Приспособление в. м. абалакова «косой экран» для определения высоты подскока
Из клеенки темного цвета изготовляется лента, которая устанавливается под углом 30° к вертикали (рис. 29). Подвешивается лента при помощи бесконечного шнура, идущего от потолка к стене через три крюка. Расстояние между линиями по краю ленты 11 см 6 мм, а при установлении ленты по отношению к поверхности площадки это расстояние будет равно 19 см. Для удобства лента подвешивается таким образом, чтобы линии были параллельны поверхности площадки.
Наблюдение ведется следующим образом: вначале волейболист поднимает руку, а лента устанавливается так, чтобы нулевое деление было у кончиков пальцев. Затем волейболист приседает и прыгает вверх — отмечается деление, которого он коснулся. Результат не зависит от роста спортсмена.
Рис. 29. Приспособление В. М. Абалакова для определения высоты вертикального прыжка
В литературе по волейболу имеется описание различного дополнительного оборудования (сб. «Настоящее и будущее волейбола», вып. 2, 1963, и др.).
ПОУРОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Курс начальной подготовки волейболистов представлен в настоящем пособии, как мы уже говорили, 120 уроками, рассчитанными примерно на один учебный год систематических занятий (40 недель по 3 занятия в неделю). Продолжительность занятия 120 мин., однако, если есть возможность, ее можно увеличивать до 150 мин., т.е. до 2,5 часа. Учебный материал рассчитан на молодежь и взрослых, имеющих определенный уровень физической подготовки. Пособие может помочь и при проведении занятий по волейболу со школьниками. В этом случае целесообразно воспользоваться уроками, где дается начальное обучение технике, а тренировочный материал исключить. Но лучше все же обратиться к специальной литературе по этому вопросу *.
Учебный материал по урокам распределен так, чтобы им в одинаковой мере могли пользоваться коллективы с различным уровнем подготовленности новичков. Для этой цели включены уроки для самостоятельных занятий, позволяющие провести индивидуальные занятия с отдельными волейболистами по исправлению у них ошибок. Кроме того, предусмотрены так называемые игровые тренировки, на которых также возможно исправление недостатков отдельных игроков. На таких тренировках можно выделить больше времени на тактическую подготовку и совершенствование навыков непосредственно в игре.
Большое место в уроках занимает физическая подготовка, особенно специальная. Повышение уровня физической подготовки играет большую роль не только в достижении высоких спортивно-технических показателей. От физической подготовки зависит и начальное обучение волейболу, о чем мы уже говорили. Ошибаются те, кто думает, что чем меньше сроки обучения, тем меньше времени на физическую подготовку можно и нужно выделять («не до этого», «времени и так мало»). При одном и том же времени, отводимом на занятия, более успешное овладение навыками игры в волейбол происходит там, где систематически занимаются физической подготовкой.
Физическая подготовка должна проводиться во время урока не только в подготовительной части, но и в основной путем выполнения комбинированных заданий по технике
* Подготовка юных волейболистов. ФиС, 1967.
и физической подготовке. Кроме того, отдельные уроки целиком отводятся физической подготовке. На таких уроках дается учебный материал, на основе которого можно подбирать и разнообразить упражнения с учетом местных условий и подготовленности занимающихся.
Если срок обучения меньше чем 40 недель, то количество уроков сокращается за счет игровых тренировок, теоретических и самостоятельных занятий и в последнюю очередь за счет занятий по физической подготовке.
На начальном этапе в уроках на двустороннюю игру в волейбол выделяется немного времени, так как двусторонняя игра на этом этапе еще малоэффективна. В дальнейшем для совершенствования игровых навыков выделяются специальные занятия — игровые тренировки.
В занятиях с новичками, особенно взрослыми, иногда недооценивают подвижные игры. Однако умелый подбор и проведение игр позволяет решать многие задачи общей и специальной подготовки волейболистов, при этом с большим эмоциональным подъемом. В уроках даны подвижные игры и эстафеты, которые полезно применять в работе с волейболистами.
Пособие не рассчитано на специальную подготовку волейболистов к соревнованиям, однако серия игровых тренировок позволяет привить занимающимся необходимые им в соревнованиях знания и навыки. На игровых тренировках проводятся внутренние соревнования, где занимающиеся на практике осваивают навыки организации и проведения соревнований.
Инструктор должен тщательно изучить раздел, где рассказывается о технике и тактике игры, а также даются основы обучения технике и тактике игры.
Заключительная часть урока по своему содержанию изменяется незначительно. В пособии поэтому лишь в первых уроках приводится для примера содержание заключительной части урока. По этому образцу она проводится и во всех последующих уроках.
УРОК 1
Первый урок посвящается организационным вопросам. Инструктор знакомится с группой, рассказывает о задачах работы секции, о содержании учебно-тренировочных занятий, о требованиях к занимающимся, о программе и расписании занятий.
УРОК 2
Задачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Обучение перемещениям волейболиста. 3. Обучение верхней передаче мяча двумя руками.
Продолжительность урока—120 мин. Инвентарь—набивные и волейбольные мячи. Подготовительная часть—120 мин. Построение, принятие рапорта, проверка присутствующих. Сообщение задач урока. Повороты на месте. Ходьба обычная, по сигналу остановка, поворот кругом и ходьба в обратном направлении,
1. Ходьба обычная, круговые движения прямыми и согнутыми руками, пружинящими и рывковыми движениями отведение рук назад, сжимание пальцев в кулак.