Игры, способствующие овладению навыком погружения головы в воду
1. «Умываемся».Дети стоят перед преподавателем. По команде они набирают в ладони воду и умывают лицо. Повторив то же, выливают воду себе на лицо.
2. «Пройди под мостом».Занимающиеся должны пройти под лежащими на воде пенопластовыми досками, подныривая под них. Доски можно заменить деревянными шестами или обручами.
3. «Достань дно рукой». Дети стоят перед преподавателем. По его сигналу они должны присесть и постараться достать дно рукой.
4. «Сядь на дно».По команде ребята должны сесть на дно и погрузиться с головой под воду.
5. «Кто быстрее спрячется?»По сигналу играющие как можно быстрее приседают и опускаются под воду.
6. «У кого смешнее рожица».Занимающиеся становятся парами. Приседая под воду, строят там друг другу (каждая пара) рожицы.
7. «Спрячься в воду».Играющие, разбившись на команды сравным количеством участников, выстраиваются в одну колонну (команда за командой). Водящий вращает хорошо надутую футбольную камеру, привязанную к шнуру. Играющие должны пройти мимо водящего, не задев вращающейся камеры. Для этого им приходится погружаться в воду с головой. Тому, кто не успел или не сумел этого сделать и был задет камерой, дается штрафное очко. Победительницей считается команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.
8. « Лягушата ». Играющие — « лягушата» — становятся в круг и внимательно ждут сигнала преподавателя. По сигналу «Щука!» все «лягушата» подпрыгивают вверх, по сигналу «Утка!» — прячутся под воду. Игрок, перепутавший команды, становится в середину круга и продолжает игру вместе со всеми.
9. «Жучок-паучок». Участники игры, взявшись за руки, идут по кругу. В центре его стоит водящий — «жучок-паучок». Ребята произносят нараспев: «Жу-чок-па-у-чок вышел на охоту, не зевай, поспевай, прячьтесь все под воду!». С последними словами все приседают под воду, а тот, кто не успел спрятаться, становится «жучком-паучком».
10. «До пяти».По команде играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Преподаватель громко считает до пяти. Кто вынырнет раньше времени, становится на одной стороне бассейна, кто продержится под водой до счета «пять» — на другой стороне. Выигрывают последние.
11. «Спрячься».Играющие образуют круг, в центре которого находится преподаватель. Дети быстро опускают голову в воду в момент, когда преподаватель проводит над их головой рукой, шестом или бечевкой с привязанной на конце надутой камерой.
12. «Морской бой».Две шеренги играющих становятся лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу преподавателя они начинают брызгать водой друг другу в лицо (играющие не должны сближаться и касаться друг друга руками). Вы-
игрывает команда, игроки которой не поворачиваются спиной к брызгам, не закрывают глаза.
13. «Смотри внимательно».Играющие становятся парами лицом друг к другу. Один из них приседает под воду и открывает глаза, другой показывает ему различное количество пальцев. Поднявшись из воды, играющий называет количество пальцев, которые он увидел.
14. «Подводный телеграф».Занимающиеся приседают под воду. Преподаватель ударяет по воде ладонью или доской. Ребята должны поднять руки над водой и показать на пальцах количество услышанных ими ударов.
15. «Телефон».Преподаватель погружается с детьми в воду ипроизносит несколько раз слово «алло». При выныривании из воды играющие должны ответить, сколько раз было сказано это слово.
16. «Сом».Дети, взявшись за руки, становятся в круг лицом кцентру. Это — «сетка». В центре круга находится один из играющих — «сом». Он старается вырваться из «сети»: нырнуть под руками играющих или перевалиться через их руки. Игрок, по вине которого «рыба» вырвалась из круга, становится «сомом» и идет в центр круга.
17. «Поезд идет в тоннель».Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс стоящего впереди, образуют «поезд». Двое занимающихся, стоя лицом друг к другу и держась за руки, опущенные в воду, образуют «тоннель». Изображающие «поезд» поочередно подныривают под их руки — «поезд» проходит через «тоннель». После того как «поезд» минует «тоннель», дети, изображавшие «тоннель», меняются местами с первыми двумя «вагонами» поезда. Во время проныривания можно выполнять выдох — «выпускать дым».
18. «Смелые ребята».Дети, взявшись за руки, образуют круг. Произнеся хором: «Мы ребята смелые, смелые, умелые. Если сильно захотим, в воду смело поглядим», все вместе погружаются в воду с открытыми глазами.
19. «Кто дольше?»Занимающиеся, сделав по сигналу преподавателя вдох, прячутся под воду и затем выныривают. Кто вынырнет последним, — тот победитель.
20. «Охотники и утки».Занимающиеся делятся на две команды— «охотников» и «уток». «Охотники» становятся в круг, «утки» — внутри него. Перебрасывая футбольную камеру, «охотники» стараются попасть в «уток». «Утки» увертываются и могут «прятаться» от мяча («нырять»). Играпродол-
жается 2—3 мин, после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, имеющая больше попаданий.
21. «Водолазы». Играющие делятся на две команды. Предвари
тельно на дно водоема опускают хорошо заметные предме
ты (цветные «солдатики», камни, игрушки и т.д.). По
команде играющие собирают предметы со дна, ныряя с от
крытыми глазами. Побеждает команда, участники которой
соберут больше предметов.
Игру можно разнообразить, ставя, например, условие поднять определенный предмет или предмет определенного цвета.
22. «Насос».Занимающиеся разбиваются на пары; взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии шага. По сигналу начинают выполнять попеременные приседания в воду с головой и активный выдох.
23. «Сомбреро».Все играющие образуют круг, в центре которого плавает надувной круг — «мексиканская шляпа». Играющие по очереди подходят к шляпе и, поднырнув под нее, стараются надеть на голову. Те, кому это удается, считаются победителями.
24. «Подводные математики». Занимающиеся располагаются полукругом. Выбирается водящий, который становится перед игроками. По команде преподавателя «Счет!» все игроки погружаются в воду. Водящий на пальцах рук показывает первое число. Игроки поднимаются из воды, водящий называет знак действия (например, плюс), затем игроки вторично погружаются под воду, и водящий показывает второе число (слагаемое). Игрок, первым суммировавший число, поднимается из воды и поднимает руку. Победитель занимает место водящего, и игра продолжается.
25. «Пятнашки».Занимающиеся свободно располагаются по бассейну. Один из них — водящий. Он должен запятнать иг-' рока, не успевшего нырнуть. Запятнанный игрок становится водящим.
26. «Оса».Играющие образуют круг. Водящий (преподаватель) находится в центре. У него в руках удилище, на конце которого — бантик — «оса». Водящий пытается посадить «осу» на нос играющему. Игроки, спасаясь от «осы», погружаются в воду с головой.
2 7. « Кто быстрее достанет клад». Играющие достают со дна какой-либо тонущий предмет, брошенный туда инструктором (тренером, преподавателем). Выигрывает тот, кто достал «клад» быстрее.
28. «Смотри внимательно».Играющие встают парами лицом друг к другу. Один из них приседает под воду и открывает глаза, другой — показывает какие-либо предметы. Потом участники меняются ролями.
29. «Хоровод».Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу преподавателя они начинают двигаться по кругу, повторяя: «Хоровод наш хоровод, всё идет, всё идет, но и скоро он придет, он придет, он придет!» Закончив речитатив, все останавливаются, приседают и погружаются в воду с головой, выполняя выдох в воду. Затем играющие поднимаются, повторяют движение в обратную сторону. При каждом повторении игры производится смена направления. Запрещается отпускать руки товарища, «разрывать» круг, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад.
Игру повторяют 4—6 раз.