Принцип относительности Галилея. Преобразования Галилея (см
Преобразования Галилея (см. Кинематика равномерного поступательного движения) определяют, как преобразуются координаты и время события при переходе от одной ИСО к другой. Опыт показывает, что механические явления протекают одинаково, независимо от того, с какой постоянной скоростью движется лаборатория. Этот фундаментальный закон природы носит название принципа относительности Галилея и может быть сформулирован следующим образом.
Все законы классической механики не меняют своего вида при переходе от одной ИСО к другой, т.е. законы механики инвариантны (не меняют своего вида) относительно преобразований Галилея.
Определение ускорения свободного падения с помощью
Машины Атвуда
Ускорение свободного падения g можно найти с помощью простого опыта: бросить тело с известной высоты h и измерить время падения t, а затем из формулы h = gt2/2 вычислить g.
В действительности дело обстоит не так просто, если требуется определить g достаточно точно. Определим время t падения с высоты h =1,0 м при g, равном 9.8 м/с2:
, (34)
По нашей оценке при проведении такого эксперимента необходимо измерять время с точностью до 0,01 с. Оценим разброс для t1= 0,44 с; t2 = 0,45 с; t3 = 0,46 с по формуле g = 2h/t2:
g1= =10,3300578м/с2≈10,3 м/с2
g2= =9,8765431м/с2≈9,9м/с2
g3= =9,4517956м/с2≈9,4м/с2
Понятно, что измерить время с точностью до 0,01 с не просто. Наручные часы или спортивный секундомер для такой цели непригодны.
Если увеличить высоту, то время падения тоже увеличится. Так при h= 5 м время падения будет 1 с, а при h = 20 м — 2 с. В этом случае можно ограничиться меньшей точностью при измерении времени, например 0,1 с, но возникает ошибка другого характера. Сопротивление воздуха при больших скоростях играет заметную роль. Формула h = gt2/2 описывает равноускоренное движение и, конечно, не учитывает сопротивления воздуха. Таким образом, увеличивая высоту h, мы увеличиваем время падения и уменьшаем относительную погрешность измерения времени, но при этом вносим другую ошибку: сама формула h = gt2/2 становится неточной. Более того, если кирпич сбросить с высоты h≈ 500 м, то примерно первые 200 м он будет двигаться с ускорением, а затем сила сопротивления воздуха станет равной силе тяжести (это будет при скорости примерно 70 м/с) и тело остальные 300 м будет падать с постоянной скоростью u≈ 70 м/с. В этом случае формула h = gt2/2 становится неверной. Этот простой пример наглядно подчеркивает общую черту любого физического эксперимента. В любом эксперименте точность измерений какой-либо физической величины связана не только с точностью измерительных приборов, но и с тем, насколько точно принятая модель описывает данный опыт. В рассматриваемом нами опыте мы видим, что точность измерения ускорения g связана не только с точностью измерения времени t, но и с тем можно или нет пренебречь трением о воздух. Иными словами; достаточно точно или нет описывает формула h = gt2/2 движение тела.
Трудности опыта связаны с большим значением ускорения свободного падения. Так как ускорение большое, то тело быстро набирает скорость, а при этом или время падения мало и его трудно точно измерить, или сама формула h = gt2/2 не точна.
Уменьшить ускорение можно с помощью устройства, которое называют машиной Атвуда (рисунок 10).
Рисунок 10 Принципиальная схема установки
Через блок перекинута нить, на которой закреплены грузы массой М каждый. На один грузов кладется перегрузок массой т. Ускорение грузов легко найти, если ввести два предположения (выбрать модель!):
1) блок и нить невесомы, т. е. их массы равны нулю;
2) трением тела о воздух и трением между блоком и его осью можно пренебречь.
С учетом этих предположений уравнения движения грузов имеют вид
Mg - T= -Ma, (М + m) g - Т = (М +т) а, | (35) |
где Т — сила натяжения нитей, а — ускорение грузов. Из уравнений (1) получаем
(36)
где ε = m/(2М).
Время, за которое груз опускается на высоту h, равно
(37)
Формально из выражения (37) следует, что время падения груза может быть сколь угодно большим, если уменьшить ε. Например, если взять грузы массами М = 5 кг каждый, перегрузок массой т = 1 г, то ε = 10-4, а время спуска груза на высоту h = 1 м примерно равно 45 с. Это время можно достаточно точно измерить секундомером. Однако реально такой опыт невыполним. Мы предположили, что трение в оси блока отсутствует. Но в действительности оно есть. Весь вопрос в том, можно ли им пренебречь или нет.
Если подвесить к блоку на нитях тяжелые грузы, то в оси блока будет большая сила трения. Чем массивнее грузы, тем больше силатрения. Значит, необходимо брать достаточно тяжелый перегрузок, чтобы преодолеть эту силу трения и привести всю систему в движение.
Сделаем теперь количественные оценки. Пусть m0 — масса такого перегрузка, который только-только страгивает блок с грузами. Это значит, что любой перегрузок меньшей массы не приводит систему в движение. В этом случае момент сил натяжения нитей равен моменту силы трения Мтр в оси блока:
(38)
где T2= (M + m0) g и T1 = Mg — силы натяжения нитей, R — радиус блока (рисунок 11). Момент силы трения в оси блока
Рисунок 11 Принципиальная схема установки с учётом силы трения и размеров блока и оси блока
Момент силы трения в оси блока Mtp= Ftpr, где Ftp — сила трения между блоком и осью, r— радиус оси.
Сила трения Fтр между блокоми осью пропорциональна силе давления на оси блока. Тогда
N=T1+T2==(2M+m0)g (39)
Fтр=μN=μ(2M+m0)g,
где μ— коэффициент трения между блоком и осью, зависящий от свойств соприкасающихся поверхностей втулки блокаи оси.Таким образом, момент силы тренияв оси блока
(40)
Обозначим ε0=m0/(2M). Подставим (40) в (38):
(41)
Как видно из (41), значение ε0 не может быть сколь угодномалым.Оно определяется конструкцией блока (например, егорадиусамиR и r) и коэффициентом трения между блокомиосью.
Так как в машине Атвуда m0<< М, то ε0<<1 и
ε0 ≈μr/R
Какое же значение ε0 можно ожидать? Типичное значение коэффициента трения μ ~10-2 ¸ 10-1. На наших установках r/R ~ 10-2 ¸ 10-1. Таким образом, ε0~ 10-4 ¸ 10-2. Мы привели лишь правдоподобные рассуждения о том, каким может быть ε0. Существенно то, что ε0 можно оценить экспериментально. Например, на установке с грузами массой М = 86 г перегрузок массой 1г не страгивает блока, а перегрузок массой 2 г приводит блок в движение. Это значит, что
В таком случае оценить ε0, характеризующую установку, можно лишь по порядку величины. Как оказывается, она порядка 10-2. Интуитивно ясно, что трением можно пренебречь, если масса перегрузка т >> m0.
Действительно, если масса перегрузка чуть больше m0, то трение в оси блока будет решающим образом определять движение грузов. Это движение уже не будет равноускоренным. Может даже случиться, что система будет двигаться рывками, т. е. остановится, затем снова придет в движение и т. д.
Таким образом, при т m0, т. е. при ε ε0, формула (36) становится неверной. Можно ожидать, что при ε>> ε0 она достаточно точно описывает реальную ситуацию. Так как ε0 10-2, то оптимальное значение ε ~ 10-1. Это значит, что экспериментировать надо с перегрузками 5—20г (при М = 86 г). Если взять ε ~1, то а ~ g. Мы приходим к случаю почти свободного падения.
Можно показать, (см. контрольный вопрос 2), что относительная погрешность при определении ускорения грузов, связанная с пренебрежением массой блока и трением, равна
где mб— масса блока.
Так как величины m0/т и mб /(2М) одного и того же порядка 10-1, то и относительная погрешность при измерении ускорения ~ 10-1. Очевидно, что такого же порядка будет и относ тельная погрешность при измерении g.
Методика измерений
В первую очередь необходимо определить минимальную массу перегрузка m0 страгивающего блок, с тем, чтобы в дальнейшем проводить измерения с грузами, в 5—10 раз превышающими массу m0. Только в этом случае можно пренебречь влиянием трения на движение системы. Не следует стремиться определить m0 точно, достаточно получить ее правильную оценку «сверху», например, выяснить, что m0 не превышает 1 г или 2 г. Для определения m0 можно постепенно увеличивать массу перегрузка, пока блок придет в движение. Так как блок не может быть отцентрирован идеально, то может оказаться, что в различных начальных положениях блока массы страгивающего перегрузка различны. Поэтому нужно повторить измерения m0, в разных положениях блока, а затем в качестве оценки для m0 взять наибольшее из найденных значений.
Следует убедиться, что движение системы при достаточно большой фиксированной массе перегрузка m >>m0 является равноускоренным. Для этого нужно экспериментально проверить выполнение зависимости h = аt2/2. Удобно переписать это соотношение в виде
(42)
из которого ясно, что в осях координат х = , у = t прямая t= t( ), проходящая через начало координат, соответствует равноускоренному движению.
Прямая t ( ) может быть построена по экспериментальным точкам: для одного перегрузка m и ряда различных значений высоты h измеряется время падения груза. Измерения времени для каждой высоты производятся несколько раз, результаты усредняются и записываются в виде
t = ,
где — среднее арифметическое значение измеренного времени падения для данной высоты. В условиях эксперимента погрешность Dt оказывается заметно превышающей погрешность в показаниях электронного миллисекундомера (Dt)0, а именно:
Dt>>(Dt)0=10-3 с.
Поэтому было бы грубой ошибкой считать, что погрешность определения времени падения равна 10-3 с.
Для построения графика на оси ординат откладываются измеренные значения с указанием погрешности
(43)
где n — число измерений, ti — результат i-гo измерения.
На оси абсцисс откладывается . Если полученные экспериментальные точки ложатся на прямую, то движение системы можно считать равноускоренным.
Наконец, важно выяснить, подтверждается ли на опыте зависимость времени падения от массы m перегрузка [см. (2)]:
(44)
В осях координат х = , y=t функция t == t ( ) является уравнением прямой. Зависимость t=t ( ) при фиксированной высоте падения h может быть построена по экспериментальным точкам: для нескольких значений массы перегрузка определяется время падения t = ± Dt.
Измерение времени падения при каждом m повторяют несколько раз, результаты усредняют и находят среднее значение и разброс Dt. Полученные экспериментальные данные откладывают на осях координат на оси ординат — значения с указанием погрешности Dt, на оси абсцисс — соответствующие значения . Затем через полученные точки проводится прямая, и по ее наклону определяется значение g.