Обеспечения физической подготовки в учебных частях
Физическая подготовка будущих младших командиров и специалистов направлена на укрепление здоровья, закаливание организма, повышение функциональной и психической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов предстоящей учебно-боевой и боевой деятельности, развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, силы, быстроты и ловкости), формирование военно-прикладных двигательных навыков в ускоренном передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении препятствий, ведении рукопашной схватки, плавании в обмундировании с оружием, а также воспитание устойчивой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В учебных частях, готовящих младших командиров, кроме перечисленных решаются задачи по формированию у курсантов командных и методических навыков в проведении физической подготовки.
По прибытии нового пополнения в часть и до начала первого этапа обучения молодые солдаты (матросы) начинают совершенствовать свою начальную военную подготовку. Для этого с ними организуются занятия по строевой и физической подготовке, изучению уставов, общих обязанностей военнослужащих, распорядка дня части и некоторые другие вопросы.
Дальнейшая подготовка курсантов осуществляется в два этапа:
первый этап — общевойсковая подготовка в течение одного месяца, которая завершается контрольными занятиями и полевым выходом;
второй этап — обучение по специальности продолжительностью 2-4 мес. завершающееся сдачей выпускных экзаменов, в том числе и по физической подготовке.
Общевойсковая подготовка курсантов проводится по единой программе солдата независимо от будущей специальности (командир отделения, механик-водитель, наводчик-оператор). Главная задача общевойсковой подготовки заключается в том, чтобы дать курсантам необходимые знания, а также навыки действий в общевойсковом бою в качестве солдат, воспитывать у них веру в себя, в свое оружие, закалить их физически. Основной формой обучения в этот период является одиночная подготовка, в процессе которой анализируется уровень развития морально-политических, психических и организаторских качеств, что позволяет рекомендовать курсантов для обучения соответствующей специальности.
Подготовка по специальности — основной этап обучения курсантов. Его главная задача заключается в том, чтобы сформировать навыки коллективных действий в составе отделения (экипажа, расчета). Этот этап предусматривает освоение всего комплекса теоретических и практических военно-прикладных навыков, необходимых для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.
Укомплектование кораблей ВМФ личным составом срочной службы по основным корабельным специальностям производится в основном за счет выпускников учебных отрядов. Подготовка курсантов в учебных подразделениях осуществляется в течение 5,5 мес.
Наибольший объем учебного времени отводится на специальную подготовку, которая у различных специалистов характеризуется своими особенностями как в двигательной характеристике профессиональных приемов и действий, так и в соотношении времени, отведенного на теоретические и практические занятия. Значительную часть учебного времени курсанты проводят в классах, что сопровождается большими умственными нагрузками. Изучение материальной части на практических занятиях не требует значительных физических нагрузок.
Личный состав учебных отрядов ВМФ относится к категории работников умственного труда. Его деятельности присущи особенности, характерные для обучения студентов: переработка большого количества новой информации, требующая умственной работоспособности; высокое нервно-эмоциональное напряжение; гипокинезия.
В связи с этим с первых дней пребывания в учебных подразделениях происходит активное приспособление курсантов к новым условиям, в процессе которых формируется коллектив, приобретаются навыки рациональной организации предложенного режима учебно-боевой деятельности, систематической работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств. Происходящие изменения связаны с преодолением трудностей объективного и субъективного характера, в том числе с необходимостью саморегулирования своего поведения, организации самостоятельной работы в условиях нового социального окружения, утратой привычных связей с семьей и школой. В этот период наблюдается относительно низкий уровень психической, интеллектуальной и практической готовности к восприятию нагрузок военно-профессионального обучения, что приводит к излишнему нервному напряжению, усталости, беспокойству, снижению волевой активности, ослаблению мышления, памяти, изменению функций вегетативной и сердечно-сосудистой систем. При таком дезадаптационном состоянии одновременно снижаются защитно-приспособительные возможности организма, что неблагоприятно отражается на состоянии здоровья курсантов.
Большое значение в ускорении процессов адаптации к незнакомым ранее умственным и физическим нагрузкам, в повышении эффективности военно-профессионального обучения, поддержании их высокой работоспособности отводится физической подготовке.
Этапность подготовки специалистов, когда в большинстве учебных частей один набор курсантов проходит полный курс обучения в зимнем, а другой — в летнем периодах обучения, находит свое отражение в особенностях руководства, организации, обеспечения и проведения физической подготовки. Процесс руководства физической подготовкой в учебных и строевых (линейных) частях состоит из одинаковых этапов выработки и принятия решений, постановки задач исполнителям, анализа результатов выполнения поставленных задач, внесения дополнительной коррекции, подведения итогов.
Руководство физической подготовкой в учебной части осуществляют командир и его заместитель, которые принимают основные решения, ставят задачи соответствующим должностным лицам, а затем контролируют ход их выполнения. Важная роль в руководстве отводится штабу воинской части. Он непосредственно проводит в жизнь решения командира, систематически планируя все мероприятия по физической подготовке, организуя подготовку руководителей, проявляя необходимую заботу о всестороннем обеспечении всех форм физической подготовки, контролируя и учитывая результаты ее проведения.
Начальник физической подготовки и спорта учебной части, учитывая краткие сроки обучения военнослужащих, должен постоянно упорядочивать процесс руководства, чаще, чем в строевой части, анализировать уровень физической подготовленности личного состава, особенно на завершающем этапе обучения. Разрабатывая проекты решений (приказов), направленных на улучшение физической и методической подготовленности курсантов, он становится связующим, координирующим звеном между штабом воинской части и различными должностными лицами, которые выполняют поставленные перед ними задачи.
Основными должностными лицами, реализующими управляющие воздействия командования части, являются начальники служб, командиры учебных взводов и рот. Поэтому именно во взаимоотношениях с ними начальник физической подготовки осуществляет повседневное организационно-методическое руководство процессом физического совершенствования курсантов, не забывая при этом о своих должностных обязанностях по организации занятий с офицерами и прапорщиками управления части.
Физическая подготовка офицерского состава и курсантов учебной части организуется на основе соответствующих приказов Министра обороны РФ, программ по физической подготовке, с учетом местных особенностей и имеющегося уровня физической подготовленности. Начальник физической подготовки и спорта до начала учебного года (периода обучения) разрабатывает проект приказа об организации физической подготовки в части, готовит материалы в приказ по службе войск, в котором должны быть отражены вопросы, связанные с использованием и закреплением за подразделениями объектов учебно-материальной базы. При этом необходимо учесть особенности подготовки курсантов, связанные с сезонностью их пребывания в части либо в летнем, либо в зимнем периодах обучения. Проект приказа об организации физической подготовки офицеров части не имеет ярко выраженных отличий от аналогичного документа, разрабатываемого в строевых частях.
Вопросы планирования физической подготовки в учебной части решаются параллельно с планированием боевой подготовки и отражаются в тех предложениях, которые представляет начальник физической подготовки и спорта в штаб воинской части для включения в соответствующие разделы плана боевой подготовки, а также в разработанном им плане (частном) физической подготовки личного состава воинской части на период обучения, плане спортивной работы, в Положении о спортивных, военно-спортивных соревнованиях и смотрах спортивной работы на период обучения, плане проведения утренней физической зарядки, графике распределения учебной материальной базы по физической подготовке и спорту, расписании учебных занятий с офицерами, разрабатываемых на месяц. Отличительными чертами этих документов планирования в отличие от аналогичных, разрабатываемых в строевых частях, являются постоянный учет особенностей призываемого контингента, краткость и сезонность их пребывания в части, методическая направленность учебно-воспитатель-ного процесса.
Подготовка руководителей занятий (их заместителей) в офицерских группах осуществляется начальником физической подготовки и спорта части, а методиста для группы ЛФК — совместно с начальником медицинской службы. Руководители занятий подбираются из числа наиболее физически развитых и хорошо подготовленных в методическом отношении офицеров и прапорщиков. Периодически в системе командирской подготовки с ними проводятся показные и инструкторско-методические занятия, а накануне каждого занятия — инструктажи.
Подготовка младших командиров, организующих и проводящих все формы физической подготовки курсантов, осуществляется на учебно-методических сборах, командирских, инструкторско-методических и показных занятиях, а совершенствуется непосредственно в процессе проведения занятий по боевой подготовке.
Учебно-методические сборы проводятся непосредственно перед началом каждого периода обучения продолжительностью не менее 3 дней в масштабе батальона или части. Привлекаемые к ним сержанты совершенствуют свои практические навыки в выполнении приемов и действий, а также - методические навыки в использовании эффективных приемов обучения и воспитания подчиненных.
Командирские занятия с ними проводят 2 раза в месяц в масштабе роты или батальона командиры этих подразделений. Для обучения специальным вопросам привлекаются начальники служб части.
Инструкторско-методические и показные занятия являются основной формой методической подготовки сержантов. Они проводятся систематически во время учебно-методических сборов, командирских занятий, а также перед отработкой новой темы и планируются в ротном расписании.
Занятия организуются в масштабе роты или батальона командирами этих подразделений. На них сержанты обучаются методам проведения занятий (тренировок) с курсантами, выполняя по очереди действия обучаемых и обучающих.
Инструктажи с сержантами проводятся командирами взводов и рот накануне очередных занятий с курсантами.
В ходе инструктажа уточняются методика и вопросы организации предстоящих занятий.
При этом необходимо помнить, что в соответствии с требованиями программы курсанты, проходящие обучение для замещения вакантных должностей командиров отделений, приобретают командирские навыки, необходимые для управления отделением в бою и в повседневной учебно-боевой деятельности, учатся готовить оружие к бою (стрельбе), обучать и воспитывать подчиненных, осуществлять контроль за их действиями, в том числе в процессе физической подготовки.
С целью формирования командных и методических навыков для курсантов — будущих командиров организуются полевой выход и стажировка в непрерывном командовании учебным отделением продолжительностью 7-10 дней. Планирование стажировки осуществляют командиры рот и взводов.
Контроль за физической подготовкой курсантов, сержантов и офицеров организуется соответствующими должностными лицами: командиром части, его заместителями, командирами подразделений, начальником физической подготовки и спорта части, а также начальником, медицинской службы в пределах их должностных обязанностей. Текущая проверка уровня физической подготовленности курсантов осуществляется ежемесячно по упражнениям и нормативам, которые предусмотрены программами и Наставлением по физической подготовке. Итоговая проверка организуется на выпускных экзаменах. Она включает проверку уровня физической и методической подготовленности курсантов с целью определения степени их готовности к проведению утренней физической зарядки и занятий по физической подготовке с подчиненными.
Контроль за качеством проведения занятий с офицерами, уровнем физической подготовленности сержантов и офицеров осуществляется в соответствии с действующим Наставлением.
Учет физической подготовки ведут начальник штаба и начальник физической подготовки и спорта в журналах учета боевой подготовки, а также в тех документах, где планировались те или иные мероприятия.
Ход методической практики курсантов отражается в журналах учета или в специально разработанных карточках учета выполнения методических заданий.
Обеспечение физической подготовки в учебных частях не имеет принципиальных отличий от этого вида деятельности в строевых частях и характеризуется направленностью на повышение эффективности функционирования процесса физического совершенствования военнослужащих.