Устранение постоянной поправки гирокомпаса
Постоянная поправка гирокомпаса ДГК является следствием трех
причин:
- непараллельности установки кургошш черты основного прибора диаметральной плоскости судна;
- азимутального дрейфа ЧЭ;
- вертикального дрейфа ЧЭ.
Поправка, вызванная второй и третьей причинами, зависит от широты, поэтому устранять общую ДГК разворотом основного прибора нельзя, т. к. в рейсе с изменением широты она появится снова и ее величина может быть значительной. Судоводителю самостоятельно отделить первую причину от двух других невозможно. При установке ГАК "Вега" на судне необходимо силами заводских специалистов по определенной методике выставить основной прибор параллельно ДП, тогда в дальнейшем ДГК будет появляться вследствие только второй и третьей причин.
Кроме того, и азимутальный, и вертикальный дрейф по-разному влияют на величину поправки, поэтому эти виды дрейфа необходимо разделить и устранить отдельно.
Азимутальный дрейф определяется в режиме ГА. После его устранения не только скомпенсируется часть постоянной поправки гирокомпаса, но и обеспечится необходимая точность работы гироазимута. Таким образом, определение и устранение азимутального дрейфа является отдельной регламентной работой для режима ГА и входит составной частью в работы по устранению ДГК.
Начинается выполнение этих работ в режиме ГА. Поскольку азиму-
тальный дрейф является суммой, в которую входят дрейф, вызванный вредными моментами ЧЭ, и дрейф, вызванный неточным прибором корректирующего момента Lky, то их нужно компенсировать раздельно в следующем порядке.
1. Ввести в вычислительное устройство широту, равную нулю (ip = 0). В этом случае к гиросфере не прикладываются в азимуте никакие моменты. Маятниковый момент в режиме гироазимута отключен; Lky — Hu)±siaQ = 0. Гироскоп, если он работает точно, становится свободным в азимуте и должен двигаться с угловой скоростью
а = ш+ simp = 15°siny>. (5-5)
Для Владивостока (<р = 43°), например, угловая скорость движения в азимуте должна быть 10,4 "/час. Допустимые отклонения для гироазимута "Вега" составляют ±1 °/час. Если отклонения превышают эту величину, то производится компенсация дрейфа резистором "Дрейф", который выдает дополнительный сигнал в канал азимутального управления. По данному сигналу формируется дополнительный момент Мку, компенсирующий вредный момент ЧЭ.
2. Установить широту места. Если Lky подобран правильно, то остаточный дрейф не должен превышать ±1 °/час. В противном случае регулировкой резистора "sin<^" добиваются, чтобы значение 6tjr соответствовало указанному допуску.
3. На подвижном основании в состав момента Lky входит составляющая H(VE/R+)tg(p. Этот дополнительный момент в широтах ниже 70° практически не оказывает влияния на показания ГАК. Однако в высоких широтах его значение существенно. Для проверки его влияния на ЧЭ необходимо установить в вычислительном устройстве <р = 70, V = 30 узл., отключить следящую систему и, вращая шкалу курса от 90° до 0°, а затем от 0° до 270°, проверить величину и характер изменения сигнала, формирующего этот момент. Так как введены постоянные величины широты и скорости, то tg 70° = const, V = const. Следовательно, величина и знак сигнала должны меняться пропорционально sin И К (Vjj = V sin И К). Если эта закономерность не выдерживается, то производится регулировка дрейфа ГА резистором "tg</?".
Азимутальный дрейф исключен, прибор готов к работе в режиме ГА. Кроме того, скомпенсирована часть постоянной поправки гирокомпаса, вызванная азимутальным дрейфом.
Вертикальный дрейф гироскопа прямым наблюдением определить не-лочможно ни в одном из режимов работы прибора. Его определяют кос-пенным путем. После компенсации азимутального дрейфа 6ду = 0, следовательно, 6вг = АГК. Значение вертикального дрейфа может быть найдено по формуле (5.4). При этом необходимо исключить влияние на гирокомпас всех инструментальных погрешностей. К таким погрешностям относятся: неточная выставка основного прибора и пеленгаторных репитеров относительно диаметральной плоскости; погрешности передачи курса; эксцентриситет пеленгаторов и шкал пеленгаторных репитеров и т.п. После этого определяется ДГК, и считается, что она вызвана вертикальным дрейфом гиросферы. Если величина ДГК превышает ±1°, то со компенсируют резистором Поправка. Данный резистор установлен в схеме вертикального канала управления, и по его сигналам формируется момент Mkz, компенсирующий вредный момент Мвг.
Постоянная поправка гирокомпаса устранена созданием компенсирующих моментов Мку и М*,-
Для проверки точности компенсации скоростной девиации необходимо проверить и при необходимости отрегулировать величину корректирующего момента Lkz- Вычислительному устройству задаются следующие данные: следящая система курса отключается и вручную устанавливается И К = 0°; по шкале Скорость устанавливается V = 20 узлов. Следовательно, V/v = 20 узл. Поскольку движения судна нет и ЧЭ находился в меридиане, то сформированный по установленным данным момент Lk2 должен отклонить гиросферу на угол
a Vn ^20"57>3 = L28 (56)
R± cos <p 900 cos у? cos tp
В случае, если фактическое отклонение отличается от расчетного более, чем на ±0,3°, производится подрегулировка корректирующего момента Lkz резистором "V/v".
После выполнения указанных регулировок ГАК "Вега" в режиме корректируемого гирокомпаса при плавании судна постоянными курсом и скоростью обеспечивает заданную точность курсоуказания: в широтах до 70° погрешность не превышает ±0,8°; в широтах 70 — 80° - ±1,5°. Однако при этом должно выполняться дополнительное условие - свое-м ременный и правильный ввод информации, использующейся для формирования корректирующих моментов.
Билет № 17