Прием поезда по неготовому маршруту
На станции Инзер Башкирского отделения Куйбышевской дороги был допущен прием грузового поезда № 2013 по неготовому маршруту. Последствия самые трагические - произошел сход на стрелке 1 семи вагонов, начиная с головы поезда после электровоза, разрушено верхнее строение пути, подвижной состав. Понадобились сложные восстановительные работы. Все произошло из-за нарушений требований ПТЭ, запрещающих дежурному открывать входной сигнал, не убедившись в полной готовности маршрута. Дежурный по станции открыл входной светофор Н на два желтых огня для приема поезда на боковой путь и не прекратил маневровую работу на стрелках маршрута приема. При выезде по приказу дежурного маневрового состава с пути 7 локомотивом вперед за светофор M1 была взрезана стрелка. Однако контроль положения взрезанной стрелки на пульте-манипуляторе сохранился. В результате занятости изолированных участков 1-7СП и МП перекрылся входной светофор Н. Дежурный, нарушив требования ИДП, выполнил искусственную разделку маршрута и вновь открыл входной светофор Н при неготовом маршруте. При проследовании принимаемого поезда № 2013 по взрезанной стрелке 1 произошел сход семи вагонов, и на длительное время прервалось движение. Машинист маневрового локомотива депо Лема в нарушение требований инструктивных документов не следил за положением стрелок в маршруте и допустил взрез стрелки. Дежурный по станции о случае самовольного перекрытия светофора Н не сделал в журнале осмотра запись и не поставил в известность электромеханика. В данном примере явными виновниками являются дежурный по станции и машинист маневрового локомотива. Но возникает вопрос: почему после взреза стрелки контроль ее положения сохранился? Кто же в ответе за этот брак?
Опасные перекрестки
Опасными перекрестками называют железнодорожные переезды. В местах, где расположены переезды, совершаются два несовместимых движения: организованное железнодорожного транспорта и неорганизованное автотранспорта. Организованное движение регламентируется графиком движения поездов, неорганизованное - средствами автоматической переездной сигнализации (АПС) и автошлагбаумами.
Приоритетным является железнодорожное движение. При прохождении каждого поезда переезд закрывается и движение автотранспорта приостанавливается. Безопасность движения по переезду в случае приближения поезда обеспечивается благодаря своевременному закрытию переезда средствами автоматической переездной сигнализации и автошлагбаумов, а также своевременной остановке автотранспорта перед закрытым переездом на время проследования поезда. Аварийные ситуации на переезде возникают в случаях: неисправности АПС, когда переезд остается открытым при приближении поезда; по вине водителей автотранспорта, которые, стремясь различными незаконными способами проследовать закрытый переезд, попадают под колеса электровоза. Большое число аварий на переездах со смертельными исходами происходят при столкновении поездов с автотранспортом при неисправности АПС и автошлагбаумов.
Один из случаев наезда локомотива на рейсовый автобус с тяжелыми последствиями произошел на переезде 203 км Балашевской дистанции Приволжской дороги. При вступлении локомотива на участок приближения по четному пути автошлагбаумы остались в открытом положении, не работала оповестительная световая и звуковая сигнализация. Дежурный по переезду, проводив ранее прошедший поезд, ушел в будку на переезде и спокойно завтракал. На открытом неохраняемом переезде могла возникнуть любая опасность с непредсказуемыми последствиями. Так оно и случилось.
Водитель автобуса, грубо нарушив Правила дорожного движения, при подъезде к открытому переезду в условиях нормальной видимости, не убедился в том, что к переезду приближается поезд, несвоевременно выехал на переезд, в результате чего локомотив поезда столкнулся с автобусом. После аварии для выяснения причины отказа устройств автоматики на переезд прибыл старший электромеханик дистанции. Осмотром он установил, что на щитке управления горит лампочка извещения приближения поезда в четном направлении, реле открытия шлагбаумов ОШР находится под током, а автошлагбаумы открыты. При попытке открыть щиток управления переездом действие звуковой и световой сигнализации восстановилось, автошлагбаумы закрылись.
Дальнейшим расследованием было установлено, что причиной отказа работы АПС и автошлагбаумов на переезде явилась искусственная подпитка обмотки реле включения сигнализации ВРП. Цепь подпитки образовалась от полюса МБ батареи через жилы кабеля с пониженным сопротивлением изоляции по отношению к "земле", а также от плюса ПВ-28 через выводы 11-12 кнопки открытия шлагбаума ОШК. Появление повреждения в устройствах АПС стало возможным из-за невыполнения требований должностной Инструкции в части проверки щитка управления и изоляции монтажа электромехаником СЦБ Балашевской дистанции. В результате допущенного повреждения при столкновении на переезде электровоза с автобусом были случаи травм и гибели людей, а также повреждена хвостовая часть автобуса. Перерыв в движении составил 55 мин.
Еще большее число аварий в зоне особой опасности на переездах происходит по вине водителей автотранспорта. Один из ужасных случаев произошел на переезде под Петрозаводском 8 июля 1990 г. Столкновение пригородного поезда с рейсовым автобусом, наполненным людьми, закончилось национальной трагедией в Карелии (газета "Гудок" от 3 августа 1990 г.).
Вот как это произошло. К переезду перегона Чална-Онежская - Томицы участка Суоярви - Петрозаводск Октябрьской дороги подходил пригородный поезд со скоростью около 80 км/ч. При приближении к переезду локомотивная бригада подавала оповестительные сигналы. В это же время к переезду двигался рейсовый автобус и на расстоянии 300 м от переезда кратковременно остановился, а затем продолжал движение к переезду со скоростью 40-50 км/ч. При подходе к переезду водитель снизил скорость до 30 км/ч, но не остановился и выехал на переезд в нарушение Правил дорожного движения, где запрещается выход на переезд при красном огне на проездном светофоре. Если светофор выключен и шлагбаум отсутствует, то водителю разрешается движение через переезд только после того, как он убедился в отсутствии приближающегося поезда. Водители часто теряют чувство ответственности и выезжают на переезд даже при закрытых шлагбаумах, объезжая их по левой стороне проезжей части.
Очень часто на перегоне оказывается застрявший трактор или лихач-автоводитель, который, насмотревшись детективных фильмов, чтобы пощекотать себе нервы, пытается проскочить переезд перед колесами локомотива, но неизбежно запаздывает и попадает под колеса поезда. Во всех случаях трагический исход неизбежен. Неизбежным он был и для рейсового автобуса. Водитель автобуса, зная, что в автобусе находятся люди, в том числе и дети, повел себя безответственно. Можно предположить, что водитель не увидел приближающегося поезда, но оповестительные сигналы он не мог не видеть и все же выехал на переезд в надежде проскочить, но не рассчитал, и тяжелая налетевшая громада смяла железную коробку и всех, кто в ней находился. В карельской трагедии погибли 21 чел., двое скончались в дороге, девять - в больнице, 29 чел. госпитализированы с травмами различной тяжести, 10 пассажиров автобуса находились на амбулаторном лечении. Решением правительства Карельской АССР день 11 июля был объявлен днем траура. По всей Карелии прошли панихиды в церквях. На петрозаводских кладбищах появились 32 свежие могилы. Двадцатишестилетний водитель автобуса остался жив, дело было передано в судебные органы. Машинист тепловоза и его помощник находились в состоянии шока.
Еще не успели просохнуть слезы по "трагедии в Карелии", как 10 ноября 1990 г. произошла новая трагедия в Свердловске (ныне Екатеринбург). Сценарий тот же, что и в Карелии. Маршрутный пассажирский автобус вел молодой водитель, не имеющий практики вождения пассажирского транспорта, да еще торопился после смены отметить рождение ребенка. На пути встретился железнодорожный переезд, перед которым из-за большой интенсивности железнодорожного движения обычно скапливается длинная вереница машин, которые простаивают 40—50 мин. Водители с нетерпением ждут, когда можно проследовать переезд, а наиболее нетерпеливые объезжают закрытые шлагбаумы или просто, ломая деревянный брус, проскакивают под носом поезда и мчатся дальше. Так поступил и молодой водитель. Он, правда, не объезжал и не ломал шлагбаума, в тот день шлагбаум был поврежден и длительное время стоял в виде неподвижного деревянного полосатого столба. Однако, по утверждению дежурной по переезду, были включены световые и звуковые сигналы, запрещающие выезжать на переезд. Автобус все же въехал на закрытый переезд в тот момент, когда к нему по роковому стечению обстоятельств навстречу друг другу двигались пригородный электропоезд и грузовой поезд. От ударов автобус был разорван надвое, на задней его площадке мгновенно погибли 10 чел., на передней - трое, в том числе и водитель. Один из пассажиров, не доехав до больницы, скончался, двое умерли на операционном столе.
Итак, лихачество и безответственность в опасной зоне чаще всего заканчиваются трагедией. Если за последние 10 лет в крушениях поездов погибли почти 600 и ранены около 1000 чел., то в это же время на переездах погибли 2,7 тыс., а ранены около 4 тыс. чел.
Каждое расследование трагедии показывает, что основной причиной является безответственность работников всех рангов. Постановляющая часть по каждому случаю расследования заканчивается словами "Указать", "Предупредить" и даже "Просить". Однако проблема обеспечения безопасности на железнодорожных переездах вместо безликих слов требует наиболее конструктивных решений с указанием персонально ответственных руководителей и исполнителей для реализации этих решений.
Существующая автоматика на переездах при бесконтрольности движения автотранспорта и массовых нарушениях Правил дорожного движения не обеспечивает безопасности движения в опасной зоне. Нужны более радикальные меры. К таким мерам относится внедрение совершенных систем автоматики или строительство путепроводов. Новых систем автоматики пока нет. МПС объявило конкурс на лучшее техническое решение устройств, предупреждающих аварии на переездах. Строительство путепроводов решается на уровне руководителей дорог и местными органами. Из разработанной программы строительства 173 путепроводов в 1986-1990 гг. построено к началу 1990 г. только 50. Более 53 вообще исключены из титульных списков. Однако люди гибнут, а в ответе остаются водитель автобуса, да тракторист на застрявшем тракторе. Не дожидаясь решения проблемы, правительство Карельской АССР по предложению МПС приняло решение о введении регулирования движения автотранспорта на шести наиболее опасных переездах работниками ГАИ МВД республики. Если существующая автоматика бессильна, а путепроводов нет, то безопасность движения обеспечит человек. Может быть, в скором времени и появятся новые технические средства, на которые объявлен конкурс, или построят путепроводы, и тогда на опасных перекрестках не понадобится регулировщик с жезлом.