Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) являются естественными факторами, с которыми военнослужащие находятся в постоянном взаимодействии. В этом проявляется закономерность единства человека и среды. Часто изменяющиеся метеорологические условия (солнечное излучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление) могут вызывать существенные биохимические изменения в организме военнослужащих, приводящие к определенным физиологическим и психическим реакциям, изменению их функционального состояния и работоспособности.

Оздоровительные силы природы в процессе физического совершенствования военнослужащих используются для усиления и расширения эффекта воздействия физических упражнений на организм занимающихся. При этом влияние солнца, воздуха и воды является сопутствующим условием, создающим при грамотном его учете наиболее благоприятный фон для выполнения различных двигательных действий. Кроме того, они позволяют улучшить активный отдых, усилить положительные эмоции и ускорить восстановление умственной и физической работоспособности военнослужащих. В данном случае оздоровительные силы природы обычно применяются в виде специальных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн.

Оптимальное использование воздействия солнца, воздуха и воды способствует совершенствованию механизмов регуляции нервной деятельности, улучшению обмена веществ, а следовательно, и укреплению здоровья военнослужащих. Систематическое проведение всех форм физической подготовки на открытом воздухе и в соответствующей форме одежды, а также сочетание выполнения физических упражнений с водными процедурами (растирание снегом, обмывание или обтирание холодной водой, принятие холодного или контрастного душа, полоскание горла и мытье ног холодной водой, купание) способствуют закаливанию организма военнослужащих, повышению его сопротивляемости резким колебаниям температуры воздуха, устойчивости к инфекционным заболеваниям. Эффект закаливания, приобретенный в процессе физического совершенствования военнослужащих, переносится на их военно-профессиональную деятельность, создавая предпосылки для повышения устойчивости организма к воздействию различных неблагоприятных факторов, усиления работоспособности.

Гигиенические факторы

Физические упражнения дают должный эффект только при соблюдении необходимых гигиенических условий, которые можно разделить на две группы. К первой относятся гигиенические факторы, обеспечивающие возможность полноценных занятий физическими упражнениями: соблюдение норм личной и общественной гигиены, режим боевой подготовки, труда, отдыха и питания, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и оборудования, удобство одежды и др. Вторую группу составляют факторы, непосредственно включенные в процесс физического совершенствования военнослужащих: оптимальное чередование нагрузок и отдыха в ходе выполнения физических упражнений, использование различных средств восстановления после занятий (массаж, сауна, ультрафиолетовое облучение и т. п.).

Соблюдение этих условий обеспечивается неуклонным выполнением требований общевоинских уставов, распорядка дня, добросовестным выполнением всеми должностными лицами воинской части своих служебных обязанностей. Практическая реализация гигиенических правил в значительной мере зависит от самих занимающихся. Поэтому важно систематически прививать каждому военнослужащему навыки самостоятельного выполнения требований личной и общественной гигиены. Несоблюдение гигиенических условий не только снижает эффективность использования физических упражнений, но и может пагубно отразиться на здоровье военнослужащих.

Военно-профессиональные приемы и действия, используемые
для улучшения физического состояния военнослужащих

В процессе занятий по различным предметам боевой подготовки личный состав армии и флота обучается выполнению широкого круга военно-профессиональных приемов и действий, большинство из которых представляют собой специфические двигательные действия, являющиеся основными структурными элементами учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих. Характер военно-профессиональных приемов и действий личного состава различных видов ВС и родов войск (сил флота) весьма специфичен. Так, мотострелки преимущественно выполняют элементы, связанные с действиями на пересеченной местности, с ускоренным передвижением и преодолением препятствий, метанием гранат. Для танкистов наиболее характерны приемы скоростно-силового характера: действия по управлению движущимся бронеобъектом, обслуживание и ремонт танка, осуществление работы по устройству укрытий и т. д.

Успешное овладение соответствующими приемами и действиями обеспечивает формирование военно-специальной готовности военнослужащих к боевой деятельности. Это — главная цель занятий по тактической, огневой, технической подготовке и другим предметам боевой подготовки войск. Вместе с тем, многократное целенаправленное и соответствующим образом организованное повторение на занятиях тех или иных приемов и действий служит достаточно эффективным дополнительным средством физического совершенствования военнослужащих.

Одновременное решение в ходе практических занятий по боевой подготовке задач военно-специальной и физической подготовки является очень выгодным по двум причинам. Во-первых, военнослужащие получают возможность тренироваться в выполнении уже изученных приемов и действий в более сложных условиях, на фоне значительного физического утомления, т.е. в условиях, приближенных к реальной боевой обстановке. Этим самым обеспечивается достаточная прочность и устойчивость приобретенных военно-специальных навыков и умений. Во-вторых, при многократном выполнении военно-профессиональных приемов и действий у военнослужащих прямо, а не опосредованно развиваются профессионально важные физические и специальные качества.

Систематическая тренировка военнослужащих в многократном выполнении военно-профессиональных приемов и действий в ходе практических занятий по боевой подготовке, осуществляемая с учетом закономерностей физического совершенствования человека, может, в определенной мере компенсировать отсутствие возможности для регулярных занятий по физической подготовке. Однако полностью исключить необходимость выполнения личным составом армии и флота физических упражнений нельзя. Оказывая большое тренирующее воздействие на военнослужащих, военно-профессиональные приемы и действия все-таки не позволяют строго избирательно влиять на различные группы мышц, не обеспечивают возможность развития всех органов и систем организма в оптимальном соотношении, не всегда вызывают положительные эмоции личного состава, не вполне удовлетворяют природную потребность человека в двигательной деятельности, не могут в полной мере соответствовать индивидуальным особенностям занимающихся.

Таким образом, физические упражнения являются основным средством физического совершенствования военнослужащих. Их применение должно осуществляться в неразрывной связи с использованием оздоровительных сил природы и гигиенических факторов, комплексироваться с многократным выполнением личным составом в ходе занятий по боевой подготовке, на утренней физической зарядке, в процессе спортивно-массовой работы и других форм физической подготовки специфических военно-профессиональных приемов и действий.

Знание особенностей специфических и неспецифических средств физической подготовки, механизмов их влияния на организм и психику занимающихся, умение прогнозировать характер протекания биохимических, физиологических, психических и других процессов, происходящих в организме человека в ходе физической подготовки, способность подбирать физические упражнения и другие средства с учетом различных условий позволяют офицерам — специалистам по физической подготовке и спорту квалифицированно управлять процессом физического совершенствования военнослужащих.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Дайте определение физическому упражнению. Что понимается под содержанием, формой и техникой физического упражнения?

2. Назовите показатели техники физических упражнений.

3. Перечислите основные признаки, лежащие в основе классификации физических упражнений.

4. Дайте краткую характеристику основным физическим упражнениям, предусмотренным действующим Наставлением по физической подготовке.

5. Почему оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и военно-профессиональные приемы и действия являются неспецифическими средствами физического совершенствования военнослужащих? Могут ли они заменить физические упражнения?

Глава VII

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Действенность любого педагогического процесса, в том числе и физического совершенствования военнослужащих, зависит не только от используемых средств, но и во многом от методических особенностей их применения.

Общее понятие о методах и методических приемах
физического совершенствования военнослужащих

Методы — это определенные способы решения конкретной задачи по физическому совершенствованию военнослужащих.

Методы являются наиболее динамичными элементами системы физической подготовки. Это объясняется сложностью обучения, развития, воспитания и слаживания военнослужащих, многообразием различных физических упражнений и условий их выполнения.

Методические приемы представляют собой отдельные звенья различных методов физического совершенствования военнослужащих или являются относительно самостоятельными способами решения каких-либо частных задач. Определенная совокупность взаимосвязанных методов и методических приемов, совместно используемых для решения соответствующих задач физической подготовки, составляет ту или иную методику физического совершенствования военнослужащих.

В процессе физической подготовки личного состава армии и флота используются 4 группы методов: методы обучения, методы развития, методы воспитания и методы слаживания военнослужащих.

Методы обучения обеспечивают овладение рациональной техникой выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков, усвоение соответствующих теоретических знаний, привитие организаторско-методических умений.

Методы развития обеспечивают совершенствование физических качеств, оптимизацию функционального состояния организма и его устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, улучшение антропометрических признаков (показателей физического развития) военнослужащих.

Методы воспитания обеспечивают формирование убежденности в важном значении физической подготовки для повышения боеспособности войск, привитие потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, совершенствование морально-политических и психических качеств.

Методы слаживания обеспечивают совершенствование сплоченности личного состава, формирование у военнослужащих навыков в коллективных действиях.

Необходимо отметить определенную условность деления методов на указанные группы, так как в практике физического совершенствования многие из них успешно используются для решения самых разнообразных задач физической подготовки. К примеру, на завершающем этапе формирования двигательных навыков военнослужащих невозможно обойтись без рационального применения методов развития. Совершенствование морально-политической и психической подготовленности военнослужащих с помощью методов воспитания в значительной мере способствует процессу боевого слаживания воинских подразделений и т.д.

Наряду со специфическими методами физического совершенствования военнослужащих, в ходе физической подготовки находят свою реализацию и общие методы воинского обучения и воспитания, боевой подготовки личного состава армии и флота, а также методы, используемые в процессе тренировки спортсменов. При этом они приобретают особый оттенок, наполняются особым содержанием в связи со спецификой формирования и поддержания физической готовности военнослужащих к боевой деятельности.

Выбор тех или иных методов диктуется логикой учебно-тренировочного процесса, необходимостью учета объективных закономерностей физического совершенствования военнослужащих, к основным из которых относятся: возможность улучшения большинства показателей физического состояния военнослужащих только в результате деятельности, требующей их проявления; обусловленность совершенствования различных физических свойств воинов положительными изменениями, происходящими в их организме; взаимосвязь и взаимообусловленность всех проявлений человеческой личности в процессе ее развития; постепенность и неравномерность изменения различных показателей физического состояния личного состава.

Сущностную основу большинства методов улучшения физического состояния военнослужащих составляют различные сочетания нагрузки и отдыха.

Физическая нагрузка и отдых как главные компоненты методов физического совершенствования военнослужащих

Физическая нагрузка — это степень воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Данное понятие отражает суммарную количественную и качественную меру воздействия двигательных действий на военнослужащих. Физическая нагрузка характеризуется объемом и интенсивностью.

Под объемом нагрузки понимается суммарное количество работы, при выполнении физических упражнений, или сумма всех упражнений (действий), которые выполняют военнослужащие за определенный отрезок времени. Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, учебный день, неделю. месяц, этап физического совершенствования, период обучения, учебный год), в упражнениях с отягощениями — по суммарному весу поднятых тяжестей или числу подъемов тренировочных снарядов, в гимнастических упражнениях — по суммарному количеству выполненных действий (элементов, комбинаций и т. д.). Во многих упражнениях ациклического характера, в единоборствах, спортивных играх он может определяться по длительности протекания тренировочной работы.

Интенсивность нагрузки — это степень воздействия выполняемых упражнений на организм занимающихся. Она выражается в уровне напряженности функций, в величине усилий, проявляемых военнослужащими при выполнении тренировочной работы.

Интенсивность физической нагрузки в зависимости от продолжительности и особенностей тренировочной работы может определяться:

при выполнении одного или нескольких однохарактерных упражнений —по отношению степени напряженности сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем организма в ходе нагрузки к уровню их функционирования в состоянии относительного покоя (применительно к одному военнослужащему она может определяться и по разнице в величине соответствующих показателей до и в процессе выполнения двигательных действий);

при выполнении нескольких разнохарактерных упражнений или за все время занятия — по отношению числа упражнений или объема работы, оказывающих повышенное воздействие на занимающихся, к общему числу упражнений или суммарному количеству проделанной тренировочной работы.

Наиболее простым способом определения интенсивности занятий по физической подготовке является вычисление величины, характеризующей количество проделанной работы в единицу времени.

Интенсивность, как правило, обратно пропорциональна объему нагрузки. Максимальные по интенсивности упражнения могут длиться лишь от долей секунды до нескольких секунд (например, поднимание штанги предельного веса или бег на 100 м с предельной скоростью). В то же время предельные по объему нагрузки непрерывного характера могут иметь лишь относительно невысокую интенсивность. Эта взаимозависимость объема и интенсивности нагрузки находит свое отражение в своеобразии различных методов физического совершенствования военнослужащих.

В ходе занятий по физической подготовке физическая нагрузка обычно определяется по частоте сердечных сокращений (пульса) в минуту. Она может быть: низкой — до 130 уд/мин; средней—130—150 уд/мин; высокой—150— 180 уд/мин; максимальной — свыше 180 уд/мин. В последние годы все большее распространение получает метод определения нагрузки путем расчета суммарных энерготрат. При этом объем нагрузки может быть выражен суммарной энергетической стоимостью того или иного упражнения либо всего занятия, а интенсивность — величиной энерготрат в единицу времени.

Физическая нагрузка бывает стандартной — практически одинаковой по своим параметрам в каждый момент упражнения или в каждом упражнении и переменной — меняющейся по ходу упражнения или в каждом упражнении (прогрессирующей, убывающей либо варьирующей — изменяющейся то в сторону увеличения, то, в сторону уменьшения). Она должна соответствовать задачам и этапу процесса физического совершенствования военнослужащих, уровню их подготовленности и возрасту. По мере роста тренированности личного состава физическая нагрузка должна постоянно повышаться.

В процессе физической подготовки могут использоваться три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый, волнообразный.

Непрерывный способ повышения нагрузки характеризуется относительно равномерным (от занятия к занятию, от недели к неделе и т.д.) повышением ее объема и интенсивности. Он применяется на начальных этапах учебно-тренировочного процесса при относительно однородном составе занимающихся и сравнительно невысоком уровне их физической подготовленности, а также в том случае, если необходим быстрый рост физических возможностей военнослужащих в краткие сроки обучения.

Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в неоднократном чередовании этапов ее стабилизации (на протяжении нескольких занятий) и последующего увеличения. Этим способом пользуются при совместных занятиях военнослужащих с различным уровнем физической подготовленности, что позволяет отстающим быстрее привыкать к повышенным нагрузкам. Применение ступенчатого способа повышения нагрузки требует правильного определения ее оптимального уровня, постоянного наблюдения за функциональным состоянием организма занимающихся и своевременного перехода к очередной, более высокой нагрузке.

Волнообразный способ повышения нагрузки заключается в периодическом колебании объема и интенсивности выполняемых упражнений. Начиная с незначительной, нагрузка повышается с каждым последующим занятием. Достигнув уровня, соответствующего задачам и силам занимающихся, она несколько понижается. В этот период восстанавливаются резервы организма обучаемых, совершенствуется техника выполнения упражнений. Затем нагрузка снова возрастает. Этот способ отличается гибкостью, возможностью максимально учитывать индивидуальные особенности физического состояния занимающихся.

Специфика методов физического совершенствования военнослужащих в значительной мере определяется и тем, какой характер имеет физическая нагрузка в процессе занятий — непрерывный или прерывистый, то есть своеобразие методов зависит от наличия, продолжительности и характера пауз отдыха. Отдых как составной элемент методов улучшения физического состояния военнослужащих может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление). Активный отдых обычно дает лучший эффект восстановления, чем пассивный.

Интервалы отдыха возможны трех типов: ординарные (обеспечивающие к моменту очередного упражнения практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня); жесткие (когда очередная часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состояния отдельных функций или организма в целом); экстремальные (при которых очередная часть тренировочной работы совпадает с фазой повышенной работоспособности, наступающей вследствие воздействия механизмов врабатывания, предшествующей нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов).

Таким образом, объем и интенсивность физической нагрузки, а также интервалы отдыха имеют существенное значение для характеристики методов физического совершенствования военнослужащих. Именно они главным образом определяют конкретные особенности тех или иных методов, используемых в процессе физической подготовки личного состава армии и флота.

§ 2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В ходе занятий по физической подготовке военнослужащие получают определенное физическое образование, которое характеризуется оптимальным объемом теоретических знаний, организаторско-методических умений, военно-прикладных двигательных навыков. Физическое образование личного состава достигается путем использования большого числа различных методов обучения.

Характеристика методов обучения военнослужащих в процессе физической подготовки

Методы обучения военнослужащих подразделяются
на словесные, наглядные и практические

Словесные методы обучения основаны на использовании слова как средства педагогического воздействия на занимающихся. В процессе физического совершенствования военнослужащих чаще всего применяются: методы передачи и приобретения знаний; методы воспроизведения знаний и обмена ими; методы управления деятельностью обучаемых; методы стимулирования и саморегуляции.

Методы передачи и приобретения знаний включают такие разновидности, как рассказ, описание, объяснение, беседа, прослушивание магнитофонных записей, самостоятельное изучение литературных источников и др.

Рассказ представляет собой краткое, образное и эмоционально насыщенное изложение конкретного фактического материала. В ходе рассказа военнослужащим приводятся какие-либо эпизоды из практики физической подготовки и спорта или новые теоретические сведения, носящие относительно целостный характер.

Описание заключается в краткой характеристике изучаемого учебного материала или используемых средств обучения. Этот метод применяется для передачи знаний о технике упражнений, последовательности их выполнения, правилах поведения военнослужащих при решении различных двигательных задач и т.д.

Объяснение — это логически последовательное изложение учебного материала с обязательным раскрытием смысла изучаемых явлений, процессов или действий. Центральное место в нем занимают элементы рассуждения и доказательства. Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения обучаемых к занятиям физическими упражнениями.

Беседа выражается в углублении у военнослужащих специальных знаний путем совместного поиска ответов на интересующие вопросы. Эффективность беседы зависит от непринужденности обстановки, активности обучаемых, возможности свободного выяснения взглядов и других условий. Этот метод наиболее часто используется при рассмотрении сложных теоретических вопросов или проблемных практических ситуаций и позволяет существенно интенсифицировать процесс обучения.

Прослушивание магнитофонных записей позволяет многократно акцентировать внимание обучаемых на главных, наиболее существенных элементах учебной информации, обеспечивает быстрое устранение ошибок, допускаемых военнослужащими в ходе методической практики, дает возможность улучшить их самостоятельную подготовку и т.д.

Самостоятельное изучение литературных источников базируется на необходимости использования дополнительного времени для решения в процессе физической подготовки различных образовательных задач. Этот метод позволяет обучаемым составить более точное и полное представление о сущности изучаемых вопросов, глубже усвоить полученную ранее информацию. Он также расширяет возможность индивидуального подхода к военнослужащим в условиях кассового обучения.

К методам воспроизведения знаний и обмена ими относятся ответ, отчет, дискуссия.

Ответ — это краткое, но достаточно аргументированное изложение мнения обучаемого по существу поставленного вопроса. Подготовка к ответу позволяет систематизировать имеющиеся теоретические сведения.

Отчет — это частичное или полное изложение обучаемым избранного способа и результатов решения той или иной проблемы. Он способствует формированию у военнослужащих более цельного представления о содержании и последовательности выполненных ими действий.

Дискуссия — это публичное обсуждение военнослужащими какого-либо спорного вопроса или проблемной ситуации. Метод дискуссии позволяет сформировать у личного состава устойчивые теоретические знания, выработать способность аргументировано защищать свое мнение в полемике с оппонентами.

Методы управления деятельностью обучаемых включают: постановку задач, указания, распоряжения (приказания), команды, инструктирование

Постановка задач представляет собой необходимый элемент процесса физического совершенствования военнослужащих. Этот метод конкретизирует деятельность военнослужащих в ходе занятий по физической подготовке, определяет их поведение.

Указание отличается краткостью словесного воздействия на обучаемых и обычно отдается в виде реплики по ходу выполнения военнослужащими соответствующих учебных задач, например: «Энергичней наклон», «Голову не опускать» и т.д.

Распоряжение (приказание) отдается перед выполнением военнослужащими различных двигательных действий или решением иных учебных задач. Оно имеет категоричную форму и содержит конкретную регламентацию последующей деятельности обучаемых.

Команда обеспечивает своевременное начало выполнения военнослужащими отданного распоряжения или приказания. Все команды подаются четким и громким голосом в точном соответствии с общевоинскими уставами и Наставлением по физической подготовке.

Инструктирование заключается в передаче обучаемым достаточно подробной информации не только о том, что, когда и с кем им делать, но и главное как, каким образом им действовать при решении поставленных задач. Подробность инструктажа обусловливается уровнем подготовленности обучаемых, сложностью предстоящей деятельности:, наличием времени и другими условиями.

К методам стимулирования и саморегуляции относятся: разбор, оценка, мысленное самопроговаривание программы действий, самоприказы.

Разбор является своеобразным способом усиления качества обучения. Он проводится после выполнения военнослужащими какого-либо задания и включает рассмотрение и анализ эффективности и целесообразности их действий. Наиболее продуктивен двусторонний разбор, когда наряду с руководителем занятий в нем активно участвуют и сами обучаемые.

Оценка — это наиболее лаконичная форма разбора. Она может проявляться в виде односложной реакции («хорошо», «плохо» и т.д.) или быть более развернутой, когда одновременно с общим итогом определяются положительные и отрицательные моменты в деятельности военнослужащих.

Самопроговаривание программы действий связано с концентрацией внимания военнослужащих на наиболее сложных элементах предстоящей деятельности, с «проигрыванием» определенного заранее изучаемого алгоритма поведения. Это обеспечивает более качественное и уверенное выполнение поставленных учебных задач.

Самоприказ представляет собой способ сознательного регулирования военнослужащими своего поведения. Этот метод обычно используется при выполнении упражнений, требующих особого психического напряжения, в соревновательной обстановке и в других стрессовых ситуациях. Применение самоприказов позволяет сохранить необходимую устойчивость двигательных навыков.

Наглядные методы обучения классифицируются в зависимости от воздействия применяемых средств на те или иные органы и системы военнослужащих. В процессе физического совершенствования личного состава армии и флота наиболее часто используются: методы зрительного воздействия, методы наглядно-звукового воздействия, методы проприоцептивного воздействия.

Методы зрительного воздействия на занимающихся обеспечивают восприятие ими техники изучаемых упражнений, приемов или действий, условий их выполнения и т.д. Они основываются на прямой или опосредованной демонстрации военнослужащим соответствующих способов выполнения двигательных действий. Основным методом прямого зрительного воздействия на занимающихся является натуральная демонстрация — показ физических упражнений.

К методам опосредованного зрительного воздействия на занимающихся относятся демонстрация наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонная демонстрация, зрительное ориентирование.

Показ упражнений, осуществляемый руководителем занятий: или наиболее подготовленным военнослужащим, позволяет создать у обучаемых целостное представление об изучаемом двигательном действии. Он может осуществляться в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе. Показ должен быть четким и точным.

Демонстрация наглядных пособий дает возможность воссоздать отдельные фазы двигательных действий, те или иные характеристики движений, способы взаимодействия занимающихся и др. Она основана на использовании различного рода иллюстративного материала — схем, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий, слайдов, кадропланов, а также муляжей, макетов и других предметных пособий.

Кино- и видеомагнитофонная демонстрация дает возможность наглядно воссоздать движения в динамике. Просмотр диапозитивов и видеозаписей, короткометражных учебных фильмов и кинокольцовок не только облегчает овладение рациональной техникой выполнения физических упражнений, но и способствует совершенствованию методической подготовленности военнослужащих.

Зрительное ориентирование предполагает использование таких дополнительных предметов или условий, которые помогают правильно выполнять упражнения во времени, в пространстве и по усилиям. В качестве предметных или символических ориентиров используются мячи на подвесках, флажки, мишени, щиты с разметкой, разграничительные линии и т.д.

Методы наглядно-звукового воздействия основываются на комбинированном использовании акустической и светосигнальной демонстрации. Они позволяют воссоздать отдельные параметры движений (чаще всего временные, пространственно-временные и силовые) с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы электроламп с регулируемым устройством, чучел с устройствами для регистрации силы и точности ударов, автокардиолидеров и др.), а также путем натурального воздействия (бег за партнером-лидером, задающим темп движения и т.д.).

Методы проприоцептивного воздействия базируются на совершенствовании мышечно-двигательного, или кинестетического, анализатора, играющего важную роль в управлении движениями человека. К основным из них относятся так называемая «проводка по движению» и принудительное ограничение параметров движений.

«Проводка по движению» заключается в последовательном прочувствовании занимающимися сигналов от мышечно-связочного аппарата в крайних точках амплитуды движения (обычно это осуществляется с помощью партнера или руководителя занятия).

Принудительное ограничение параметров движений позволяет путем фиксации положения тела или его частей в нужный момент дать прочувствовать занимающемуся правильную позу (например, при наскоке на снаряд и соскоке с него, в положении боевой стойки, в момент выпуска гранаты из руки при метании, при преодолении забора на полосе препятствий и т.д.). Это может производиться как с помощью партнера, так и путем применения специальных технических устройств — ограничителей и фиксаторов движений.

Практические методы обученияиграют решающую роль в процессе физического совершенствования военнослужащих. В зависимости от специфики изучаемых двигательных действий, уровня подготовленности занимающихся, задач обучения они подразделяются на две основные группы: методы строго регламентированного упражнения и методы частично регламентированного упражнения. В данном случае термин «упражнение» обозначает не отдельные виды двигательных действий, применяемых в качестве средств физической подготовки, а методически организованный процесс их выполнения в соответствии с определенными принципами.

Методы строго регламентированного упражнения предусматривают максимально возможное регулирование деятельности занимающихся. Это проявляется в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом), в возможно более точном дозировании нагрузки и нормировании интервалов отдыха, в стандартизации условий занятий.

Применительно к решению задач физического образования военнослужащих (овладения техникой физических упражнений или формирования двигательных навыков) методы строго регламентированного упражнения делятся на три подгруппы: методы формирования представлений о двигательных действиях, методы овладения основами техники физических упражнений, методы закрепления двигательных навыков.

Методы формирования представлений о двигательных действиях наряду с использованием элементов словесного и наглядного воздействия практически выражаются в нескольких способах опробования изучаемых упражнений. Опробование может быть индивидуальным или групповым, полным или частичным, реальным или условным. Оно позволяет обучаемым ощутимо прочувствовать силовые, временные, пространственные и другие особенности изучаемого упражнения, а также более точно оценить свои возможности.

Методы овладения основами техники физических упражнений классифицируются в зависимости от сложности упражнений и подготовленности занимающихся. Наиболее характерными методами разучивания физических упражнений являются: метод целостного упражнения — когда двигательное действие выполняется полностью с избирательной отработкой деталей техники: метод расчлененно-конструктивного упражнения —- когда двигательное действие выполняется по частям или элементам; метод подготовительных (подводящих) упражнений — когда военнослужащих подводят к освоению основного двигательного действия путем его целостной имитации в облегченных условиях либо частичного воспроизведения в упрощенной форме; метод симметричного переключения — когда двигательное действие в целях улучшения качества движений и более осознанного восприятия основ техники его выполнения сначала разучивается в одну сторону, а затем — в другую.

К методам закрепления двигательных навыков относятся: метод сопряженного воздействия, методы использования стандартной нагрузки, методы использования переменной нагрузки, комбинированные методы.

Метод сопряженного воздействия заключается в целостном выполнении упражнений с сохранением их структуры: силовых, временных и других характеристик с дополнительным физическим напряжением. С этой целью военнослужащие выполняют двигательные действия с различными отягощениями или приспособлениями, увеличивающими сопротивление внешней среды.

Наши рекомендации