Передаточные механизмы
Фрикционные передачи – у них ведущее и ведомое звенья – цилиндрические (Рис.3,а) или конические катки (Рис.3,б). Они жестко посажены на вращающиеся в подшипниках валы и прижаты друг к другу. .
Рис.3. Схемы фрикционных передач: а- с цилиндрическим катками; б- с коническими катками; 1- ведущие (входное) звено передачи; 2- ведомое (выходное) звено передачи
; (2.9)
; (2.10)
; (2.11)
; (2.12)
, (2.13)
где - окружное усилие на ведущем катке;
, - КПД подшипников ведущего и ведомого валов;
- диаметр ведущего катка (при конических катках измеренный от середины окружности конуса);
- крутящий момент на ведущем валу;
- крутящий момент на ведомом валу;
- предельное значение силы трения на контактирующих поверхностях;
- нормальное усилие на контактной поверхности;
- коэффициент упругого проскальзывания;
- коэффициент трения (0,04...0,05 - стали по стали; 0,1...0,15 - чугун со смазкой; 0,2...0,3 - стали или чугуна по текстолиту).
Передаточное отношение конической фрикционной передачи:
(2.14)
где и - половины углов при вершинах конусов катков.
Достоинства: простые формы тел качения, плавная и бесшумная работа.
Недостатки: нужны специальные прижимные устройства, износ катков при буксовании, повышенные нагрузки на валы и подшипники.
Ременные передачи – состоят из двух закрепленных на валах шкивов и охватывающего их ремня, надетого с натяжением. Движение передается за счет сил трения в двух парах шкивов. Обе ветви ремня натянуты одинаковым усилием в состоянии покоя. При движении они перераспределяются при сохранении равенства (Рис. 2.4).
Рис.4. Схема усилий ременной передачи:
1-ведущий шкив; 2-ведомый шкив; -большее усилие в набегающей на ведущий шкив ветви; -меньшее усилие в сбегающей со шкива ветви;
. (2.15)
Передаточное отношение:
. (2.16)
Эти усилия связаны между собой формулой Эйлера:
, (2.17)
где и – диаметры ведущего и ведомого шкивов;
и – частоты вращения;
– коэффициент трения между шкивом и ремнем;
– угол обхвата меньшего шкива ремнем;
– основание натурального логарифма;
– 0,97...0,99 – коэффициент упругого скольжения.
Применяют следующие типы ремней: плоские (i≤4), клиновые (i≤6-8), круглого сечения, зубчатые, поликлиновые (i=15, ϑ=40-50 м/с). Оптимальное межосевое расстояние плоскоременной передачи ( ):
. (2.18)
Для клиноременных выбирают из этого диапазона:
(2.19)
где h – высота ремня.
Достоинства – простота конструкции, плавность и безударность работы, возможность использования при значительных расстояниях между валами, бесшумные.
Недостатки – проскальзывание, большие габариты, малая долговечность, вытягивание.
Зубчатые передачи – состоят из двух посаженных на валы зубчатых колес (меньшее – шестерня, большее – колесо).
Типы передач: цилиндрические с параллельными валами (с прямыми - прямогубые, косыми – косогубые, шевронными, криволинейными зубьями); между пересекающимися валами – конические колеса с прямыми и круговыми зубьями; между перекрещивающимися осями – винтовые колеса.
Есть зубчато-реечная передача, передача внутреннего зацепления. Общий вид зубчатых передач приведены на рис.5.
Рис. 5. Зубчатые передачи:
а- цилиндрические прямозубые; б- цилиндрические косозубые; в- цилиндрические шевронные; г- конические прямозубые; д- конические с круговым зубом; е- винтовые; ж- с внутренним зацеплением; з- реечное зацепление
Достоинства: наибольшее распространение, малые габариты, высокий КПД (η=0,97...0,99), большая долговечность и надежность, постоянство передаточного отношения (i) (отсутствие проскальзывания), возможность применения в широком диапазоне моментов, скоростей и передаточных отношений.
Недостатки: шум в работе, передача больших осевых усилий (нагрузок) на валы, сложная технология изготовления (для шевронных).
Червячные передачи – это перекрещивающиеся валы под прямым углом. Передача состоит из винта 1 (червяка) и червячного колеса (2) с зубьями на своем ободе. Ведущее звено – червяк.
, (2.27)
где и -число заходов соответственно червяка и колеса.
Рис 6. Червячная передача: 1- винт (червяк); 2- червячное колесо
Достоинства: бесшумность и плавность работы; большие передаточные отношения i=80-100 при малых размерах; высокая точность перемещений, обеспечение возможности самоторможения.
Недостатки: низкий КПД; небольшие передаваемые мощности (до 70 кВт);
повышенный износ; применение дорогих бронзовых венцов колес для снижения трения.
Цепные передачи – для передачи вращательного движения между двумя параллельными валами при значительном расстоянии между ними. Состоит из двух звездочек 1 и 3 и охватывающей их цепи 2 (Рис.7).
Приводные цепи бывают двух видов: втулочно-роликовые (ϑ=до 20 м/с) и зубчатые (ϑ=25 м/с) – меньше вибрации и шума (бесшумные). Основные параметры: шаг t (мм) и разрушающая нагрузка (Н).
Достоинства: компактны, малая нагрузка на валы, простота замены, высокий КПД.
Недостатки: вытягивание цепей, чувствительность к перекосам валов, непостоянство передаточного отношения, требуют тщательный уход. Применяют в приводах машин мощностью до 120 кВт. При больших передаваемых мощностях – резко возрастает стоимость передачи и они становятся не эффективны.