Глава 3 Определение рабочих параметров, построение характеристик
3.1 Расчет, определение размеров руля.
Для расчета принимается простой обтекаемый прямоугольный двухопорный балансирный руль, который по сравнению с рулями других типов позволяет получить наименьшее значение момента на баллре.
Наименование величины | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула | Числовое значение | |
Длина и осадка судна | L T | м м | Задана | 135,5 9,35 | |
Площадь пера руля | F | м | (0,013 0,019) LT=0,13*135,5*9,35 | 16,47 | |
Относительное удлинение руля | λ | Задано | 2,0 | ||
Высота пера руля | h | м | =√2*16,47 | 5,739 | |
Ширина пера руля | b | м | =16,47∕5,739 | 2,87 | |
Коэффициент компенсации | k | (0,25 0,35) | 0,26 | ||
Расстояние от передней кромки руля до оси баллера | z | м | k b=0,26*2,87 | 0,746 | |
Площадь балансирной части руля | м | k F=0,26*16,47 | 4,282 |
3.2 Расчет гидродинамических сил, момента на баллере руля.
Наименование величины | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула | Числовое значение | |||||||
Коэффициент попутного потока | (0,22 0,26) | 0,25 | |||||||||
Коэффициент влияния корпуса на руль | K | = | 0,563 | ||||||||
Диаметр гребного винта | D | м | Задан | 5,45 | |||||||
Площадь винта, омываемая потоком винта | м | =2,87*5,45 | 15,642 | ||||||||
Скорость судна | v v | уз м/с | Задана 1856v/3600=1856*16/3600 | 16,0 8,249 | |||||||
Плотность забортной воды | кг/м | [4, табл. 4] | |||||||||
Осевая скорость винта относительно воды | v | м/с | (1- ) v =(1-0,25)*8,249 | 6,187 | |||||||
Мощность, затрачиваемая на вращение винта | N | кВт | 0,98 N =0,98*6610 | 6477,8 | |||||||
Упор винта | P | кН | = =0,6 0,7=0,65 | ||||||||
Коэффициент нагрузки винта по упору | = | 1,115 | |||||||||
Коэффициент влияния винта на руль | K | = | 2,059 | ||||||||
Угол поворота руля от среднего положения | град | ||||||||||
Коэффициент сопротивления | C | [7, табл. 6.1] | 0,03 | 0,04 | 0,06 | 0,09 | 0,17 | 0,27 | |||
Коэффициент подъемной силы | C | 0,25 | 0,53 | 0,835 | 1,06 | 1,1 | |||||
Коэффициент центра давления | C | 0,23 | 0,245 | 0,265 | 0,285 | 0,365 | |||||
Коэффициент нормальной силы | C | (см. приложение 1) | 0,253 | 0,532 | 0,83 | 1,054 | 1,111 | ||||
Отстояние центра давления от передней кромки руля | s | м | (см. приложение 1) | 0,66 | 0,703 | 0,761 | 0,818 | 1,048 | |||
Коэффициент гидродинамического момента | C | (см. приложение 1) | 0,058 | 0,13 | 0,22 | 0,3 | 0,406 | ||||
Нормальная сила | N | кН | (см. приложение 1) | 168,452 | 354,21 | 552,62 | 701,77 | 739,72 | |||
Гидродинамический момент относительно передней кромки руля | M | кН м | (см. приложение 1) | 107,976 | 224,45 | 343,46 | 424,31 | 431,37 | |||
Гидродинамический момент относительно оси руля | M | кН м | (см. приложение 1) | -14,47 | -15,178 | 8,041 | 50,492 | 223,06 | |||
Коэффициент нормальной силы на заднем ходу | C | (0,7 0,8) C =0,75 C (см. приложение 1) | 0,19 | 0,399 | 0,623 | 0,791 | 0,833 | ||||
Отстояние центра давления от задней кромки руля на заднем ходу | S | м | (0,3 0,35)b=0,325 b=0,325*2,87 | 0,933 | |||||||
Гидродинамический момент на заднем ходу судна | M | кН м | (см. приложение 1) | 8,121 | 17,055 | 26,63 | 33,811 | 35,606 | 33,939 | ||
Гидродинамический момент для расчета | M | кН м | Принимается равным M (вся строка), если , или M (вся строка), если > | -14,47 | -15,178 | 8,041 | 50,492 | 223,063 | 141,796 | ||
Крутящий момент на баллере с учетом дополнительных внешних нагрузок | M | кН м | (1,1 1,2) M (см. приложение 1) | -19,47 | -20,422 | 10,819 | 67,937 | 300,132 | 190,786 | ||
Момент на баллере руля с учетом трения в боковых опорах баллере и пяте руля | M | кН м | (1,15 1,2) M (см. приложение 1) | -16,93 | -17,758 | 9,408 | 59,076 | 260,984 | 165,901 |
3.3 Расчет рулевого привода, мощности насоса.
Наименование величины | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула | Числовое значение | |||||||
Диаметр баллера | м | , | 0,301 | ||||||||
Начальный радиус румпеля | м | =1,25*0,301 | 0,375 | ||||||||
Давление масла в цилиндре привода | МПа | ||||||||||
Число пар цилиндров привода | |||||||||||
КПД привода | [7, рис. 6.6] | 0,28 0,54 0,67 0,75 0,77 0,775 0,77 | |||||||||
Диаметр плунжера | м | 0,146 | |||||||||
Ход плунжера при перекладки руля с борта на борт | м | = =1,277*0,375 | 0,433 | ||||||||
Объем масла, подаваемый в цилиндры рулевого привода при перекладке руля с борта на борт | V | м | =2*3,14*(0,132^2)*0,427/4 | 0,014 | |||||||
Время перекладки руля с борта на борт | t | с | |||||||||
Подача насоса | q | м /с | = | 5,8 | |||||||
Радиус румпеля при значении угла поворота угла | м | (см. приложение 2) | 0,375 | 0,376 | 0,381 | 0,388 | 0,399 | 0,414 | 0,433 | ||
Нормальная сила давления на цапфу румпеля | Q | кН | (см. приложение 2) | -25,891 | -26,801 | 13,942 | 85,134 | 362,478 | 220,307 | ||
Сила давления на цапфу вдоль оси плунжера | Q | кН | (см. приложение 2) | -25,792 | -26,394 | 13,467 | 328,517 | 190,791 | |||
Сила давления масла на плунжер | кН | (см. приложение 2) | -47,763 | -39,394 | 17,956 | 103,896 | 423,893 | 247,781 | |||
Давление масла в цилиндре при значениях угла поворота руля | МПа | (см. приложение 2) | -2,853 | -2,353 | 1,073 | 6,206 | 25,321 | 14,801 | |||
Давление масла в цилиндре с учетом подпитки | МПа | (см. приложение 2) | 0,25 | -2,603 | -2,103 | 1,323 | 6,456 | 25,571 | 15,051 | ||
Давление нагнетания насоса с учетом сопротивления напорного трубопровода | МПа | (см. приложение 2) | 0,04 | -2,813 | -2,313 | 1,113 | 6,246 | 25,361 | 14,841 | ||
Давление всасывания насоса с учетом давления подпитки и сопротивления сливного (всасывающего) насоса | МПа | 0,25-0,025 | -1,25 | ||||||||
Давление насоса | P | МПа | (см. приложение 2) | 1,29 | -1,563 | -1,063 | 2,363 | 7,496 | 26,611 | 16,091 | |
Мощность насоса | N | кВт | (см. приложение 2) | -2,924 | -1,666 | 6,23 | 16,103 | 39,575 | 12,962 | ||
КПД насоса | [1, рис. 149,а] | 0,31 | 0,37 | 0,22 | 0,27 | 0,39 | 0,72 | ||||
Мощность электродвигателя | кВт | (см. приложение 2) |
3.4 Построение характеристик
Зависимость крутящего момента на баллере от угла поворота руля
Зависимость давления масла в цилиндре от угла поворота руля
Зависимость мощности насоса от угла поворота
Глава 4 Указание по эксплуатации рулевой машины.
В течении 12 часов до выхода судна из порта рулевая машина должна быть подготовлена к действию, проверена в работе и испытана в соответствии с требованиями СОЛАС. При этом следует руководствоваться фирменными инструкциями по эксплуатации и действующими руководящими техническими материалами. Проверку и испытание выполняют лица командного состава, занятые эксплуатацией и обслуживанием ГРМ. При подготовке к действию, проверках и испытаниях рулевых машин следует обращать особое внимание на следующее: лёгкость перемещения золотников и отсутствие их заеданий, перекосов и больших люфтов в соединениях; с управляющими валиками; состояние поверхности золотников и их уплотнений; лёгкость проворачивания вручную валов насосов регулируемой подачи при их нулевом эксцентриситете; срабатывания стопорных храповиков или гидрозамков; уровня рабочей жидкости в расширительных баках, положение запорных клапанов. Не должно быть нехарактерных шумов и стуков, наружных утечек рабочей жидкости; скачков и задержек руля при его перекладке, а также автоколебаний управляющих валиков приборов ИМ, золотников гидроусилителей, скользящих блоков радиально-поршневых насосов и руля.
Рулевые машины должны быть хорошо отрегулированы. Показателями качества регулирования являются: наибольшая точность установки руля в заданном положении, определяемая разностью заданного и фактического углов перекладки (достаточная точность ± 0,50 при углах перекладки руля ±100); минимального рассогласования нулевых положений насосов (не более 0,50 изменение положения руля при переключении насосов); ограниченный ( не более 10% номинального) люфт на управляющем органе главного насоса; небольшая общая зона нечувствительности системы управления; минимальная скорость сползания руля в режиме «Простой»; отсутствие автоколебаний.
Во время хода судна вахтенный механик, принимая вахту, обязан осмотреть румпельное отделение и рулевую машину, а вахтенный моторист должен осматривать их два раза за вахту. При этом следует обращать внимание на следующее: наличие смазочного масла на трущихся деталях, в прессмаслёнках и смотровых стёклах редукторов; состояние регулирующих и стопорных устройств; соответствие показателей положения руля; температуру (должна быть не ниже 50С зимой) и относительную влажность румпельного помещения (не более 85%).
Особое внимание следует обращать на уровне рабочей жидкости в расширительных баках, показания манометров гидравлических контуров; плавность перекладок руля; не должно быть перегрева рабочей жидкости и наружных утечек; характерных шумов и стуков в насосах и механических соединениях рулевого привода, а также автоколебаний деталей и узлов ГРМ.
При обнаружении существенных отклонений от спецификационных параметров и показателей работы рулевой машины вахтенный механик обязан постоянно наблюдать за её работой, доложить об этом старшему механику и сделать соответствующую запись в журнале.
В течении вахты механик должен периодически контролировать исправность действия рулевой машины по показаниям имеющихся на пульте управления приборов и систематизаторов.
Перед подходом к районам, плавание в которых требует особой осторожности, должна быть проверена исправность действия дистанционного управления рулевой машины на ручных режимах работы. В этих районах должны быть приведены в действие оба насоса, если они могут надёжно работать одновременно.
В случае отказа одного из насосов переход на другой выполняет вахтенный помощник капитана на имеющихся постах управления, а вахтенный механик при этом обязан принять меры по выяснению и устранению причин отказов, доложив о случившемся старшему механику.
Переходы с работы одного насоса на другой в обычных условиях должны выполняться после предупреждения об этом вахтенного механика, который обязан контролировать при этом исправность действия по показаниям имеющимся на пульте управления приборов и сигнализаторов.
В случае отказа всех систем дистанционного управления осуществляется переход на управление «Местный».
После окончания швартовых операций и снятия готовности, рулевую машину надо остановить и осмотреть, обратив особое внимание на отсутствие перегрева и утечек рабочей жидкости, нормальный её уровень в расходных баках и нейтральное положение управляющих органов системы управления и насосов. Перо руля должно быть установлено в диаметральной плоскости.
При эксплуатации ГРМ, которой присуще «сползание руля», в режиме управления «Простой», следует установить на посту управления режим «Следящий».
ВЫВОД: В ходе курсового проекта была рассчитана четырехплунжерная гидравлическая рулевая машина для судна дедвейтом (Dw) 12400т, мощностью главного двигателя (Ne) 6610кВт, длиной (L) 135,5м, осадкой (T) 9,35м, диаметром гребного винта (D) 5,4м и скоростью (V) 16,0 узлов. Данная ГРМ имеет 2 пары цилиндров привода, давление масла (Р) 17 МПа, давление насоса (Рн) 17 МПа, мощность насоса (Nн) 16,091 кВт (при =0,72),а также мощность электродвигателя (Ne) 32кВт(при =0,72), время перекладки полностью погруженного руля или полностью погруженной поворотной насадки с 350 одного борта на 300 другого борта при максимальной скорости переднего хода, относящегося к этой осадке за время не более 28 с. при параметрах, не превышающих номинальных параметров привода. ГРМ соответствует требованием РМРС.
Список используемой литературы:
1. Завиша В.В., Декин Б.Г.
«Судовые вспомогательные механизмы и системы»
Москва, Транспорт, 1984
2. «Правила классификации и постройки морских судов»
Санкт-Петербург, Российский Морской Регистр Судоходства, 2008
3. «Правила технической эксплуатации судовых технических средств»
Санкт-Петербург, ЗАО ЦНИИМФ, 1997
4 Справочник по судовым устройствам
Ленинград, Судостроение, 1975
5. Харин В.М., Декин Б.Г., Занько О.Н., Писклов В.Т.
«Судовые вспомогательные механизмы и системы»
Москва, Транспорт, 1992