Особенности физической подготовки в условиях жаркого климата
Физическая подготовка в районах с жарким климатом должна обеспечивать приспособление организма военнослужащих к выполнению мышечных нагрузок в условиях высокой температуры окружающей среды. Взимний период времени имеются большие возможности для планирования учебных занятий с высокими физическими нагрузками. Поэтому особых отличий в применении всех форм физической подготовки в этот период боевой подготовки не предусматривается. Основной задачей всех форм физической тренировки является заблаговременное развитие выносливости до наступления летних месяцев.
Физическая подготовка в летний период обучения сопряжена с трудностями адаптации военнослужащих к физическим нагрузкам. Поэтому учебные занятия с наступлением тепла следует планировать в утренние часы, когда температура воздуха составляет не более 300С. В дневное время физические тренировки необходимо проводить с малыми энерготратами, преимущественно в тени и с перерывами для отдыха (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика
Физических упражнений по их энергетической стоимости
Классификация тяжести работы | ||||||
Легкая | Тяжелая | весьма тяжелая | ||||
физические упражнения | энерго- стоим. ккал/мин | Физические упражнения | энерго- стоим. ккал/мин | физические упражнения | энерго- стоим. ккал/мин | |
Ходьба Спокойная | 2,3-3,3 | Отработка приёмов РБ | 4,8-7,0 | Кросс, марш-бросок | 9,0-10,6 | |
Ходьба строевым шагом | 3,2-4,4 | Бег спокойный | 6,0-7,5 | Преодоление полосы препятствий | 13,5-19,1 | |
Выполнение вольных упражнений | 3,0-4,0 | Упражнения на гимнаст. снарядах | 5,8-8,7 | Ходьба в гору с уклоном 100 и грузом 30 кг | 6,7-7,1 | |
Ходьба с горы с уклоном 100 и грузом 30 кг | 3,8-4,6 | Ускоренное передвижение | 4,3-7,5 | Плавание со скоростью 1,8-3,0 км/ч | 6,5-11,5 | |
На начальном этапе «аварийной» (острой) адаптации, который может продолжаться до 2-х недель, физическая подготовка должна быть направлена на перестройку физиологических функций организма, способствовать выработке приспособительных реакций в системе терморегуляции за счёт развития функции потоотделения.
Утреннюю физическую зарядку (УФЗ) необходимо проводить рано утром, в течение 30 мин. с выполнением упражнений из первого, второго и третьего вариантов. В содержание учебных занятий, которых должно быть 6-7, не следует включать сложные по координации упражнения. Подбирать и организовывать их выполнение надо таким образом, чтобы все обучаемые были под контролем руководителя занятий и выполнение упражнений можно было бы прервать в любой момент. Такими упражнениями могут быть упражнения на гимнастических снарядах, преодоление коротких отрезков полосы препятствий, рукопашный бой, интервальный бег. Занятия следует проводить в утренние часы при температуре воздуха не выше +30-320 С. Частота пульса при этом не должна превышать 150-160 уд/мин.
В фазе «острой» адаптациитакже возможно «дробное» применение физических нагрузок, когда длительность каждой тренировки не превышает более 15-20 минут. В данном случае наиболее удобной формой физической подготовки является физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности (ПФТ – попутная физическая тренировка). Если передвижение к новым местам занятий занимает не менее 15 минут, могут использоваться:
- ходьба ускоренным шагом (120-130 шагов/мин.) с переходом на медленный бег (300-500 м);
- ускорения с элементами преодоления естественных препятствий;
- посадка и высадка из автобронетанковой техники.
Упражнения длятся не более 2-3 минут с последующим отдыхом. В часы спортивной работы, в основном,планируются спортивные игры по упрощённым правилам, так как они позволяют индивидуализировать величину физической нагрузки и в то же время обеспечивают высокий эмоциональный настрой.
На втором этапе,когда формируются приспособительные реакции, физические нагрузки должны сочетаться со строго дозированным воздействием температурного фактора. Длительность данного этапа составляет 15-20 дней и основной задачей его является дальнейшее развитие физической выносливости, выработка приспособительных реакций с формированием физиологических механизмов адаптации.
Утренняя физическая зарядкана данном этапе в первые 2 недели проводится длительностью не более 30 мин., а затем доводится до 45-50 мин. Включаются все варианты из НФП – 2001 и, если имеется возможность, зарядка завершается купанием (плаванием) в водоёме. Дистанция непрерывного бега постепенно увеличивается и доводится до 3-4 км.
Учебные занятия, которых должно быть не менее 9-10, вначале проводятся при температуре 320С, а затем (на третьей неделе и далее), в более жаркое время дня, со средними энерготратами и некоторым увеличением перерывов для отдыха в тени (2-3 мин). Занятия по разделам физической подготовки могут чередоваться с комплексными (1:3). По-прежнему методика выполнения предусматривает их прекращение при ухудшении самочувствия занимающихся (табл. 2).
Таблица 2
Симптомы некоторых форм ухудшения физического состояния