Теоретические сведения. Основная цель осмотра кабельных трасс — это наблюдение за сохранностью кабелей и
Основная цель осмотра кабельных трасс — это наблюдение за сохранностью кабелей и предупреждение механического повреждения. Поэтому при очередных проходах вдоль железнодорожных путей, но не реже установленной периодичности, следует осматривать трассу подземных кабелей, а также кабельных желобов для предупреждения возможности повреждения их при производстве строительных или земляных работ. Во время весеннего паводка, а также после ливневых дождей необходимо выполнять внеочередной осмотр трассы подземных кабелей.
Чаще механические повреждения кабельных линий происходят при проведении различных строительных работ. Обычно предпосылки, ведущие к механическим повреждениям кабельных линий при строительных и других работах, создаются постепенно, поэтому их можно обнаружить при периодических осмотрах трасс.
Характерные признаки, каждый из которых в отдельности может свидетельствовать о намеченном проведении строительных работ в зоне нахождения кабелей, следующие: разметка местности, завоз и складирование строительных материалов, возникновение дорог, установка ограждений, появление механизмов и строительных домиков-фургонов и т. п. Другие работы и мероприятия, потенциально опасные для состояния действующих кабелей, проводимые вдоль земляного полотна железных дорог, на полях, лесоучастках и т. п. становятся очевидными еще до возникновения аварийного положения на кабельных трассах. Поэтому одна из основных целей осмотра трассы кабелей — наблюдение за изменением обстановки в районах трасс и принятие неотложных мер по предотвращению повреждения кабеля в опасных случаях.
Для полноценного осмотра трассы обслуживающим персоналом необходимо знать: характер местности на всех участках трассы; предприятия, организации и учреждения, которые могут производить строительные работы в местах прохождения кабелей; строительные, ремонтно-восстановительные и земляные работы, которые уже ведутся; какие работы будут произведены в ближайшее время; опасные для сохранности кабелей места вблизи полевых станов, стоянок, механизмов, хранилищ горюче-смазочных материалов, карьеров производственного и бытового назначения (песчаных, глиняных и черноземных), прудов, промышленных и бытовых свалок, а также места пересечения трасс железными, шоссейными и грунтовыми дорогами, осушительными и оросительными каналами, стоками, дренажами, газо- и нефтепроводом, высоковольтными линиями, линиями связи и другими коммуникациями, на которых могут проводиться эксплуатационные и ремонтно-восстановительные работы. Учитывая сезонность многих работ, можно заранее определить начало их проведения и принять соответствующие меры по сохранности кабельных линий.
При осмотре трассы кабеля электромеханик должен пользоваться исполнительным кабельным планом, где должны быть указаны муфты н дана привязка прохождения трассы к местности. В зимнее время особое внимание должно уделяться наличию знаков ограждения (вышек) кабельных разветвленных муфт и путевых трансформаторных ящиков. Особо тщательный надзор за состоянием кабельной трассы должен проводиться на участках, где строительно-монтажными организациями уже ведутся строительные работы.
Недопустимо, чтобы места прохождения кабельной трассы были засорены мусором, что может привести к возгоранию кабеля.
При осмотре кабельных желобов, незасыпанных землей, проверяют целость желобов, наличие крышек, обозначений согласно кабельному плану. На желобах должны быть несмываемые надписи типа БИР—на желобе с бирками, СМЖ — на желобе с соединительной муфтой, СМЗ — на желобе, рядом с которым в земле находится соединительная муфта, ВЫХ 5.20 — на желобе, из которого выходят кабели под номерами 5 и 20. Кабели в желобах должны лежать свободно "змейкой", не пересекаясь друг с другом. Допускается укладка кабелей в несколько рядов, но не более пяти. При этом между рядами через 40 м должны быть установлены деревянные прокладки сечением 40 х 40 мм.
Кабели связи при совместной прокладке их с сигнально-блокировочными и контрольными кабелями укладывают крайними в верхнем ряду. Силовые кабели напряжением от 400 В до 1 кВ при прокладке в одном желобе с кабелями связи и сигнально-блокировочными кабелями отделяют от них несгораемой перегородкой. В случае прокладки кабелей в два ряда и более на каждый кабель через 40 м должна быть прикреплена бирка с указанием номера кабеля в соответствии с ведомостью и планом укладки. Бирки на все кабели прикрепляют в пределах одного желоба.
При осмотре трассы кабелей, проходящей по металлическим или железобетонным мостам, проверяют целость труб и желобов, используя для этого смотровые люки. При прокладке кабелей под пешеходной частью моста смотровые люки должны быть устроены не реже чем через 50 м. В местах перехода кабелей через температурные швы мостов и сопряжения пролетных строений различных типов, а также при переходе с конструкций мостов на устои или непосредственно в грунт должен быть предусмотрен запас кабеля в виде полупетли длиной не менее I м для предохранения кабелей от механических повреждений при температурных деформациях элементов мостов.
При осмотре кабельной трассы в туннелях проверяют целость и надежность крепления кабельных конструкций и кабеля. Высота установки опорных кабельных конструкций от уровня головки рельса и способ их крепления определяются проектом. На прямолинейных участках туннеля опорные кабельные конструкции устанавливаются на расстоянии 1 м друг от друга по горизонтали. В местах поворота трассы расстояния между конструкциями выбираются по месту допустимого радиуса изгиба кабелей; оно должно быть не больше, чем для прямых участков. При установке кабельных конструкций в несколько рядов вертикальное расстояние между горизонтальными рядами должно быть не менее 125 мм.
Опорные металлические кабельные конструкции должны быть покрыты негорючей антикоррозийной краской или оцинкованы. Для прокладки в туннелях должны применяться небронированные и бронированные кабели с негорючими защитными покровами (стеклянная пряжа с негорючим составом, поливинилхлоридный пластикат или другие, равные им по несгораемости материалы), а также бронированные кабели без наружного защитного покрова. Если кабель одной строительной длины прокладывается по опорным кабельным конструкциям и в земле, то применяют кабель с защитным покровом, а на всем протяжении туннеля защитный покров удаляется.
Применение в туннелях кабелей с наружными полиэтиленовыми оболочками или покровами по условиям пожарной безопасности запрещается.
Прокладка кабеля должна соответствовать требованиям, изложенным в Правилах производства работ по устройству автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте (кабельные работы), ВСН 129/1-80.
О результатах осмотра трассы подземных кабелей и кабельных желобов электромеханик записывает в Журнал формы ШУ-2.
Проведение работы
2.1 Ознакомиться с технологической картой № 62. При отсутствии литературы воспользуйтесь приведенными в методичке теоретическими сведениями.
2.2 Составить алгоритм проверки трассы подземных кабелей и кабельных желобов.
2.4 Выполнить проверку состояния кабельной трассы на полигоне.
Оформление отчета
Составьте отчет о проделанной работе, оформленного в соответствии с ГОСТом.
Содержание отчета:
1) название работы,
2) цель работы,
3) запись в журнале ДУ-46 перед началом и после окончания работы,
4) алгоритм проведения работы,
5) запись в журнале ШУ-2,
6) вывод о проделанной работе, список обнаруженных отклонений от норм.
Литература и технические средства обучения
1. Устройства СЦБ. Технология обслуживания. –М.: Транспорт. 1999. -427 с., стр. 322-325.
2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки. ЦШ-720. М.: Трансиздат, 2000.
3. Типовая инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера сигнализации, централизации, блокировки и связи. ТОИ Р-32-ЦШ-796-00. М.: Трансиздат, 2001.