Определение передаточного числа привода и его ступеней
Передаточное число привода и определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя nном к частоте вращения приводного вала рабочей машины nр.м при номинальной нагрузке и равно произведению передаточных чисел закрытой uз.п и открытой ио.п передач:
1. Определить частоту вращения приводного вала рабочей машины nр.м, об/мин:
а) для ленточных конвейеров, грузоподъемных и прочих машин:
,
отсюда
,
где v — скорость тягового органа, м/с; D – диаметр барабана, мм;
б) для цепных конвейеров:
,
отсюда
,
где v – скорость конвейера, м/с; z – число зубьев ведущей звездочки тягового органа; р – шаг тяговой цепи, мм.
2. Определить передаточное число привода для всех приемлемых вариантов типа двигателя при заданной номинальной мощности Рном :
,
,
3.Определить передаточные числа ступеней привода.
Определение и выбор передаточных чисел ступеней произвести разбивкой передаточного числа привода для всех вариантов типа двигателя так, чтобы
u1 = uз.п1∙uо.п1; u2 = uз.п2∙uо.п2; u3 = uз.п3∙uо.п3; …,
где u, uз.п, uо.п – соответственно передаточные числа привода, редуктора и открытой передачи (см. табл. 19).
При этом возможны три способа разбивки передаточного числа и (выбирая способ, учесть стандартность передаточного числа закрытой передачи-редуктора uз.п и нестандартность передаточного числа uо.п – открытой):
а) оставить передаточное число редуктора uз.п постоянным, изменяя передаточное число открытой передачи uо.п:
; ; ;…
б) оставить передаточное число открытой передачи uо.п постоянным, изменяя передаточные числа редуктора uз.п:
; ; ;…
в) наметить конкретные значения передаточных чисел редуктора uз.п и открытой передачи uо.п для первого варианта, а в последующих вариантах получать передаточные числа ступеней умножением предыдущих чисел на соответствующий множитель К:
для 2-го варианта ;
для 3-го варианта и т.д.
Тогда для 2-го варианта uз.п2 = uз.п1K2; uо.п2 = uо.п1K2;
для 3-го варианта uз.п3 = uз.п2K3; uо.п3 = uо.п2K3 и т.д.
Разбивка передаточного числа привода и должна обеспечить компактность каждой ступени передачи и соразмерность ее элементов.
Для того чтобы габариты передач не были чрезмерно большими, нужно придерживаться некоторых средних значений uз.п и uо.п, по возможности не доводя их до наибольших, допускаемых лишь в отдельных случаях.
Определить максимальное допускаемое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины Δn, об/мин:
где δ, % — допускаемое отклонение скорости приводного вала рабочей машины (см. технические задания).
5. Определить допускаемую частоту вращения приводного вала рабочей машины с учетом отклонения [nр.м], об/мин:
[nр.м] = nр.м ± Δnр.м.
При этом [nр.м] может существенно повлиять на предварительную разбивку передаточного числа привода u. Поэтому оптимальные передаточные числа uз.п и uо.п можно получить подбором необходимого значения допускаемого отклонения частоты вращения в пределах максимального: от –Δnр.м до + Δnр.м (в том числе Δnр.м = 0).
Таблица 19