Теоретические сведения. Основная цель осмотра кабельных трасс — это наблюдение за сохранностью кабелей и

Основная цель осмотра кабельных трасс — это наблюдение за сохранностью кабелей и предупреждение механического повреждения. Поэтому при очередных проходах вдоль железнодорожных путей, но не реже установленной периодичности, следует осматривать трассу подземных кабелей, а также кабельных желобов для предупреждения возможности повреждения их при производстве строительных или земляных работ. Во время весеннего паводка, а также после ливневых дождей необходимо выполнять внеочередной осмотр трассы подзем­ных кабелей.

Чаще механические повреждения кабельных линий происходят при проведении различных строительных работ. Обычно предпосылки, ведущие к механическим повреждениям кабельных линий при стро­ительных и других работах, создаются постепенно, поэтому их можно обнаружить при периодических осмотрах трасс.

Характерные признаки, каждый из которых в отдельности может свидетельствовать о намеченном проведении строительных работ в зоне нахождения кабелей, следующие: разметка местности, завоз и складирование строительных материалов, возникновение дорог, уста­новка ограждений, появление механизмов и строительных домиков-фургонов и т. п. Другие работы и мероприятия, потенциально опас­ные для состояния действующих кабелей, проводимые вдоль земляно­го полотна железных дорог, на полях, лесоучастках и т. п. становятся очевидными еще до возникновения аварийного положения на кабель­ных трассах. Поэтому одна из основных целей осмотра трассы кабе­лей — наблюдение за изменением обстановки в районах трасс и при­нятие неотложных мер по предотвращению повреждения кабеля в опасных случаях.

Для полноценного осмотра трассы обслуживающим персоналом необходимо знать: характер местности на всех участках трассы; пред­приятия, организации и учреждения, которые могут производить строительные работы в местах прохождения кабелей; строительные, ремонтно-восстановительные и земляные работы, которые уже ведут­ся; какие работы будут произведены в ближайшее время; опасные для сохранности кабелей места вблизи полевых станов, стоянок, механиз­мов, хранилищ горюче-смазочных материалов, карьеров производст­венного и бытового назначения (песчаных, глиняных и черноземных), прудов, промышленных и бытовых свалок, а также места пересечения трасс железными, шоссейными и грунтовыми дорогами, осушитель­ными и оросительными каналами, стоками, дренажами, газо- и нефте­проводом, высоковольтными линиями, линиями связи и другими ком­муникациями, на которых могут проводиться эксплуатационные и ремонтно-восстановительные работы. Учитывая сезонность многих работ, можно заранее определить начало их проведения и принять соответствующие меры по сохранности кабельных линий.

При осмотре трассы кабеля электромеханик должен пользоваться исполнительным кабельным планом, где должны быть указаны муфты н дана привязка прохождения трассы к местности. В зимнее время особое внимание должно уделяться наличию знаков огражде­ния (вышек) кабельных разветвленных муфт и путевых трансформа­торных ящиков. Особо тщательный надзор за состоянием кабельной трассы должен проводиться на участках, где строительно-монтажны­ми организациями уже ведутся строительные работы.

Недопустимо, чтобы места прохождения кабельной трассы были засорены мусором, что может привести к возгоранию кабеля.

При осмотре кабельных желобов, незасыпанных землей, проверяют целость желобов, наличие крышек, обозначений согласно кабельному плану. На желобах должны быть несмываемые надписи типа БИР—на желобе с бирками, СМЖ — на желобе с соединительной муфтой, СМЗ — на желобе, рядом с которым в земле находится соединительная муфта, ВЫХ 5.20 — на желобе, из которого выходят кабели под номе­рами 5 и 20. Кабели в желобах должны лежать свободно "змейкой", не пересекаясь друг с другом. Допускается укладка кабелей в несколько рядов, но не более пяти. При этом между рядами через 40 м должны быть установлены деревянные прокладки сечением 40 х 40 мм.

Кабели связи при совместной прокладке их с сигнально-блокировочными и контрольными кабелями укладывают крайними в верхнем ряду. Силовые кабели напряжением от 400 В до 1 кВ при прокладке в одном желобе с кабелями связи и сигнально-блокировочными кабеля­ми отделяют от них несгораемой перегородкой. В случае прокладки кабелей в два ряда и более на каждый кабель через 40 м должна быть прикреплена бирка с указанием номера кабеля в соответствии с ведо­мостью и планом укладки. Бирки на все кабели прикрепляют в преде­лах одного желоба.

При осмотре трассы кабелей, проходящей по металлическим или железобетонным мостам, проверяют целость труб и желобов, исполь­зуя для этого смотровые люки. При прокладке кабелей под пешеход­ной частью моста смотровые люки должны быть устроены не реже чем через 50 м. В местах перехода кабелей через температурные швы мостов и сопряжения пролетных строений различных типов, а также при переходе с конструкций мостов на устои или непосредственно в грунт должен быть предусмотрен запас кабеля в виде полупетли дли­ной не менее I м для предохранения кабелей от механических повреж­дений при температурных деформациях элементов мостов.

При осмотре кабельной трассы в туннелях проверяют целость и надежность крепления кабельных конструкций и кабеля. Высота уста­новки опорных кабельных конструкций от уровня головки рельса и способ их крепления определяются проектом. На прямолинейных участках туннеля опорные кабельные конструкции устанавливаются на расстоянии 1 м друг от друга по горизонтали. В местах поворота трассы расстояния между конструкциями выбираются по месту допус­тимого радиуса изгиба кабелей; оно должно быть не больше, чем для прямых участков. При установке кабельных конструкций в несколько рядов вертикальное расстояние между горизонтальными рядами должно быть не менее 125 мм.

Опорные металлические кабельные конструкции должны быть по­крыты негорючей антикоррозийной краской или оцинкованы. Для прокладки в туннелях должны применяться небронированные и бро­нированные кабели с негорючими защитными покровами (стеклянная пряжа с негорючим составом, поливинилхлоридный пластикат или другие, равные им по несгораемости материалы), а также брониро­ванные кабели без наружного защитного покрова. Если кабель одной строительной длины прокладывается по опорным кабельным кон­струкциям и в земле, то применяют кабель с защитным покровом, а на всем протяжении туннеля защитный покров удаляется.

Применение в туннелях кабелей с наружными полиэтиленовыми оболочками или покровами по условиям пожарной безопасности за­прещается.

Прокладка кабеля должна соответствовать требованиям, изложен­ным в Правилах производства работ по устройству автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте (кабельные работы), ВСН 129/1-80.

О результатах осмотра трассы подземных кабелей и кабельных желобов электромеханик записывает в Журнал формы ШУ-2.

Проведение работы

2.1 Ознакомиться с технологической картой № 62. При отсутствии литературы воспользуйтесь приведенными в методичке теоретическими сведениями.

2.2 Составить алгоритм проверки трассы подземных кабелей и кабельных желобов.

2.4 Выполнить проверку состояния кабельной трассы на полигоне.

Оформление отчета

Составьте отчет о проделанной работе, оформленного в соответствии с ГОСТом.

Содержание отчета:

1) название работы,

2) цель работы,

3) запись в журнале ДУ-46 перед началом и после окончания работы,

4) алгоритм проведения работы,

5) запись в журнале ШУ-2,

6) вывод о проделанной работе, список обнаруженных отклонений от норм.

Литература и технические средства обучения

1. Устройства СЦБ. Технология обслуживания. –М.: Транспорт. 1999. -427 с., стр. 322-325.

2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки. ЦШ-720. М.: Трансиздат, 2000.

3. Типовая инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера сигнализации, централизации, блокировки и связи. ТОИ Р-32-ЦШ-796-00. М.: Трансиздат, 2001.

Наши рекомендации