Роторно-поршневые насосы
У роторно-поршневых насосов цилиндры с поршнями составляют блок, вращающийся вокруг своей оси. У радиально-поршневых насосов оси цилиндров расположены относительно оси вращения блока цилиндров радиально, а у аксиально-поршневых насосов — параллельно оси вращения блока. Конструктивно блок цилиндров насосов первого типа выполнен в виде звезды, а у насосов второго типа — в виде барабана.
Роторно-поршневые насосы применяют в гидроприводах, в частности в рулевых гидравлических машинах, т.к. они создают высокое давление нагнетания (10-25 МПа). Главное достоинство насосов — относительная простота регулирования подачи и реверсирования создаваемого потока жидкости за счет перемещения направляющего кольца или изменения угла наклона оси блока цилиндров.
Радиально-поршневой насос (его конструктивная схема) показан на рис.19. Внутри цилиндрического корпуса 7 находится звездообразный ротор 4, образующий блок цилиндров с поршнями 3, выполненными в виде плунжеров. Хвостовики поршней имеют ползуны или ролики, которые при вращении ротора соответственно скользят или катятся по внутренней поверхности направляющего кольца 2, перемещающегося в поперечном направлении тягами 5. При этом создается эксцентриситет между осью ротора (неизменной) и осью кольца (устанавливаёмой). Двойной эксцентриситет определяет ход поршней в цилиндрах ротора. Внутри цилиндрового блока имеется камера 6 с перегородкой, которая создает насосные полости 1 и 8. С ними соединены цилиндры своими отверстиями. При работе насоса ротор вращается равномерно в неизменном направлении.
Рис. 19. Схема радиально-поршневого насоса
Если направляющее кольцо сдвинуто вправо (рис.19,а), полость 1 будет всасывающей, а полость 8 — нагнетательной. При этом в цилиндрах, расположенных выше оси тяг 5, будет происходить всасывание, а в цилиндрах, расположенных ниже оси тяг, — нагнетание. Если направляющее кольцо сдвинуть влево (рис.19,б), назначение полостей 1 и 8 меняется. Следовательно, таким способом поток, создаваемый насосом, можно реверсировать. Кроме того, можно менять подачу насоса изменением хода плунжеров за счет изменения эксцентриситета.
Аксиально-поршневой насос (рис.20) в отличие от ранее рассмотренного радиально-поршневого имеет пространственную кинематику. На валу 4 приводного двигателя на шпонке сидит фланец 2, соединенный карданным шарниром 8 с блоком цилиндров 1 (барабаном). В цилиндрах находятся поршни, шатуны которых также шарнирно соединены с фланцем. За счет шарнирных соединений барабан вращается при отклонении своей оси от оси вала на угол α. При этом поршни совершают поступательное движение в своих цилиндрах и их ход тем больше, чем больше угол α. Барабан опирается на распределительный диск 6, с каналами которого сообщаются цилиндры. Далее по каналам, корпуса насоса жидкость попадает в полости цапф 5.
Рис.20. Схема аксиально-поршневого насоса.
При работе насоса через полости одной цапфы происходит всасывание, а через, полости другой цапфы — нагнетание. При изменении знака угла наклона назначение полостей меняется. Распределительная плита смазывается масленкой 8, подающей масло по каналу 7.
Насосы аксиально-поршневого типа имеют следующие преимущества перед радиально-поршневыми:
- более высокие значения объемного и механического кпд;
- требуется меньшее усилие для изменения угла наклона оси барабана, чем для перемещения направлющего кольца, поэтому в рулевых гидравлических машинах привод управления аксиально-поршневыми насосами проще и легче поддается автоматизации.
Рассмотрим конструкцию аксиально-поршневого насоса типа 11Д современной рулевой гидравлической машины (рис.21).,
Насос состоит из неподвижного корпуса 12 и качающейся на цапфах 9 люльки 7. В люльке находится блок цилиндров 1, в которых установлены поршни 5. Блок цилиндров карданом 10 и поршни через шатуны 6 шарнирно соединены с приводным валом 14. Вал опирается на подшипники качения 13 и 15 и вращает блок цилиндров, насаженный на подшипник 2. При вращении блок цилиндров торцом скользит по диску распределителя 3, с каналом которого соединяются цилиндры. Люлька закрыта крышкой 4. Масло Под воздействием плунжеров попадает в полости цапф (сверления в корпусе не показаны) и далее по трубопроводам в силовые цилиндры рулевой машины. Цапфы, уплотненные кольцами 8, качаются в подшипниках 11. Шестерня 16 приводит в движение вспомогательный масляный насос.
Рис.21. Аксиально-поршневой насос типа 11Д
Приводной вал с блоком цилиндров вращается равномерно и постоянно. При отклонении люльки относительно оси цапф поршни начинают двигаться возвратно-поступательно, засасывая масло и нагнетая его через соответствующие каналы плиты распределителя. Отклонение люлбки регулируется механизмом управления или вручную. Угол отклонения определяет подачу и ее направление.
ШЕСТЕРЁННЫЕ НАСОСЫ.
На судах шестерённые насосы используются в топливных и масляных системах, для которых характерны небольшие подачи и малые давления.
Рабочими элементами насосов являются зубчатые шестерни с минимально возможными радиальными и торцевыми зазорами в корпусе. Ведущая шестерня насажена на ведущий вал через шпонку (или с натягом) и вращается от вала приводного механизма. Ведомая шестерня свободно насажена на ведомый вал и вращается от ведущей. При вращении валов шестерни захватывают жидкость впадинами зубьев в полости всасывания и переносят её по периферии корпуса в полость нагнетания под давлением до 5МПа (50кг/см²).
Шестерённые насосы выполняют с внутренним и внешним зацеплением. По типу зуба шестерён различают насосы с прямозубыми, косозубыми и шевронными шестернями. На судах применяют в основном насосы с внешним зацеплением и эвольвентным профилем зуба. Чаще шестерённые насосы выполняют одноступенчатыми, однако известны многоступенчатые и многопоточные насосы.
Шестеренные насосывыполняют с прямыми зубьями, косыми и шевронными. Их подразделяют на насосы с внешним и внутренним зацеплением. В системах морских судов применяются преимущественно шестеренные насосы с внешним зацеплением.
Ведущая 2 и ведомая 5 шестерни расположены в корпусе 1 и находятся во внешнем зацеплении. При показанном на рисунке направлении вращения патрубок 6 будет всасывающим, а патрубок 4 — нагнетательным.
При расцеплении каждой пары зубьев полости 7 впадина, ранее занятая зубом, в каждом колесе освобождается и заполняется перекачиваемой жидкостью из всасывающего патрубка. Вращением колеса этот объем переносится в нагнетательную полость 3, а затем выталкивается в нагнетательный патрубок. Часть объема перекачиваемой жидкости заполняет радиальные зазоры 8 между зубьями и в подаче не участвует, что учитывается объемным КПД шестеренного насоса.
У шестерен с косыми или шевронными зубьями коэффициент зацепления больше, чем у прямых. Они меньше изнашиваются, менее требовательны к монтажу, работают плавно и менее шумно. Недостаток шестерен с косыми зубьями — это осевые усилия, возникающие во время работы. В шестернях с шевронными зубьями осевые усилия от каждой половины зуба взаимно противоположны и уравновешиваются, однако такие шестерни сложнее изготавливать.
Особенности работы. Зазоры между зубьями шестерён, а также между шестернями и корпусом не должны превышать 0,2мм.
При вращении зубья шестерён, попадая во впадину, работают как поршень в цилиндре. При этом небольшой объём жидкости запирается в радиальном зазоре. Здесь возникают высокие давления (несколько десятков мегапаскалей), под действием которых зубья разрушаются, а также увеличивается нагрузка на подшипники и их износ. Для ликвидации этого вредного явления производят сверления разгрузочных отверстий.
В шестеренном насосе возникают явления запирания жидкости во впадине зуба — создается высокое давление и жидкость по этой причине нагревается. При этом также увеличивается. При выходе зуба из зацепления давление со стороны всасывания сразу падает и нагнетая жидкость, вскипает, что может сорвать всасывание насоса. Запирания жидкости во впадинах шестерен
Предупреждают запирание жидкости различными конструктивными мерами: создают зазор по нормали к профилю (0,2-0,5 мм) в зацеплении; соединяют впадины ведомой шестерни разгружающими сверлениями: делают соединительные полости на торцовых крышках насоса.
КПД шестерённых насосов не превышает 0,6, а в ряде случаев равен 0,3; чем мощнее насос, тем выше КПД.
Несмотря на низкие значения КПД, эти насосы используются на судах в качестве автономных и навесных, как весьма надёжные в эксплуатации и обладающие хорошей всасывающей способностью.
ВИНТОВЫЕ НАСОСЫ.
Предназначены для перекачки масла, топлива, чистых вязких жидкостей и применяются для работы в системах гидравлики, например люковых закрытий крышек трюмов.
По конструкции винтовые насосы могут выполняться с одним ходовым винтом и более. Такие насосы могут создавать большую производительность и высокие давления 10МПа (100кг/см²).
Принцип работы винтового насоса.
При вращении ходового винта в приёмной полости насоса создаётся зона разряжения. Под действием перепада давлений жидкость по винтовой образующей выдавливается в межвинтовых каналах в нагнетательную полость насоса.
Если давление в напорной магистрали превысит рабочее, то сработает предохранительный клапан и перепустит поток жидкости из нагнетательной полости насоса во всасывающую, тем самым предохраняя напорный трубопровод от повреждений.
Винтовые насосы компактны, работают плавно, бесшумно при любом положении в пространстве. Они обладают большой высотой всасывания, их подача и КПД при изменении давлений неизменны. Жидкость движется без пульсаций, прямолинейно и равномерно.
Винтовые насосы подразделяют:
- по числу винтов — одно-, двух-, трех- и многовинтовые;
- по профилю нарезки винтов — циклоидальные, эвольвентные, прямоугольные, трапецеидальные, герметичные и негерметичные.
Винтовой насос трехвинтовой со средним ведущим винтом 7 со шпоночной канавкой 4 и ведомым 5. Винты стальные с циклоидальным профилем расположены горизонтально в бронзовой обойме, которая вставлена в корпус 9, закрытый крышками 1 н 3. Корпус имеет всасывающий и нагнетательный патрубки. Валы винтов вращаются на шариковых подшипниках 2, установленных в крышке 1 и втулках 6, запрессованных в крышке 5. Выход вала ведущего винта уплотнен резиновым кольцом 5, Для разгрузки от осевого давления вдоль ведущего винта 7 сделан канал, по которому перекачиваемая жидкость поступает из нагнетательной полости к дроссельному поршню 10 и подпятнику. 11. Винтовой насос имеет клапан, перепускающий жидкость при возрастании давления из нагнетательной полости во всасывающую (на рис. не показан).
Такие насосы на судах устанавливают в качестве топливо- и масло- перекачивающих в циркуляционных масляных системах.
Герметичный винтовой насос имеет полости нагнетания и всасывания. Они разделены герметичным зацеплением винтов (рис.18). Однозаходный, стальной винт 1 вращается в резиновой обойме 2, внутренняя поверхность которой выполнена винтовой двухзаходной, с шагом в 2 раза больше шага нарезки винта ротора. Такое устройство насоса позволяет перекачивать воду, загрязненную абразивами, поэтому его применяют в осушительных системах. Рис.18. Одновинтовой.насос
В негерметичных насосах нет непосредственного контакта поверхностей винтов. Винтовая линия имеет прямоугольный или трапецеидальный профиль. Вращающий момент от ведущего ротора ведомому передается с помощью цилиндрических синхронизирующих шестерен.