать первую медицинскую помощь.
Часто случается так, что необходимо достать какой-то предмет, находящийся на глубине, или просто преодолеть водную преграду (скажем, в туристическом походе).
В мире существуют десятки профессий, где умение плавать является необходимостью (летчики, речники, моряки, рыбаки, спасатели, космонавты, полярные исследователи и т.д.).
Приходится согласиться с мнением о том, что на уроках физической культуры порой важнее научить не тонкостям прыжка в высоту перекатом или толканию ядра, а элементам физического выживания: выносливости в беге и в плавании, умению разжигать костры, укрываться от зноя и холода, распознавать лекарственные растения, оказывать первую медицинскую помощь.
За последние 20 лет в Российской Федерации погибли на воде около 350 тыс. человек. По сравнению со многими другими странами количество несчастных случаев на воде остается очень высоким. Если во Франции, Италии, США, Японии, Великобритании, странах Скандинавии коэффициент погибших из расчета на 100 тыс. населения составляет в среднем 1—2, то у нас в стране его величина колеблется в пределах 7—13 и даже выше.
Судебно-медицинская экспертиза свидетельствует, что на воде гибнут преимущественно мужчины в возрасте 25—30 лет и дети. Каждый пятый погибший на воде — ребенок.
Число потерпевших значительно больше: ведь многие из них оказываются спасенными. От этого проблема становится еще значительнее.
Причины несчастных случаев на воде многочисленны, но одна из самых главных — неумение плавать. Последнее становится особенно значимым в отношении детей. Вместе с тем многочисленные современные данные свидетельствуют о том, что к 7-летнему возрасту более 90 % городских школьников не умеют держаться на воде. Около 50 % учащихся общеобразовательных школ не умеют плавать, а из тех, кто умее* плавать, немногих можно назвать хорошими пловцами. В редких случаях дети в совершенстве владеют спортивными способами плавания, а ведь в спортивной технике сосредоточены, по сути, оптимальные способы передвижения в воде.
Есть еще один не менее важный аспект этой проблемы.
Физический потенциал человека определяется множеством факторов биологического и социального характера. Долгие годы считалось, что природа человека — «делаемая», все в нем вос-питуемо. Сегодня же хорошо известно, что двигательная сфера человека жестко наследственно предопределена на весь период его индивидуальной жизни. Такое понимание принципиально меняет сущность целевых установок физического воспитания и спортивной тренировки. Одной из главных задач при этом становится помочь организму реализовать свой наследственный двигательный потенциал. Методологической основой познания сущности феномена физической активности человека может стать предлагаемый в литературе эволюционный подход (В.К. Бальсевич). Его центральной гносеологической задачей является формирование научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования.
История развития движений богата. По сути, с начала жизни на Земле способность к активному передвижению в простран-
стве стала одним из фундаментальных механизмов приспособления к окружающей внешней среде. По мере усложнения форм жизни усложнялись и двигательные задачи, совершенствовались двигательные аппараты. Потребовался аппарат управления движениями. Такую роль в эволюции взяла на себя центральная нервная система. Таким образом, усложнение и совершенствование двигательных задач миллионы лет шло параллельно с усложнением и совершенствованием нервной системы. Все лучшее наследовалось из поколения в поколение. В настоящем известна многоуровневая система управления движениями, работающая, как правило, по «вертикальному» принципу. Она представляет собой «многоэтажную постройку», где низлежащие уровни управления движениями не только обеспечивают решение определенного круга двигательных задач, но и служат фоновыми при построении более сложных движений.
В биологии известен так называемый закон (точнее, правило) Геккеля, сущность которого гласит: каждый появляющийся на свет организм в своем индивидуальном развитии, особенно на начальных этапах, кратко, конспективно повторяет историю развития своих предков, то есть онтогенез во многом повторяет филогенез. Правило еще более справедливо в отношении двигательных аппаратов, где оно, по меткому выражению Н.А. Бер-нштейна, крупнейшего исследователя XX столетия, «чаще выполняется, нежели не выполняется». Вероятно, чтобы человеку реализовать свой наследственный двигательный потенциал, свои двигательные способности, нужно также последовательно и непротиворечиво «извлечь» информацию из генотипа, создав соответствующие подкрепления во внешней среде.
Водные локомоции* — филогенетически наиболее древние формы движений. Информация о них заложена у человека в генотипе, что подтверждается наличием врожденного плавательного рефлекса, а уровни построения плавательных движений находятся в «низлежащих этажах» центральной нервной системы.
Факт, что большая часть первоклассников не умеет плавать, свидетельствует о том, что к началу школьного периода обучения имеются серьезные отклонения в физическом развитии детей и, возможно, в их психическом развитии.
Как же организовать массовое обучение плаванию?
Многолетний опыт показывает, что обучать можно:
а) в условиях крытого плавательного бассейна;
* Локомоции — крупные переместительные движения всего тела.
б) в условиях летних спортивно-оздоровительных лагерей
(открытая вода, наливные конструкции);
в) на пляжах рек, морей, озер (организованно и самостоятельно);
г) в домашних условиях.
Известно, что качество водоемов оценивается по физическим, химическим и гидробиологическим показателям. Последние определяют класс качества и степень загрязненности: «очень чистые» (1-й класс), «чистые» (2-й класс), «умеренно загрязненные» (3-й класс), «загрязненные» (4-й класс), «грязные» (5-й класс), «очень грязные» (6-й класс).
Выборочные исследования показывают, что санитарное состояние водных объектов Российской Федерации, особенно в местах отдыха населения, неблагополучное. Более 30 % проб не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-хими-ческим показателям и более 20 % — по микробиологическим. Происходит интенсивное загрязнение водных источников ливневыми и хозяйственно-бытовыми стоками промышленности. Очистительные сооружения предприятий имеют старое оборудование, не справляются с возрастающей нагрузкой, а многие из них вообще не имеют очистных сооружений. Интенсивное судоходство на крупных реках и озерах сочетается с нарушениями технологической дисциплины (слив масел, отходов горючего, сланевых вод, засорение бытовыми отходами и мусором). Самоочищение водоемов происходит очень медленно. Даже малые реки и водоемы, раньше собиравшие относительно чистые талые и дождевые воды, теперь также подвержены интенсивному сбросу загрязняющих веществ.
Низкое качество воды открытых водоемов, метеорологические условия многих регионов России, другие причины не позволяют успешно решать проблему массового обучения плаванию на открытой воде. Невелики и возможности обучения в домашних условиях. Здесь речь идет, как правило, о грудных детях. Следует признать, что единственный путь принципиального решения проблемы — обучение плаванию в условиях крытого плавательного бассейна.
Настала пора сделать обучение плаванию таким же обязательным, как и среднее образование, и сделать это можно в рамках обычных школьных уроков физической культуры.
Опыт показывает, что во всех странах, где плавание является обязательным школьным предметом (Австралия, Австрия, Германия, США, Вьетнам, Швеция, Япония, Польша, Чехия и Словакия, Болгария, Норвегия, Эстония и другие), число несчастных случаев на воде значительно ниже.
В США начальным обучением плаванию охвачены все ученики младших классов. Обязательная программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю. Обучают двум способам плавания — кролю на груди и на спине одновременно. После курса обучения ученики обязаны проплыть 50 метров. Те, кто не овладел программным материалом, посещают дополнительные занятия. Есть 36-часовая программа факультативных занятий. Она не повторяет обязательных уроков: мальчики на внеклассных занятиях играют в водное поло, девочки осваивают элементы синхронного плавания. Обучение платное.
В Норвегии половина часов школьной программы, выделенных на физкультуру, отводится плаванию.
В Швеции урок по плаванию проводится один раз в две недели на протяжении всего периода школьного обучения. Ежегодно ученики сдают экзамен по плаванию. Требования к учащимся растут из года в год. Те школьники, которые не осваивают программный материал за год, проходят курс дополнительных занятий в летнее время в школах плавания.
Во Франции обучению младших школьников плаванию уделяется огромное внимание. К окончанию школы дети должны уметь плавать. Обучение не ограничивается лишь тем, что ребенок может благополучно выбраться из воды при опасной ситуации или суметь проплыть небольшое расстояние. Умение плавать необходимо рассматривать как нечто большее и значительное.
В школьной программе республики Вьетнам обязательные занятия по плаванию проводятся с пятого класса. Цель обучения — не только приобретение жизненно важного навыка, но и воспитание выносливости и прикладных умений.
В Чехии и Словакии начало занятий плаванием предусмотрено программой с первого класса. Задача первых двух лет обучения — прочно освоить подготовительные упражнения и прыжок вниз ногами. В третьем классе все ученики обязаны овладеть техникой одного спортивного способа плавания. Контрольный норматив, определяющий умение плавать, — проплы-вание 25 метров спортивным способом. Основная направленность обучения в школе — овладение техникой спортивных способов и приобретение прикладных навыков. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность урока — 45 минут. Урок состоит из двух частей (на суше и в воде). Обучение спортивной технике начинается с обучения кролю на спине. Широко используются подручные средства (штанги, доски,
кольца, мячи, предметы и т.д.). Большой объем упражнений направлен на овладение техникой движений ногами. Начальный курс обучения рассчитан на 40 уроков, затем ученики сдают экзамен по плаванию, где обязаны продемонстрировать умение проплыть 50 метров двумя спортивными способами. На плавание в целом в начальной школе отводится до 250 часов.
В бывшей ГДР плавание являлось обязательным предметом. Обучение начиналось с третьего класса. К моменту окончания средней школы все учащиеся должны были уметь плавать. Зачет получали школьники, овладевшие двумя способами плавания, одним из которых обязательно должен быть брасс.
Таким образом, можно с уверенностью заключить, что проблеме обучения детей плаванию во многих странах мира уделяется серьезное внимание. Наиболее отличительными являются следующие признаки системы обучения: уроки плавания включены в школьное учебное расписание; ежегодный экзамен с выставлением оценки; один—три урока в неделю; количество занимающихся в одной группе — не более 15 человек; учебный материал изучается на суше и в воде; изучаются не только элементы начального плавания, но и спортивные способы плавания, —' главным образом, кроль на груди и брасс.
Несмотря на недостаточную обеспеченность крытыми плавательными бассейнами, проблему массового обучения детей (школьников) уже сегодня можно успешно решать. Наши теоретические расчеты показывают, что при умелой организации дела на имеющейся площади так называемого « зеркала поверхности» со всеми третьеклассниками можно организовать 36-часовой курс начального обучения, предусмотренный программой, рекомендуемой Национальной федерацией плавания для обязательного обучения. В ряде городов Российской Федерации есть положительный опыт такой работы.
Вода — колыбель нашей жизни. По сути, она — сама жизнь. Такое понимание позволяет квалифицировать движения в плавании как естественные, а существующие сегодня спортивные способы плавания считать тем лучшим, что отобрано человеком в процессе его эволюции и взаимоотношений с водной средой. Это дает возможность рассмотреть, проанализировать, описать плавательные движения с помощью всех известных в природе и обществе законов. Это могут быть законы физики, химии, философии, биологии, медицины и многих других дисциплин.
Обратимся к анализу движений пловца.
Глава II ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАВАНИЯ
Основные термины и понятия
Для описания движений в плавании, характеристики техники плавания, анализа ошибок, необходимости их исправления и для решения многих других задач педагогу и самому занимающемуся необходимо знание специальных терминов и понятий, наиболее часто употребляемых в плавании.
Некоторые из них имеют следующие условные обозначения:
Направления выполняемых движений:
Вперед — направление, совпадающее с направлением движения пловца.
Назад — направление, противоположное направлению движения пловца.
Влево и вправо — направления влево и вправо от направления продвижения пловца.
Вниз — направление, совпадающее с направлением действия сил тяжести.
Вверх — направление, противоположное направлению вниз.
Оси тела пловца
(рис. 1):
«Продольная» — линия, проходящая через средние точки сечений в грудной и тазовой частях.
«Поперечная» — линия, проходящая горизонтально и поперек продольной оси через тело пловца, слева направо.
«Вертикальная» — линия, проходящая через тело пловца сверху вниз.
Плоскости тела (см. рис. 1):
«Фронтальная» — вертикально расположенная плоскость, проходящая через тело пловца слева направо (та, которая расположена «во фронт»).
«Горизонтальная» — плоскость, параллельная плоскости воды.
«Сагиттальная» — вертикальная плоскость, проходящая через тело пловца спереди назад.
• Термины
Угол атаки туловища — угол, образованный двумя составляющими: продольной осью тела пловца и линией, параллельной поверхности воды, — направлением движения пловца.
Угол атаки кисти — угол, образованный линией, характеризующей направление встречного потока воды и продольной осью кисти.
Центр тяжести (ЦТ) — точка приложения равнодействующей сил тяжести тела пловца.
Центр давления (ЦД) — точка приложения равнодействующей сил давления, действующих на покоящееся или движущееся в жидкости тело.
Траектория — линия, которую описывает условная точка тела при своем движении.
Угол атаки плоскости — угол между плоскостью и траекторией ее движения.
Плоскость — поверхность, имеющая два измерения.
Движитель — совокупность биозвеньев, взаимодействующая с водой с целью создания движущей силы.
Движущие силы. — силы, способствующие продвижению пловца в заданном направлении.
Силы, сопротивления — силы, препятствующие продвижению пловца в заданном направлении.
Силы тяги — силы, создающие тяговые усилия за счет активных мышечных сокращений.
Опора — место для прочного контакта; сам контакт; активное воздействие; предмет, служащий для поддержки.
Реакцияопоры — отражение опоры, контакта; результат последействия; последействие опоры.
Рабочая поверхность движителя — та поверхность, на которой происходит контакт движителя с опорой.
«Миделево сечение» — проекция контуров тела пловца на фронтальную плоскость.
Цикл — система повторяющихся движений, при которых исходное положение и конечное положение совпадают; они аналогичны.
Темп — количество движений в единицу времени.
Ритм — упорядоченность кинематических и динамических элементов структуры движений.
Шаг — расстояние, на которое пловец перемещается в заданном направлении за один цикл движений.
Паттерн дыхания — соотношение объемно-временных параметров дыхательного цикла.
Движения пловца определяются: а) особенностями среды, в которой происходят двигательные действия пловца; б) особенностями организма пловца; в) особенностями взаимоотношений организма пловца и среды, в которой происходят его движения.
Свойства воды
Особенности среды (воды) можно охарактеризовать рядом ее свойств.
Они описываются с помощью физических величин.
Под термином «физическая величина» понимают измеряемые характеристики (свойства) физических объектов (предметов, состояний, процессов). Математические соотношения между физическими величинами выражают физические законы.
В физике применяются основные и производные величины. Известны 7 основных величин: длина, время, масса, температура, сила тока, количество вещества, сила света. Остальные величины — производные.
Плотность воды. Вода обладает плотностью. Это — величина, производная массы. Тела, имеющие одинаковые объемы, но состоящие из разных веществ, обладают различной массой. Отношение массы тела к его объему называется плотностью (р):
где: т — масса; V— объем.
Плотность дистиллированной воды при температуре 4°С равна 999,973 кг/м3, т. е. практически единице. Много это или мало? Если обратиться к аналогичному показателю — плотности воздуха, то его величина при такой же температуре (и нормаль-
ном атмосферном давлении — 101,ЗкПа) равна 0,001274 кг/ дм3. Становится ясно, что плотность воды выше плотности воздуха примерно в 760 раз. На этом основании можно заключить, что вода обладает высокой плотностью.
Известно, что плотность зависит от температуры материала. Молекулы жидкости обладают подвижностью, вследствие этого изменяется не только плотность, но и объем. Такая динамика становится явно заметной при сравнении данной зависимости с аналогичными, свойственными другим средам. Вместе с тем надо отметить, что плотность воды при изменении температуры меняется очень мало. Так, в диапазоне температур от 4° до 90С изменение составляет лишь 3,5 % и несущественно с практической точки зрения. Если же вспомнить, что в условиях плавательного бассейна температура воды колеблется в пределах всего нескольких градусов (24—26°С), то данная зависимость представляет скорее теоретический интерес.