Введение в техническую механику

М. Л. Заяц

А.К. Туркин

Л. В. Туркина

ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Екатеринбург

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Общепрофессиональные дисциплины»

М. Л. Заяц

А.К. Туркин

Л. В. Туркина

ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Учебно-методическое пособие

для студентов специальностей « Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» и

«Организация перевозок и управление на транспорте»

дневной и заочной форм обучения

Екатеринбург

УДК 621.01

З. 40

Заяц М. Л., Туркин А.К., Туркина Л. В. Техническая механика: учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург: УрГУПС, 2013.− 163с.

Учебно-методическое пособие содержит описание основных разделов дисциплины «Техническая механика», примеры решения задач и варианты заданий для самостоятельной работы.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов обучающихся по программам среднего профессионального образования дневного и заочного отделений, изучающих дисциплину «Техническая механика», и для преподавателей, которые могут использовать предложенный материал в учебном процессе.

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры общетехнических дисциплин филиала УрГУПС в г. Нижнем Тагиле, протокол № 9 от 30.05.2007 г.

Авторы: М.Л. Заяц, старший преподаватель кафедры «Общепрофессиональные дисциплины» филиала УрГУПС в г. Нижнем Тагиле;

А.К. Туркин, преподаватель СПО филиала УрГУПС в г. Нижнем Тагиле

Л.В. Туркина, к.п.н., доцент, доцент кафедры «Общепрофессиональные дисциплины» филиала УрГУПС в г. Нижнем Тагиле.

Рецензенты: А. В. Сирин, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Технология машиностроения», УрГУПС

Е.Н. Сафонов, докт. техн. наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Нижнетагильского технологического института (филиала УГТУ-УПИ), заведующий кафедрой «Сварочное производство и упрочняющие технологии» НТИ (филиал УГТУ-УПИ)

©Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2013

Оглавление

1. Введение в техническую механику. 5

2. Основные понятия и определения статики. 9

2.1. Материальная точка. Абсолютно твердые и деформируемые тела. 9

2.2. Сила-вектор. Система сил. Эквивалентность сил. 10

2.3. Аксиомы статики. 10

2.4. Связи и их реакции. 14

3. Плоская система сходящихся сил. 16

3.1. Геометрический метод сложения сил, приложенных в одной точке. 16

3.2. Проекция силы на ось. Проекция векторной суммы сил на ось. 17

3.3. Условие равновесия плоской системы сходящихся сил. 20

3.4 Теорема о трех непараллельных силах. 21

3.5 Решение задач на определение реакции связей. 21

4. Пара сил и моменты сил. 28

4.1. Пара сил и ее действие на тело. Эквивалентность пар. 28

4.2. Момент силы относительно точки и оси. 29

4.3. Приведение произвольной системы сил к заданному центру. 31

4.4 Условия равновесия плоской системы сил. 36

4.5 Равновесие пространственной системы сил. 37

5. Балочные системы. Классификация нагрузок и опор. 37

6. Сила трения. 44

7. Центр тяжести плоских фигур. 46

7.1 Сила тяжести. 46

7.2 Определение центра силы тяжести. 46

7.3 Координаты центра тяжести плоской фигуры.. 47

7.4 Центры тяжести геометрических фигур. 47

8. Кинематика. 64

8.1 Основные понятия кинематики. Кинематика точки. 64

8.2 Кинематика твердого тела. 67

9 Динамика. 78

10. Сопротивление материалов. 87

10.1 Основные понятия и гипотезы и допущения сопротивления материалов. 87

10.1.1. Основные задачи сопротивления материалов. 87

10.1.2. Внутренние силы. Метод сечений. 90

10.2 Геометрические характеристики плоских сечений. 95

10.3. Растяжение и сжатие. 98

10.4 Кручение. 108

10.4 Срез и смятие. 115

10.4.1. Сдвиг (срез). 115

10.4.2. Смятие. 117

10.5. Изгиб. 117

10.6 Прочность при динамических нагрузках, усталость. 129

10.7 Устойчивость сжатых стержней. 134

11. Детали машин. 138

11.1 Основные понятия и определения. 138

11.2 Соединения разъемные и неразъемные. 142

11.2.1. Сварные соединения. 143

11.2.2. Соединения пайкой. 151

11.2.3. Клеевые соединения. 153

11.2.4. Заклепочные соединения. Соединения гибкой. 154

11.3. Зубчатые механизмы передачи. 162

11.3.1. Основные понятия. 162

11.3.2. Изготовление колес. 169

11.3.3. Выбор двигателя. Кинематический расчет привода. 174

11.3.4. Определение номинальной мощности и номинальной частоты вращения двигателя 175

11.3.5. Определение передаточного числа привода и его ступеней. 176

11.3.6. Определение силовых и кинематических параметров привода. 179

11.3.7. Выбор материала зубчатых передач. Определение допускаемых напряжений. 180

Задание для самостоятельной работы « Расчет привода цепного». 194

11.4. Валы и оси. 197

11.5. Муфты.. 197

Библиографический список. 202

Введение в техническую механику

http://www.teoretmeh.ru/Vvedenie.htm википедия

Техническая механика это комплексная дисциплина. Она включает в себя части:

теоретическая механика;

сопротивление материалов;

детали машин.

Теоретическая механика это наука, которая изучает движение твердых тел и их взаимодействие. Теоретическая механика имеет следующие разделы: статика, кинематика и динамика.

Статика-это раздел механики, который изучает равновесие механических систем под воздействием внешних сил и вращающих моментов.

Кинематика изучает математическое описание движения объектов.

Динамика - раздел механики, в котором изучаются причины возникновения механического движения. Динамика оперирует такими понятиями, как масса, сила, импульс, энергия.

Теоретическая механика является естественной наукой, опирающейся на результаты опыта и наблюдений и использующей математический аппарат при анализе этих результатов. Как во всякой естественной науке, в основе механики лежит опыт, практика, наблюдение.

«Сопротивление материалов» изучает теорию расчета оптимальных размеров отдельных элементов сооружений и машин на прочность и устойчивость, что обеспечивает надежность их работы при заданной нагрузке. Сопротивление материалов развивается на основе обобщения опыта работы построенных сооружений и экспериментального изучения усилий и деформаций на моделях сооружений в лабораторных условиях.

Раздел «Детали машин» изучает теорию расчета и принципы конструирования отдельных элементов и простейших соединений машин.

Возникновение и развитие технической механики как науки неразрывно связано с историей развития общественного производства и техники.

История древнего мира богата примерами строительства грандиозных сооружений. Некоторые из этих сооружений (пирамиды, крепостные стены, башни, мосты, плотины храмы и др.) сохранились до наших дней и служат приме­рами строительного искусства. Чтобы построить такие сооружения, необходимо было иметь понятие о закона механики и уметь пользоваться простейшими механизмам] Накопленный опыт и наблюдения за сооружениями фиксировались и обобщались.

Первые научные законы о равновесии твердых и жидких тел были установлены выдающимся ученым древности Архимедом (287—212 гг. до и. э.). Архимед разработал те­орию равновесия рычага и плоских фигур, определил положение центров тяжести простейших плоских фигур. Все: известен «закон Архимеда» о давлении жидкости на погруженное в нее тело.

Знаменитый итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (1452—1519) впервые дал правильное представ­ление о законах движения падающих тел, изучил движение тел по наклонной плоскости и исследовал вопрос о трений скольжения. Им введено такое важное понятие, как момент силы, и высказаны соображения о прочности отдельных частей сооружений.

Первые научные выводы по динамике и сопротивлению материалов были сформулированы итальянским ученым- профессором математики Галилео Галилеем (1564—1642), который исследовал свойства неравномерного прямолинейного движения и установил динамический способ определения силы. Галилей открыл закон падения тел и решил задачу о движении в пустоте тела, брошенного под углом к горизонту. В 1638 г. Галилей впервые высказал мысль о предельной прочности балки, но без учета упругих свойств ее материала.

Английским ученым Исааком Ньютоном (1642—1727) были установлены основные законы механики. Самым замечательным открытием Ньютона был закон всемирного тяготения.

Одновременно с немецким ученым Лейбницем (1646— 1716) Ньютон разработал важнейшие разделы высшей математики — дифференциальное и интегральное исчисления. Динамический способ определения силы был разработан в дифференциальной форме. Ньютон сформулировал также закон параллелограмма сил и закон сложения движений.

В области сопротивления материалов в этот же период математиком Якобом Бернулли (1654—1705) был сформулирован геометрический закон деформирования тел. На основе опытов Роберт Гук (1635—1703) установил закон пропорциональности между деформациями и напряжениями, который был назван «законом Гука».

Аналитические методы решения задач механики и сопротивления материалов разработаны величайшим мате­матиком и механиком, членом Российской академии наук Леонардом Эйлером (1707—1783).

Эйлер разработал теорию свободного и несвободного движения материальной точки, теорию вращательного движения твердого тела, впервые вывел дифференциальные уравнения движения идеальной жидкости, поставил и ча­стично решил задачу устойчивости равновесия упругих тел. В 1744 г. Эйлер исследовал явление продольного изгиба.

Исследования Эйлера по устойчивости стержней были продолжены французским математиком Лагранжем (1736 — 1813).

Дальнейшее развитие в изучении механических свойств и прочности различных материалов получило в работах первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711 -1765).

В 1754 г. М. В. Ломоносов, изучая вопросы прочности при шлифовании мозаичных образцов, заложил основы современного учения о твердости материалов.

В 1743 г. Даламбер (1717—1783), выдающийся французский ученый, установил новый принцип решения задач динамики. Введя понятие об инерционных силах, он раз­работал прием решения динамических задач методами статики.

В 1772 г. Лондонское королевское общество объявило конкурс на постройку лучшей модели однопролетного ароч­ного моста. В 1773 г. проект такого моста через р. Неву был создан русским самородком-механиком Иваном Пе­тровичем Кулибиным (1735—1818).

Он произвел расчет деревянного арочного моста пролетом 289 м из решетчатых ферм, модель которого выдержала испытания под нагрузкой. Мост Кулибина был выдающимся сооружением в истории инженерного искусства.

Выдающийся русский математик и механик академик Михаил Васильевич Остроградский (1802—1861) — автор многих трудов по математике, физике и аналитической механике — установил некоторые важнейшие принципы механики и решил ряд задач в области гидродинамики, теории упругости, теплотехники, баллистики.

Всему миру известны имена крупнейших русских математиков и механиков: П. Л. Чебышева и А. М. Ляпунова; Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина; Н. П. Петрова, С. В. Ковалевской и А. Н. Крылова; X. С. Головина, В. Л. Кирпичева и Л. Д. Проскурякова; К. Э. Циолков­ского и М. В. Мещерского; Б. Г. Галеркина, Н. И. Мусхелишвили, В. В. Соколовского и А. А. Ильюшина и многих других ученых, которые внесли свой вклад в развитие отечественной науки.

Одновременно с учеными-теоретиками задачи технической механики успешно решали русские инженеры-практики. Передовые представители русской инженерной мысли Д. И. Журавский, С. В. Кербедз, П. П. Мельников, Н. А. Белелюбский, Ф. С. Ясинский, В. И. Курдюмов, В. Г. Шухов, Г. П. Передерий, Н. С. Стрелецкий, Е. О. Патон и другие создали новые оригинальные инженерные сооружения, применили новые виды материалов, методы расчета и монтажа конструкций.

Выдающееся значение для развития самых различных областей техники и особенно авиации имели работы русского ученого Николая Егоровича Жуковского (1847—1921). Его теоретические и экспериментальные исследования в об­ласти аэродинамики, гидродинамики, теоретической и при­кладной механики, сопротивления материалов, теории фильтрации и гидравлики посвящены решению практических инженерных задач. Основы теории реактивного движения и первые конструктивные схемы ракет были созданы Константином Эдуар­довичем Циолковским (1857—1935) и профессором Петер­бургского политехнического института Иваном Всеволо­довичем Мещерским (1859—1935). Развитие ракетной техники и смелые космические эксперименты нашего времени открыли людям реальную возможность для межпланетных путешествий.

Большой вклад в строительство внес инженер-мостостроитель Дмитрий Иванович Журавский (1821—1891).

Д. И. Журавский разработал теорию расчета раскосных ферм; внедрил в проектную практику экспериментальные методы исследования конструкций и механических свойств материалов (дерева); для ферм с большими пролетами при­менил сложную раскосную решетку с несколькими пересе­чениями в каждой панели. Д. И. Журавский впервые раз­работал метод расчета касательных напряжений в изгибае­мых балках.

По проектам Д. И. Журавского были построены деревянные мосты Петербурго-Московской железной дороги через реки Мету, Волхов и Волгу с пролетами в 50—60 м.

Первые конструкции металлических решетчатых ферм были разработаны русским инженером путей сообщений Станиславом Валериановичем Кербедзом (1810—1899) — автором проекта и строителем известного чугунного ароч­ного моста через р. Неву. Мост с металлическими решетчатыми фермами через р. Лугу, построенный С. В. Кербедзом в 1852—1857 гг., был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Внедрению более рациональных и долговечных металли­ческих, а позднее железобетонных конструкций и сооруже­ний в России во многом способствовала деятельность русского инженера-проектировщика и строителя мостов профессора строительной механики Николая Аполлоновича Белелюбского (1845— 1922). В 1870 г. Н. А. Белелюбский разработал проект реконструкции мостов Петербурго-Московской железной дороги с заменой всех 70 деревянных мостов Д. И. Журавского металлическими По его проектам построены большие мосты через Волгу (Сызранский, Ульяновский, Свияжский), Днепр (Днепропетровский), Обь, Ингулец и другие реки.

В 1883 г. из стали впервые были изготовлены прогонные строения больших мостов, а уже с 1890 г. сталь полностью вытеснила сварочное железо. Значительно г широкое применение получили железобетонные конструкции. С внедрением новых видов материалов совершен вались конструкции и методы расчета инженерных сооружений.

Развитию теории сопротивления материалов посвящена работа профессора Феликса Станиславовича Ясин (1856—1899) «О сопротивлении продольному изгибу».

В 20 веке были построены мощные гидроэлектростанции под руководством академиков Г. О. Графтио, Б. Е. Веденеева и И. Г. Александрова, созданы оригинальные типы новых строительных конструкций (почетным академиком В. Г. Шуховым), новые методы динамического расчета и конструирования мостов (Л. Д. Скуряковым); проекты строительства арочных металлических мостов (профессором Н. С. Стрелецким); конструкции железобетонных мостов (академиком Г. П. Передери), новые методы сварки (академиком Е. О. Патоном) и т.

Техническая механика продолжает развиваться в трудах современных исследователей, совершенствуюсь по мере развития техники. Машины и механизмы, используя современные энергетические ресурсы, оптимизируются, рационализируются, модернизируются, и параллельно этому развивается теория технической механики и происходит прогресс в области механики и инженерных расчетов. И как бы не продвинулась техническая оснащенность человеческого общества, вместе с ней будет совершенствоваться и развиваться наука «Техническая механика». Поэтому любой специалист в области инженерных сооружений, механизмов, машин, механических конструкций должен знать ее азы, уметь произвести инженерный расчет и сделать выводы о работоспособности той или иной конструции.

Основные понятия и определения статики

Механическим движением называют происходящее с течением времени изменение положения тел или точек в пространстве.

Частным случаем движения является состояние покоя. Покой всегда имеет относительный характер, так как покоящееся тело рассматривается как неподвижное по отношению к некоторому другому телу, которое, в свою очередь, может перемещаться в пространстве. Абсолютно неподвижных тел в природе нет. Например, мы говорим, что станина машины или фундамент сооружения находится в покое. Они действительно неподвижны относительно Земли, но вместе с ней совершают сложное движение вокруг Солнца.

Наши рекомендации