Приспособление в. м. абалакова «косой экран» для определения высоты подскока

Из клеенки темного цвета изготовляется лента, кото­рая устанавливается под углом 30° к вертикали (рис. 29). Подвешивается лента при помощи бесконечного шнура, идущего от потолка к стене через три крюка. Расстояние между линиями по краю ленты 11 см 6 мм, а при установлении ленты по отношению к поверхности пло­щадки это расстояние будет рав­но 19 см. Для удобства лента подвешивается таким образом, чтобы линии были параллельны поверхности площадки.

Наблюдение ведется следую­щим образом: вначале волейбо­лист поднимает руку, а лента ус­танавливается так, чтобы нулевое деление было у кончиков паль­цев. Затем волейболист приседа­ет и прыгает вверх — отмечается деление, которого он коснулся. Результат не зависит от роста спортсмена.

приспособление в. м. абалакова «косой экран» для определения высоты подскока - student2.ru

Рис. 29. Приспособление В. М. Абалакова для оп­ределения высоты верти­кального прыжка

В литературе по волейболу имеется описание различного до­полнительного оборудования (сб. «Настоящее и будущее волейбола», вып. 2, 1963, и др.).

ПОУРОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Курс начальной подготовки волейболистов представ­лен в настоящем пособии, как мы уже говорили, 120 уро­ками, рассчитанными примерно на один учебный год систематических занятий (40 недель по 3 занятия в неде­лю). Продолжительность занятия 120 мин., однако, если есть возможность, ее можно увеличивать до 150 мин., т.е. до 2,5 часа. Учебный материал рассчитан на молодежь и взрослых, имеющих определенный уровень физической подготовки. Пособие может помочь и при проведении за­нятий по волейболу со школьниками. В этом случае целе­сообразно воспользоваться уроками, где дается начальное обучение технике, а тренировочный материал исключить. Но лучше все же обратиться к специальной литературе по этому вопросу *.

Учебный материал по урокам распределен так, чтобы им в одинаковой мере могли пользоваться коллективы с различным уровнем подготовленности новичков. Для этой цели включены уроки для самостоятельных занятий, по­зволяющие провести индивидуальные занятия с отдель­ными волейболистами по исправлению у них ошибок. Кроме того, предусмотрены так называемые игровые тре­нировки, на которых также возможно исправление недо­статков отдельных игроков. На таких тренировках можно выделить больше времени на тактическую подготовку и совершенствование навыков непосредственно в игре.

Большое место в уроках занимает физическая подго­товка, особенно специальная. Повышение уровня физи­ческой подготовки играет большую роль не только в до­стижении высоких спортивно-технических показателей. От физической подготовки зависит и начальное обучение волейболу, о чем мы уже говорили. Ошибаются те, кто думает, что чем меньше сроки обучения, тем меньше вре­мени на физическую подготовку можно и нужно выделять («не до этого», «времени и так мало»). При одном и том же времени, отводимом на занятия, более успешное овла­дение навыками игры в волейбол происходит там, где си­стематически занимаются физической подготовкой.

Физическая подготовка должна проводиться во время урока не только в подготовительной части, но и в основ­ной путем выполнения комбинированных заданий по технике

* Подготовка юных волейболистов. ФиС, 1967.

и физической подготовке. Кроме того, отдельные уроки целиком отводятся физической подготовке. На та­ких уроках дается учебный материал, на основе которого можно подбирать и разнообразить упражнения с учетом местных условий и подготовленности занимающихся.

Если срок обучения меньше чем 40 недель, то количе­ство уроков сокращается за счет игровых тренировок, теоретических и самостоятельных занятий и в последнюю очередь за счет занятий по физической подготовке.

На начальном этапе в уроках на двустороннюю игру в волейбол выделяется немного времени, так как двусто­ронняя игра на этом этапе еще малоэффективна. В даль­нейшем для совершенствования игровых навыков выде­ляются специальные занятия — игровые тренировки.

В занятиях с новичками, особенно взрослыми, иногда недооценивают подвижные игры. Однако умелый подбор и проведение игр позволяет решать многие задачи общей и специальной подготовки волейболистов, при этом с большим эмоциональным подъемом. В уроках даны под­вижные игры и эстафеты, которые полезно применять в работе с волейболистами.

Пособие не рассчитано на специальную подготовку во­лейболистов к соревнованиям, однако серия игровых тре­нировок позволяет привить занимающимся необходимые им в соревнованиях знания и навыки. На игровых трени­ровках проводятся внутренние соревнования, где зани­мающиеся на практике осваивают навыки организации и проведения соревнований.

Инструктор должен тщательно изучить раздел, где рассказывается о технике и тактике игры, а также дают­ся основы обучения технике и тактике игры.

Заключительная часть урока по своему содержанию изменяется незначительно. В пособии поэтому лишь в первых уроках приводится для примера содержание за­ключительной части урока. По этому образцу она прово­дится и во всех последующих уроках.

УРОК 1

Первый урок посвящается организационным вопро­сам. Инструктор знакомится с группой, рассказывает о задачах работы секции, о содержании учебно-тренировоч­ных занятий, о требованиях к занимающимся, о програм­ме и расписании занятий.

УРОК 2

Задачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Обучение перемещениям волейболиста. 3. Обучение верхней пере­даче мяча двумя руками.

Продолжительность урока—120 мин. Инвентарь—набивные и волейбольные мячи. Подготовительная часть—120 мин. Построение, принятие рапорта, проверка присутству­ющих. Сообщение задач урока. Повороты на месте. Хо­дьба обычная, по сигналу остановка, поворот кругом и ходьба в обратном направлении,

1. Ходьба обычная, круговые движения прямыми и согнутыми руками, пружинящими и рывковыми движе­ниями отведение рук назад, сжимание пальцев в кулак.

Наши рекомендации