Этапы в обучении двигательным действиям в плавании
Впроцессе обучения двигательному действию традиционно выделяют три этапа:
— начального разучивания;
— углубленного разучивания;
— совершенствования.
Каждый этап различается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов, особенностям формирования ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей двигательного действия.
Этап начального разучивания. На этом этапе в первую очередь формируется знание о предмете, происходит осознание двигательной задачи, формирование представления об условиях выполнения двигательной задачи и способах ее решения.
Двигательная задача может быть описана языком символов, существовать символически, однако такую задачу нельзя реализовать, ее нужно перевести на язык той деятельности, которая позволит ее успешно решить. Таким образом, термины «двигательная задача» и «задача обучения» отличны.
На данном этапе идет формирование «ориентировочной основы действия» (ООД) (по М.М. Богену). ООД — образ системы условий, на которые невбходимо опираться, реализуя двигательное действие. ООД — категория субъективная, существующая в сознании или (и) в подсознании как отражение условий действия.
Конечная задача начального этапа обучения — освоить движение на уровне умения.
Она реализуется следующим образом. Преподаватель ставит задачу, дает краткое ее обоснование, демонстрирует способ решения. Затем выделяются смысл и основные элементы двигательного действия (или двигательной задачи), анализируется способ решения. После объяснения движение демонстрируется еще раз. Следует заметить, что большое количество демонстраций зрительного восприятия не улучшает. Вместе с тем, исполь-
зуя показ, нужно помнить о том, что через систему зрительного анализатора проходит преобладающая доля информации. Однако обучение через показ (через подражание) — самая простая, исходная система обучения. Подражание тем успешнее, чем проще движение, в сложных же двигательных действиях гораздо важнее осознать механизм движения, понять его суть, смысл. Для формирования зрительного и логического компонентов целесообразно сочетать натуральный показ с демонстрацией ки-нокольцовок, видеозаписей, допускающих замедление, остановку, повтор. Формированию представления помогает анализ фотоснимков, кинограмм, схем, таблиц, графиков, рисунков. Демонстрация и анализ обязательно должны сопровождаться комментариями педагога, причем речь последнего должна быть образная, яркая, эмоциональная.
Формирование представления должно быть направлено не на воспроизведение и копирование, а на осознание и постижение способа решения двигательной задачи.
00Д включает в себя:
— задачу обучения;
— сущность двигательной задачи;
— описание способов ее решения;
— перечень основных опорных точек (ООТ);
— описание ощущений, возникающих при правильном выполнении двигательного действия;
— описание возможных ошибок и способов их устранения.
На основе составленной ООД обучающемуся предлагается устная или письменная инструкция. Он многократно проговаривает вслух (а потом и «про себя») содержание инструкции, особенно те ощущения, которые возникают при выполнении двигательного действия, и лишь после того, как он понял и запомнил инструкцию, делает попытку выполнить двигательное действие (пробует).
В первых попытках обучаемый трансформирует систему образа в соответствии со своими собственными кинестезическими ощущениями. Здесь может исчезнуть прежняя ООД и появиться своя собственная. Отработка сопровождается многократным повторением упражнения и громким проговариванием. Словесная формула сначала не ассоциируется с нужными ощущениями, но помогает фиксировать внимание на исполняемом элементе и быстрее почувствовать, осознать его.
Формирование двигательных представлений и способов решения двигательной задачи реализуется в следующих методических приемах:
— выполнение подводящих упражнении;
— применение ограничителей движения (указателей направления, фиксаторов внимания, стимуляторов усилий и т. д.).
На начальном этапе возможны отклонения. Их сразу нужно исправлять. Типичны следующие группы ошибок:
— лишние, ненужные движения;
— искажения амплитуды и направлений;
— нарушения ритма;
— движения выполняются медленно;
— движения выполняются скованно.
Причины ошибок могут быть разными, наиболее типичные из них:
— неправильное понимание занимающимися двигательной задачи;
— неправильное понимание задачи обучения;
— неверное исходное положение для выполнения движения;
— психологическая неуверенность занимающегося в успешности выполнения;
— нарушение требований и принципов педагогического процесса (к примеру, принципов доступности и последовательности);
— преждевременное утомление;
— нарушения требований к организации занятий.
Ошибки, возникающие при обучении технике плавания,
можно классифицировать следующим образом:
— общие и частные;
— в конкретных двигательных действиях и движениях об
щего характера;
—типичные и нетипичные;
—грубые и незначительные (в деталях техники).
Основные правила исправления ошибок:
— сначала исправляются грубые ошибки, существенно искажающие структуру техники, потом — незначительные, нарушающие детали техники;
— обязательно должна учитываться готовность занимающегося к исправлению ошибки (его возможности);
— очень важно понимание занимающимся причины своей ошибки.
К способам исправления ошибок относят:
— повторение учебного материала;
— применение подводящих и подготовительных упражнений;
— изменение исходных положений и условий выполнения двигательного действия.
Принято считать, что отклонения на начальном этапе обучения — это своего рода «прощупывание» обстановки, ее гради-
ентов, оптимальных направлений действия, поиск эталона. В традиционной методике разброс характеристик практически не ограничивается, поиск эталонного способа выполнения двигательного действия ведется с самого начала его освоения, когда еще не сформированы адекватные разучиваемому упражнению ощущения и восприятия, ориентировочная основа действия (00Д), правильные нервно-мышечные координации. Это существенно затрудняет процесс формирования двигательного действия с заданными параметрами, неизбежно приводит к ошибкам. Для решения задач обучения следует широко использовать тренажеры «искусственной управляющей среды». Они помогут полнее составить ООД и определить ее соответствие объективно существующим условиям решения задачи.
Этап углубленного разучивания. Если на первом этапе создаются предпосылки двигательного действия, то на этом этапе основная задача — формирование умений. Необходима окончательная и полная ООД.
Движения были скованными, теперь они свободные. Раньше блокировались лишние степени свободы, теперь они высвобождаются, но движения еще остаются замедленными, так как высшие уровни управления ими вынуждены пока брать на себя «работу» низших, контролируя состав и последовательность операций, межмышечные координации, точность движений.
Если на предыдущем этапе разучивание шло по частям, отрабатывались отдельные ООТ, то теперь уже изучается целое слитное движение с фиксацией внимания на ключевых ООТ. По мере их формирования управление переходит на бессознательный уровень, сознание переключается на другие ООТ.
Основной метод — упражнение. Как только умение более-менее сформировано, можно изменить условия выполнения движения, не меняя способа решения. На этом этапе рекомендуется громко проговаривать выполнение элементов каждой попытки. Словесные формулы должны наполниться образом двигательных ощущений.
Этап совершенствования (формирования навыка). Формирование двигательного навыка сопровождается окончательным устранением излишних закрепощений, экономизацией энергетических затрат'за счет как совершенствования координации, так и увеличения доли участия пассивных сил (инерции, тяжести, сохранения количества движения при его передаче на последовательные звенья и т. д.). ООД усваивается в форме внутренней речи. Проговаривания уже, как правило, не требуется. Многие ООТ — их управление — перемещаются в подсознание,
сознание контролирует лишь смысловую структуру двигательного действия. Автоматизируется не только исполнительная, но и контрольно-корректировочная части действия. Движения стабилизируются по отношению к измененным условиям двигательной задачи. В связи с этим признаками данного этапа обучения являются:
— оптимальная свобода и экономичность;
— целесообразная быстрота;
— необходимая вариативность действия;
— автоматизированность двигательного действия.
Основной метод упражнения в формировании двигательного навыка — выполнение изучаемого двигательного действия с нужными динамическими, кинематическими и другими характеристиками. Наряду с методами стандартного упражнения широко применяются методы вариативно-переменного упражнения. Последнюю задачу успешно решают с помощью различных приемов: изменяют внешние условия, меняя внутреннее состояние обучаемого (идет работа на разных уровнях утомления; вводятся помехи эмоционального характера, различные приемы переключения внимания на другие объекты и т. д.). Основные методы формирования и закрепления двигательного навыка сочетаются с дополнительными: объяснением, демонстрацией, срочной информацией, помощью, страховкой, т. е. со всеми методами и приемами, используемыми на предыдущих этапах обучения.
На основе совершенствования могут возникать различного рода ошибки. Основной путь их исправления — внимательное и последовательное рассмотрение всех ООТ, уточнение ООД, последовательная и повторная громкоречевая отработка ООД.
В настоящий момент в плавании широко известны модельные характеристики движений. Их знание и практическое применение существенно помогают в обучении двигательным действиям. Примечательно, что модели не ограничиваются описанием научно обоснованных рекомендаций чисто технического характера, их отличает стремление раскрыть смысл каждого движения, согласования движений в целом, определения необходимого количества требований к движениям как к ориентирам при их освоении или как к приемам самоконтроля при их совершенствовании.
Оптимальная двигательная модель определяется в единстве со смысловой стороной. Для этого используется математический анализ, а также логический анализ, прогнозирование
7 Плавание 193
разнообразных вариантов движения для достижения более высоких спортивных результатов в будущем.
Модели можно использовать как в работе с высококвалифицированными спортсменами-пловцами, так и на начальном этапе обучения, с новичками.