Глава 2. предупреждение нарушений действия устройств
Светофоры
Линейные работники службы сигнализации и связи знают, что самыми ответственными устройствами вих хозяйстве являются светофоры. С помощью светофорной сигнализации регулируются интервалы движения поездов по перегонам, а на станциях - движение по установленным маршрутам. При техническом обслуживании светофоров обеспечиваются хорошая видимость их сигнальных показаний, своевременная замена ламп, поддержание требуемого напряжения на лампах, чистота линз и светящихся полос.
Наводка огней.Сигнальные огни светофоров на прямых участках пути в соответствии с требованиями ПТЭ должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины управления локомотива на расстоянии не менее 1000 м. На кривых участках пути видимость может быть меньше 1000 м, но не менее 400 м, в горной местности в глубоких выемках - не менее 200 м. Чтобы обеспечить такую видимость на кривых участках пути, луч светофора нужно направлять так, чтобы он был хорошо виден на всем расстоянии, начиная от допустимого и до светофора.
На кривом участке пути (рис. 10, а), если сигнальный луч светофора направлять в точку а, наиболее удаленную от светофора, видимость в точке в отсутствует. Поэтому необходимо правильно направлять луч светофора в точку б. Тогда с учетом рассеивания светового потока сигнал будет хорошо виден в точках а и в, а также на всем участке до светофора. В глубоких впадинах (рис. 10, б) также следует выполнять наводку примерно на середину кривой впадины.
Двухнитевые лампы.Чтобы обеспечить бесперебойную работу светофоров, начиная с 80-х годов для линзовых светофоров выпускают лампы ЖЛС 12x15+15 и ЖЛС 12x25+25 с двумя нитями накаливания. Каждая нить лампы рассчитана на мощность соответственно 15 и 25 Вт. Продолжительность горения основной нити 2000 ч, резервной - 300 ч. Линзовые комплекты с двухнитевыми лампами в отличие от линзовых комплектов с однонитевой лампой изготавливают без отклоняющих вставок. Особенно важно поддержание требуемого напряжения на светофорных лампах. Если напряжение выше нормы, то срок службы лампы резко сокращается, если ниже, то ухудшается видимость светофоров. Следует поддерживать на лампах номинальное напряжение 11,4-12 В.
Напряжение на лампах светофоров и зеленых светящихся лампах световых указателей при питании переменным током измеряет электромеханик или электромонтер при каждой смене ламп. Напряжение на лампах светофоров при аварийном питании (по постоянному току) измеряют 1 раз в год. Действие схемы двойного снижения напряжения с измерением напряжения на лампах проверяют 1 раз в год. В схемах включения входного светофора с центральным питанием предусмотрены двухнитевые лампы красного и двух желтых огней. При перегорании основной нити лампы красного огня включается резервная нить. Когда светофор открыт, то имеется контроль целостности основной и резервной нитей лампы красного огня в холодном состоянии. Такой контроль исключает кратковременное включение резервной нити красной лампы при переключении светофора с разрешающего показания на запрещающее. При смене фидеров питания проблеск красного огня исключается контактами медленно действующих повторителей огневых реле. В случае перегорания лампы зеленого огня включается резервная нить желтой лампы без проблеска красного огня, если даже основная нить лампы желтого огня перегорела.
Одним из мероприятий по повышению бесперебойности действия кодовой автоблокировки явилось применение двухнитевых ламп для всех огней проходных светофоров (рис. 11). Горение основной нити лампы зеленого огня контролирует огневое реле РО. При перегорании основной нити включается резервная нить лампы и контролируется по цепи, проходящей через тыловой контакт реле РО последовательно с низкоомной обмоткой огневого реле ОД. Горение основной нити лампы желтого огня так же, как лампы зеленого огня, контролируется огневым реле РО. Перегорание основной нити лампы и переключение на резервную обеспечивает реле РО, а целость резервной нити контролирует огневое реле ОД.
При горении основных нитей ламп зеленого и желтого огней их резервные нити контролируются в холодном состоянии по цепи, проходящей через высокоомную обмотку реле ОД. Целость основной нити лампы красного огня при открытом светофоре контролируется в холодном состоянии по цепи, проходящей через высокоомную обмотку огневого реле О. Лампа красного огня светофора включается тыловыми контактами реле Ж и Ж1. Целость основной нити лампы контролируется по цепи, проходящей через низкоомную обмотку огневого реле О. Целость резервной нити лампы контролируется в холодном состоянии по цепи, проходящей через тыловые контакты реле Ж и Ж1 и высокоомную обмотку реле ОД. Перегорание основной нити лампы красного огня фиксирует реле О. При отпущенном якоре через тыловой контакт этого реле резервная нить лампы включается по цепи, проходящей через низкоомную обмотку реле ОД.
Рис. 11. Схема включения ламп светофора с двухнитевыми лампами огней
В настоящее время резко ухудшились условия технического обслуживания из-за массового повреждения линз светофоров. Ежедневно разбивают 18-20 линз! Столько же светофоров «слепнут», и требуется немедленная замена линз этих светофоров. А где взять эти линзы, если дорога за год получает с завода всего 10 тыс. линз? Из-за нехватки линз на дистанциях вынуждены выключать сигналы.
Видимо, пора наказывать в уголовном порядке таких нарушителей!
Исключение перекрытия станционного светофора.В эксплуатации возникают случаи перекрытия станционных светофоров при перерывах питания переменным током станционных устройств. Каждое перекрытие светофора приводит к необходимости повторного его открытия, что неизбежно влечет задержку поездов.
Для исключения перекрытия разработана и применяется схема поддержания сигнального реле открытого поездного светофора на время 1,2 с при переключении питающих фидеров (рис. 12) взамен существующей схемы.
В схеме использованы реле контроля лучей питания рельсовых цепей по главным путям. Через контакты реле 1ЛА и 2ЛА включены прямой ПМА1 и обратный ОМА повторители (НМШМ2/1500). Через фронтовой контакт первого прямого повторителя включен второй прямой повторитель ПМА2 (НМШМ2/1500).
В случае полного выключения переменного тока фронтовыми контактами реле 1ЛА и 2ЛА выключается их прямой повторитель ПМА1. Тыловыми контактами лучевых реле включается и срабатывает их обратный повторитель ОМА.
После замедления на отпускание фронтовым контактом реле ПМА1 выключается реле ПМА2. На время замедления на отпускание реле ПМА2 фронтовыми контактами реле ОМА и ПМА2 включаются регистрирующие реле перерыва питания РП и РП1 (НМШ1/400), которые остаются включенными до окончания замедления и отпускания якоря реле ПМА2.
Рис 12. Схема исключения перекрытия станционного светофора
Суммарное замедление на отпускание повторителей ПМА1 и ПМА2 определяет время нахождения под током сигнального реле открытого светофора (1,2 с).
С момента возбуждения реле РП и РП1 через их фронтовые контакты образуется дополнительная цепь самоблокировки сигнального реле, которое, удерживая якорь притянутым, сохраняет открытое положение светофора. После восстановления питания переменным током и возбуждения лучевых реле 1ЛА и 2ЛА цепи реле выдержки замедления выключаются, сигнальное реле продолжает получать питание по существующей схеме.
На рис. 12 показано несколько случаев включения сигнальных
реле и цепей поддержания этих реле в возбужденном состоянии.
Основными из таких случаев являются: включение сигнального реле
вне блока (рис. 12, 1); включение сигнальных реле выходных светофоров в блоках Вх, BII и ВШ (рис. 12, 2); включение сигнального реле вне
блоков ВIII и ВД-62 (рис. 12,3).