По управлению утренней физической зарядкой
Утренняя физическая зарядка является не только обязательным элементом распорядка дня, но и средством систематической тренировки военнослужащих. Расчеты показывают, что, если каждый военнослужащий 2-3 раза в неделю привлекается к зарядке продолжительностью 30-50 мин, то это приводит к увеличению общего бюджета времени на физическую подготовку на 50-100 ч в год.
Высокая значимость и возможности утренней физической зарядки в формировании физической готовности военнослужащих обусловливают необходимость особого внимания начальника физической подготовки и спорта к вопросам ее организации, обеспечения и проведения. В этой связи содержание его деятельности и последовательность действий предполагают следующее.
УЧАСТИЕ В РУКОВОДСТВЕ УТРЕННЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКОЙ
Выработка и принятие решений командиром части по вопросам организации зарядки предполагает участие начальника физической подготовки и спорта, которому необходимо тщательно изучить требования руководящих документов относительно УФЗ и провести анализ фактического ее состояния в части.
Изучение требований руководящих документов по организации, обеспечению и проведению утренней физической зарядки.
Начальник физической подготовки и спорта, получая информацию об организации УФЗ, практически знакомится с теми же документами, которые определяют требования к организации, всестороннему обеспечению и проведению учебных занятий по физической подготовке.
В результате их изучения он уясняет:
задачи, содержание, регулярность и продолжительность зарядки, возможный объем и интенсивность нагрузки для различных контингентов военнослужащих;
направленность вариантов на развитие физических качеств и двигательных навыков с учетом порядка прохождения учебной программы, периодов и этапов боевой подготовки;
особенности зарядки в процессе полевых выходов подразделений части;
мероприятия по службе войск и по боевой подготовке, которые исключают возможность проведения зарядки в подразделениях;
целесообразные сроки и тематика инструкторско-методических и показных занятий с руководителями зарядки.
Анализ фактического состояния утренней физической зарядки в полку. Анализу подвергаются следующие показатели, характеризующие эффективность руководства, организации, обеспечения и проведения зарядки в части за прошлый год:
своевременность и качество разрабатываемых приказов (пунктов в приказах), касающихся УФЗ;
регулярность анализа состояния УФЗ и систематичность подведения итогов по ее проведению в подразделениях и части;
соответствие планирования УФЗ требованиям регламентирующих документов по объему, времени и обеспечению решения общих и специальных задач физического совершенствования;
систематичность проведения ИМЗ, ПЗ и инструктажей с руководителями УФЗ;
периодичность контроля УФЗ в подразделениях, круг должностных лиц, осуществляющих данный контроль;
объективность учета, связанного с руководством, организацией, обеспечением и проведением УФЗ;
соответствие всех видов обеспечения УФЗ требованиям руководящих документов;
уровень организационно-методического проведения УФЗ по различным вариантам.
Наличие расхождений между требованиями руководящих документов и реальным состоянием процесса утренней физической зарядки в части служит основанием для внесения соответствующих корректив в работу должностных лиц, отвечающих за руководство и непосредственно ее проведение, организацию и обеспечение.
Процесс руководства зарядкой предполагает выработку соответствующих решений, реализуемых командирами различных уровней управления на основании письменных и устных приказов, распоряжений, инструкций и других документов, имеющих юридическую правовую основу.
Начальник физической подготовки и спорта под руководством командира части, его заместителя и начальника штаба готовит с этой целью материалы в приказы: по службе войск (время, продолжительность зарядки, общий порядок ее проведения в военном городке и вне его) и об организации физической подготовки в части (маршруты ходьбы и бега, места для проведения вариантов зарядки, порядок проведения зарядки под музыку в составе полка, руководители зарядки).
Внедрение этих решений в жизнь с последующим анализом результатов выполнения поставленных задач и внесением соответствующих корректив в работу позволяет повысить эффективность проведения этой формы физической подготовки.
Кроме того, по мере необходимости начальник ФПиС представляет командиру части рапорт, в котором докладывает обобщенные результаты контроля УФЗ в подразделениях в течение определенного периода (месяц, квартал и т. п.). Содержание рапорта условно можно разделить на две части. В первой излагаются проанализированные и систематизированные факты контроля УФЗ, во второй — предлагаются конкретные меры по ликвидации недостатков. Командир накладывает на рапорте соответствующую резолюцию, после чего он становится руководящим документом, в котором содержится решение, принятое должностным лицом части.
Начальник ФПиС организует реализацию принятых решений: ставит задачи исполнителям, оказывает им помощь и контролирует результаты выполнения.