Групповое блокирование
В основу обучения групповому блокированию положены те же методические приемы, что и при обучении индивидуальному блокированию. Следует обратить внимание занимающихся на согласованность действий двух (трех) блокирующих.
Прежде чем приступить к специальным упражнениям, рекомендуется освоить несколько подводящих, используемых в упрощенных условиях.
1. Двое занимающихся стоят на расстоянии 2 м друг от друга с одной стороны сетки, с другой — партнер с мячом. Партнер набрасывает мяч на верхний трос сетки, обучающиеся согласованно перемещаются к месту постановки блока, одновременно прыгают и отбивают мяч на
партнера.
2. То же, что упр. 1, но партнер набрасывает мяч напротив одного блокирующего, другой перемещается к нему, и они вместе прыгают на блок.
3. Двойное блокирование нападающего удара «по ходу» из зоны 4.
4. Двойное блокирование нападающего удара «по ходу» из зоны 2.
5. Двойное блокирование нападающего удара в зоне 3 с переводом влево или вправо.
6. Блокирующие располагаются в зонах 4, 3 и 2. Нападающий удар выполняют из зоны 4 или 2. Средний и крайние блокирующие перемещаются к месту атаки и согласованно ставят блок.
7. То же, что упр. 6, но нападающий удар выполняют игроки зон 4, 3 и 2 с передачи выходящего игрока зоны 1,
Рис. 50
Защитные действия и страховка
Основу защитных действий волейболистов (помимо блокирования) составляет прием нападающих ударов, включающий прием мячей при страховке.
Техника приема снизу мяча, летящего с большой скоростью, отличается большим, чем обычно, сгибанием ног в коленных суставах, выраженной фазой амортизации и одновременно снижением о. ц. т. (рис. 50). Методика обучения этому игровому приему ничем существенным не отличается от методики обучения приему мячей, летящих с незначительной скоростью. Поэтому при обучении игре в защите можно использовать методические рекомендации и комплексы упражнений, изложенные в разделе «Прием мяча двумя руками снизу».
Техника приема мяча двумя руками сверху с падением-перекатом на спину. Разнообразные направления и большая скорость полета мяча, направленного нападающими ударами, вынуждают иногда волейболистов принимать его в падении. Техника этого приема описана на стр. 59 (см. рис. 30, кадр 3). Она не сложна: волейболист, находящийся в низком исходном положении, приставным или обычным шагом перемещается к предполагаемому месту падения мяча, делает выпад в сторону летящего мяча и одновременно опускает туловище к бедру опорной ноги. Далее смещает туловище за опору, подбивает мяч, затем убирает с площадки стоящую сзади ногу и приземляется на бедро—таз с последующим перекатом на спину.
Техника приема мяча одной рукой снизу с падением-перекатом на спину аналогична предыдущему способу и отличается лишь большим смещением игрока за опору (рис. 51, кадр 1) и способом удара по мячу. Игрок подбивает мяч ладонью руки, выставленной в сторону (кадр 2).
Рис. 51
Рис. 52
Техника приема мяча одной рукой или двумя руками снизу с опорой на руки и падением-перекатом на грудь — живот сложна. Однако прием этот необходим в тех случаях, когда мяч изменил направление или летит далеко от игрока.
После перемещения из низкого исходного положения (рис. 52, кадр 1) игрок переносит тяжесть тела на выставленную вперед и согнутую в коленном суставе ногу, руки для замаха отводит назад (кадр 2). Выставленную вперед ногу разгибает, тяжесть тела переносит вперед, подальше за опору, руки выносит вперед и подбивает мяч (кадр 3). После касания мяча волейболист опускает руки вниз для упора, прогибается (кадр 4) и, согнув руки, приземляется на грудь и перекатывается на живот. Обучать этому приему следует хорошо физически подготовленных игроков и для безопасности вначале на матах.
Страховка блокирующих и нападающих игроков осуществляется игроком из зон 1, 5, 6, а также игроками зон 2, 4 или 3, не участвующими в блоке. Начинающих волейболистов полезно научить подстраховывать своих партнеров при передачах, приемах подачи и т. д. Подстраховывающий
игрок находится в среднем исходном положении и стремится занять на площадке такое место, чтобы ему было удобно контролировать как можно большую часть площадки. Если нападающий удар или блокирование не состоялись, то подстраховывающий игрок возвращается на прежнее место в свою зону. Очень ценным качеством подстраховывающего является умение принять мяч и выполнить передачу наиболее рациональным способом, иногда, если есть возможность,—сразу на удар.
Играя в защите, команда использует две тактические системы: при страховке игроками задней линии (1, 5, 6) или передней линии (2, 4, 3). Однако существует и вариант смешанной страховки (двойной) — игроком передней и задней линий (например, зоны 4 и 1).
Прежде чем приступить к обучению занимающихся защитным действиям, необходимо, чтобы они усвоили следующие положения:
от умения вести наблюдение за мячом и действиями соперников зависит своевременность организации защитных действий;
выбор рационального способа приема мяча зависит от избранной стойки, реакции на мяч и скорости перемещения;
игра в защите—коллективные действия, поэтому необходимо постоянно согласовывать свои действия с действиями партнеров по команде.
К началу обучения защитным действиям занимающийся должен уметь:
принимать рациональную стойку и быстро перемещаться;
владеть приемом мяча одной и двумя руками снизу.
Ошибки, встречающиеся при осуществлении защитных действий:
1. Несвоевременный выход к мячу.
2. Неправильное расположение игрока по отношению к летящему мячу.
3. Нерациональный способ приема мяча.
4. Несоответствие скорости движения рук встречной скорости полета мяча.
5. Жесткое приземление после падения.