Целостно-раздельный метод 8 страница

Плавание современными спортивными способами характе­ризуется обтекаемым положением тела, эффективным и эконо­мичным выполнением рабочих движений и наилучшей их координацией. Используя эти условия, спортсмен может пре­одолеть дистанции с высокой скоростью и со значительно мень­шими затратами энергии.

Усилия, прилагаемые пловцом в воде, существенно отлича­ются от усилий человека на суше. При плавании спортсмен во время гребка взаимодействует с небольшой массой воды, одна­ко время приложения силы у пловца более продолжительное и составляет в среднем 0,3—0,5 с. С ростом квалификации плов­цов от IIIспортивного разряда до мастера спорта происходит снижение отношения «время гребка/время всего цикла». Ис­следование этого показателя при свободном плавании и плава­нии в максимальном темпе дает одинаковую картину, однако значительное сокращение времени создания силы тяги влечет за собой уменьшение импульса силы и, соответственно, скорос­ти плавания.

Скоростьявляется интегральной характеристикой техники плавания и определяется соотношением темпа движений и «шага» пловца.

Под темпомпонимается количество гребков, выполняемых пловцом в единицу времени (за 1 мин). Так, например, если пловец преодолел дистанцию 100м кролем «с толчка» за 58 с, сделав при этом 100 гребков, темп движений определяется сле­дующим образом:

                         
  Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
      Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
 
 
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
      Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
 

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru

где п — количество гребков на дистанции.

Поскольку цикл при плавании кролем состоит из двух греб­ков, окончательная величина темпа будет 51,7.

Использование комплекса видеорегистрационной аппарату­ры с двумя подключенными видеокамерами (Д.Ф. Мосунов, В.М. Федчин, 1977) позволяет выявить, что даже в заплывах разными способами, в которых устанавливается рекорд мира, темп изменяется от цикла к циклу. В каком темпе спортсмен выполнил наибольшее количество циклов, в таком темпе и от­мечается характерный режим работы пловца. Именно в этом темпе и необходимо подробно изучать технику плавательных движений, строить модель его соревновательной деятельности.

Другая такая величина в плавании — «шаг» пловца.Это рас­стояние, которое он преодолевает за один цикл движений. Illai зависит от индивидуальных особенностей пловца: длины конеч­ностей, тренированности (функциональной подготовленности), техники плавания, длины дистанции.

Лучшие пловцы имеют сравнительно больший шаг, который увеличивается с возрастанием дистанции (табл. 5, 6). У все> пловцов с ростом квалификации увеличивается длина шага Темп при этом изменяется незначительно, составляя в средне» по способам около 50 цикл./мин (±2 цикл./мин). Как видно и; данных, представленных в таблицах 5 и 6, более низкие величи ны темпа характерны для плавания на спине. При выявленш наиболее перспективных по спортивным результатам пловцо] оказывается, что они превосходят своих сверстников по показа телям длины шага. Таким образом, названные параметры мо гут служить надежными характеристиками техники плавания

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru




Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru

Длина шага определяется взаимодействием движущей силы, создаваемой движениями рук и ног, а также силой сопротивле­ния воды, обусловленной положением тела пловца. Следова­тельно, ее формирование зависит от рационального выполнения гребковых движений, необходимого комплекса физических качеств, координации, положения тела в воде, согласования гребковых движений с дыханием.

Чем выше темп (при одной и той же величине шага) ичем больше шаг (при одной и той же величине темпа), тем выше ско­рость плавания.

Темп и шаг пловца — объекты тренировочного воздействия — могут быть использованы как управляемые величины в процес­се совершенствования техники плавания. Анализ полученной модели соотношений шага, темпа и скорости пловца (Д.Ф.Мосу-нов, 1996)позволяет определить пять принципиально возмож­ных направлений изменения величин шага и темпа движений при увеличении средней скорости: 1 — увеличение темпа и шага пловца; 2 — увеличение шага при одинаковом темпе; 3 — увели­чение шага при уменьшении темпа; 4 — увеличение темпа при одинаковом шаге; 5 — увеличение темпа при уменьшении шага.

Высокая спортивная квалификация предполагает быструю мобилизацию нервно-мышечного аппарата к работе, согласо­ванность действий мышц-антагонистов и мышц, несущих ос­новную нагрузку. Такая высокая координированность движе­ний возможна лишь при высоком уровне регуляции мышечной

активности центральной нервной системой. Это характеризу­ется: а) изменением частоты разрядов мотонейронов, иннерви-рующих мышцу; б) различным количеством рекрутированных (вовлеченных в сокращение мышц) двигательных единиц; в) длительностью периода, в течение которого мышца оказыва­ется возбужденной. При изменении темпа, к примеру, наибо­лее изменяется частота следования биопотенциалов.

При оценке эффективности кинематических и динамических характеристик техники движений пловца наиболее устойчивой оказывается временная структура. Временные соотношения могут служить критериями оценки совершенства техники пла­вания различными способами.

Еще одним параметром, характеризующим технику плава­ния, является внутрицикловая скорость. Вкаждом способе пла­вания и у каждого спортсмена она изменяется по-разному, в частности, наиболее контрастна — в брассе. По сути, она пол­ностью определяется распределением усилий внутри цикла. Для того чтобы соблюсти такие условия, необходимо:

— увеличение времени нахождения в точке самой высокой скорости;

— отсутствие пауз между подготовительными и рабочими движениями рук и ног;

— оптимальное соотношение и взаимная согласованность рабочих звеньев, оптимальная передача количества движения с одного звена на другое.

Анализ факторной структуры техники квалифицированных пловцов показывает, что она в наибольшей степени определяется:

— эффективностью гребковых движений (примерно на 40 %);

— аэробной производительностью организма (около 35 %);

— гидродинамическими особенностями фигуры пловца (око­ло 11%);

— устойчивостью ^организма к недостатку кислорода
■ (на 9—10%).

Как видно из представленных данных, значительная состав­ляющая — аэробная работоспособность. Показателями послед­ней являются, как известно, PWC170 (общая физическая рабо­тоспособность) и МПК (максимальное потребление кислорода). Эти параметры существенно взаимосвязаны с тотальными раз­мерами тела пловцов.

С целью анализа структуры физической работоспособности был проведен факторный анализ (Э.Г. Мартиросов, 1998). Обсле­дованы лучшие советские пловцы в возрасте 18—23 года: 21 мс и 5 змс. В результате факторизации выделилось три ортогональ-

                       
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
      Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru   Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
      Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
  Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
 
 
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
 

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru

ных фактора, объясняющих 78,3 % обобщенной дисперсии. Для повышения уровня информационной надежности в каждом факторе были отброшены показатели с низкими весами и на суженном факторном пространстве проведен повторный фактор­ный анализ. Он подтвердил наличие трех хорошо интерпрети­рованных факторов. Первый фактор, объясняющий 38 % обоб­щенной дисперсии, идентифицирован авторами как фактор аэробной работоспособности. Второй, объясняющий 24,4 % обобщенной дисперсии, характеризует специальную работоспо­собность. В третьем факторе с вкладом в 15,9 % наибольшие факторные веса выпали на показатели, характеризующие си­ловые возможности пловцов.

На следующем этапе проведена оценка взаимосвязей выде­ленных факторов с показателями телосложения, структурно-метаболическими показателями рабочих мышц, биохимически­ми показателями крови. Эта процедура позволила отобрать из 123 показателей 40 признаков, значимо коррелирующих с вы­деленными факторами. Эти признаки были подвергнуты фак­торизации для определения их структуры. Проведенная серия факторных анализов результатов тестовых испытаний, модели­рующих соревновательную и тренировочную деятельность вы­сококвалифицированных пловцов в различных зонах энерго­обеспечения, позволила выявить структуру факторов их общей и специальной работоспособности. С вероятностью 76,4 % она может быть представлена шестью факторами:

1. Тотальными показателями телосложения.

2. Углеводно-катаболическим компонентом энергетическо­го метаболизма.

3. Анаэробно-гликолитическим компонентом работы боль­шой продолжительности.

4. Пропорциями тела.

5. Степенью мобилизации липидного звена в энергообеспе­чении.

6. Уровнем активности пластических процессов (табл. 7).

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru




               
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
  Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Для того чтобы оценить состояние общей и специальной ра­ботоспособности пловцов, необходимо, по мнению автора, под­вергнуть их обследованию и тестированию по следующей программе валидных показателей:

1. Определить абсолютную поверхность тела.

2. Определить лактат в крови после тестовой нагрузки.

3. Определить в покое или после нагрузки глицерофосфатде-гидрогеназу в медленных волокнах.

4. Определить отношение длина руки/длина тела.

5. Тестировать глицериды в крови после нагрузки.

6. Определить креатинин после нагрузки.

Таким образом, получится, что для анализа структуры фак­торов физической работоспособности пловцов будут использо­ваны показатели, характеризующие разный уровень построения организма: от организменного, органного до тканевого, молекулярного и клеточного. При этом можно отметить высо­кую значимость морфологических показателей в структуре фи­зической работоспособности элитных пловцов (48,7 %).

Факторный анализ данных пловцов первого года обучения позволил выявить 4 обобщающих фактора:

— работоспособность(46,16 %);

— гидродинамические особенности фигуры пловца (30,73 %);

— успешность реализации силовых качеств при плавании (13,73%);

— степень общего физического развития (6,39 %).
Факторная структура второго года занятий значительно от­
личалась:

— эффективностью гребковых движений (42,71 %);

— аэробной производительностю организма (34,93 %);

— гидродинамическими особенностями фигуры (10,82 %);

— устойчивостью организма к недостатку кислорода (8,87 %).
Факторная структура второго года обучения приближается

к показателям квалифицированных пловцов. Благодаря этому становится возможным прогноз перспективности юных пловцов. Таким образом, существуют объективные критерии оценки техники плавания, которые позволяют практическому работ­нику использовать их в своей педагогической деятельности.

Техника плавания способом кроль на груди

В спортивном плавании сегодня известны четыре стиля: брасс, баттерфляй, кроль на груди и кроль на спине. В програм­ме соревнований по плаванию представлены дистанции воль-

ного стиля. Спортсмен, участвующий в этих номерах програм­мы, может выбрать любой стиль. Главное условие — преодолеть дистанцию максимально быстро. Это можно сделать, плывя кро­лем. Ни один из стилей не может соперничать с ним в скорости.

В программе Олимпийских игр, чемпионатов мира и круп­нейших международных соревнований этому способу отводят­ся следующие дистанции: 100, 200, 400 м для мужчин и жен­щин; 800 м и эстафета 4 х 100 м для женщин, дистанция 1500 м и эстафеты 4х100ми4х 200 м для мужчин, а также последние этапы в комплексном плавании и комбинированных эстафетах, эстафета 4 х 200 м у женщин. На этих дистанциях регистриру­ются мировые и европейские рекорды.

Кроль на груди — не только быстрый, но и экономичный спо­соб плавания. Он широко используется во время дальних про­плывов и на марафонских дистанциях.

Кролем на груди плавают современные пятиборцы и поли-атлонисты.

Способ имеет и прикладное значение: с его помощью можно преодолевать значительные расстояния, подплывать к утопаю­щему. Элементы техники кроля на груди можно использовать для транспортировки утопающего (потерпевшего), для переме­щения груза.

Современная техника кроля характеризуется горизонталь­ным положением тела, попеременными движениями ног, попе­ременными движениями рук, проносом рук в подготовительном для гребка движении над поверхностью.

Когда зародился кроль? Вероятно, точно на этот вопрос не ответит никто. На стене одной из египетских гробниц сохрани­лась фигурка плывущего человека, высеченная на камне. Ус­тановлено, что фигурка пловца — не что иное, как иероглиф, обозначающий уже тогда всем известное плавание. Рисунок появился свыше двух с половиной тысяч лет до нашей эры. Можно сказать, что почти из глубины веков пришел к нам чуть ли не современный кроль.

В России с давних времен было известно плавание саженка­ми, в сущности, это — тот же кроль.

«Дедушкой» сегодняшнего кроля был стиль плавания под названием overarm stroke — усовершенствованный народный способ плавания на боку (т.е. «удар через руку», или «удар од­ной рукой сверху»), за которым сохранилось название «овер­арм». Отличительной особенностью этого стиля было то, что в положении на боку пловец «нижней» рукой делал гребки под водой, а «верхней» рукой выполнял пронос над поверхностью





Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru воды для начала очередного гребка; ноги при этом смыкались из положения разведенных ножниц. Такой способ плавания был хорошо известен русским пловцам.

В 1873 г. англичанин Джон Артур Треджен впервые проде­монстрировал новый способ, получивший тогда название Double overarm stroke («треджен», «двойной попеременный удар ру­ками»). Лежа на груди, пловец выполнял попеременные греб­ки руками: когда одна рука делала гребок, другая проносилась по воздуху. На два таких гребка (один правой рукой, другой — левой) выполнялось одно ножницеподобное (как в плавании на боку) движение ногами.

В дальнейшем овер-арм и треджен как спортивные способы плавания международного признания не получили. Лишь в России и Советском Союзе овер-арм был выделен в самостоя­тельный способ, и с 1914 по 1952 г. разыгрывались чемпиона­ты страны и отдельно регистрировались рекорды. Мужчины плавали на дистанции 100 и 300 м, женщины —100 и 200 м. Однако стало очевидным преимущество проноса над водой, осо­бенно когда начали проводиться международные соревнования и регистрироваться мировые рекорды.

Первыми в мире пловцами, применившими кроль на груди, были венгр Золтан Халмаи и австралиец Ричард Кэвиль.

3. Халмаи, усовершенствовав движения рук и ног (быстрые и мощные попеременные гребки выпрямленными руками и слегка заметные попеременные движения ногами в вертикаль­ной плоскости, а не в горизонтальной, как в треджене), добился значительного повышения скорости плавания. На Олимпий­ских играх 1904 г. он выиграл две золотые медали на дистанци­ях 50 и 100 ярдов (1 ярд —"0,91м) вольным стилем с результа­тами соответственно 28,6 и 1. 02,8.

Р. Кэвиль еще больше, чем 3. Халмаи, изменил плоскость движений ног и усилил их активность. На каждый гребок ру­ками Кэвиль делал одно движение («удар») противоположной ногой. Он как бы полз по воде, с чем и связано название появив­шегося нового способа — кроль (от англ. crawl — ползти).

С тех пор способ плавания, предложенный 3. Халмаи, вошел в историю как «венгерский кроль», а способ плавания Р. Кэви-ля — как «австралийский кроль».

Считается, что первым спортсменом, проплывшим кролем, был австралиец Алекс Викхэм.

В1905 г. на международных соревнованиях по плаванию в Вене 3. Халмаи преодолел 100 м вольным стилем (кролем) за 1.05,8. Этот результат признан ФИНА как первый мировой рекорд.

«Австралийский» вариант кроля на груди быстро распрост­ранился среди пловцов Европы и Америки. Техника этого спо­соба совершенствовалась. Пловцы стали полностью опускать лицо в воду. Появилось более плоское и обтекаемое положение тела в воде. Изменился характер движений ног: они стали ра­ботать «от бедра», умеренно сгибаясь в коленных суставах; при этом уменьшилась амплитуда движений. Появилась возмож­ность выполнять большое количество ударов.

Основным вариантом техники стал шестиударный кроль.

Видным представителем шестиударной техники был леген­дарный американский пловец Дж. Вейсмюллер. Его даже на­зывали «профессором» этого стиля. В технике Вейсмюллера рациональнее стала согласованность движений: в момент, ког­да одна рука входила в воду, другая начинала вторую половину гребка — имел место длинный «наплыв»; глубокий вдох выпол­нялся в момент окончания гребка. Все это противоречило су­ществовавшей тогда теории о высокой эффективности «обгона». Согласно этой ошибочной теории рука должна была начинать гребок лишь тогда, когда другая рука после проноса оказалась бы на входе в воду. Д. Вейсмюллер стал победителем Олимпий­ских игр 1924 и 1928 гг. Он был первым кролистом, сумевшим проплыть стометровку вольным стилем быстрее 1 мин, а 400-метровую дистанцию — менее чем за 5 мин.

На Олимпийских играх 1932 и 1936 гг. появился вариант техники «скользящего» кроля. Родоначальниками этого вари­анта стали японцы. В нем положение тела пловца характеризо­валось большим углом атаки, ноги выполняли мощные непре­рывные движения в высоком темпе, находились на большой глубине. Акцентировалось сильное сгибание в коленных суста­вах. В цикле встречалось не только шесть ударов ногами, но и восемь, десять и даже двенадцать. Совершенно естественно, что движения руками были подчинены ударным движениям но­гами. Они совершали быстрые короткие гребки.

Техника «японского кроля» производила большое впечатле­ние, хотя содержала мало рациональных элементов. Увлечение этой техникой, стремление к ее совершенствованию несколько затормозило развитие кроля во многих странах.

В 50-е гг. ведущие пловцы Европы, Америки и Австралии вер­нулись к непрерывному (без «обгона») согласованию движений рук. Усилился гребок руками за счет ритмичных поворотов ту­ловища относительно продольной оси. Гребок стал выполнять­ся со сгибанием руки в локтевом суставе, с «высоким положе­нием локтя». Движения руками стали играть ведущую роль.





           
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
      Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
  Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru

Координационно им стали подчиняться все остальные движе­ния. Появились стайерские варианты техники (двух-, четырех -ударные варианты; скрестные движения ногами; «проволаки-вание» ног и т.д.). Вместе с тем на Олимпийских играх 1956, 1960 и 1964 гг. доминировали шестиударные варианты кроля.

На Олимпийских играх 1968 г. в высокогорном Мехико победителями во всех личных номерах программы были исполь­зованы двух- и четырехударные варианты техники: для усло­вий высокогорья такой подход оказался действительно опти­мальным. В этой связи многие тренеры поспешили отнести шестиударные варианты техники к числу устаревших. Однако это оказалось преждевременным. Как показала практика выс­туплений сильнейших спортсменов в последующие годы, в за­висимости от целого ряда особенностей пловцы используют и двух-, и четырех-, и шестиударные координации.

Положение тела.Тело в воде занимает сравнительно высо­кое, вытянутое и хорошо обтекаемое горизонтальное положе­ние. Угол атаки — 3—5 градусов. Голова удерживается почти строго на продольной оси тела. Лицо опущено в воду, лицевой череп скрыт, взгляд направлен вперед-вниз.

Движения ногами.Движения ногами попеременные.

Направления движений: снизу вверх и сверху вниз. Снизу вверх — движение подготовительное; сверху вниз — рабочее.

Рассмотрим движения на примере одной ноги (движение дру­гой ногой аналогично).

Исходное положение. Нога закончила предыдущее ударное движение, выпрямлена, стопа находится в крайнем нижнем положении на глубине примерно 30—40 см. Носок оттянут. Между линией ноги и горизонтальной линией — острый угол приблизительно в 20 градусов. Из такого исходного положения начинается подготовительное движение ногой вверх.


Подготовительное движение. Первую часть движения нога проходит практически прямой. За счет этого таз устремляется

вниз (по сути, уже в этот момент начинается рабочее движение; разделение целостного слитного движения в известной степени условно и используется с целью анализа). Затем, в тот момент, когда прямая нога оказывается в горизонтальном положении, вниз устремляется бедро. Голень и стопа при этом продолжают движение вверх, к поверхности. В результате возникшего про­тиворечия нога сгибается в коленном суставе. Заканчивается подготовительное движение тогда, когда стопа окажется у самой поверхности воды (но не на поверхности!). Угол сгибания ноги в коленном суставе оказывается в этот момент значительным.

Рабочее движение. По сути, как уже было отмечено, оно на­чато. В дальнейшем, вслед за тазом и бедром, в рабочее движе­ние последовательно вовлекаются голень и стопа. За счет пере­дачи начатого движения с одного звена на другое происходит хлестообразный удар — энергичное движение голенью и стопой вниз с полным выпрямлением ноги в коленном суставе.

В целом ноги работают «в противофазе»: если одна нога вы­полняет подготовительное движение, другая в этот момент — рабочее. Размах ног небольшой. Движение «от таза» или «от бедра». Ритм и интенсивность подчинены движениям руками. Возможны скрестные движения. Внешним признаком правиль­ности выполняемого движения является бурлящий след, остав­ляемый пловцом на поверхности.

Распределение сил сопротивления воды на звеньях ноги во время удара вниз представлено в табл. 8.

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru

Количество ударов в цикле движений руками определяется индивидуальными особенностями пловцов, длиной дистанции

                             
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru   Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
      Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
 
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
    Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
  Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru
 
 
 

Целостно-раздельный метод 8 страница - student2.ru

и многими другими причинами. На коротких дистанциях, как правило, используются шести-, восьмиударные координации; на стайерских дистанциях — двухударная координация.

Движения руками. Движения руками попеременные. Это обеспечивает экономичность техники и ее эффективность, так как попеременная работа позволяет большее время без переры­ва создавать тяговые усилия внутри цикла, «мягче» передавать движение с одного работающего звена на другое.

Руки — основной движитель в кроле. Распределение сил со­противления воды на звеньях руки во время гребка показано в табл. 9.

Наши рекомендации