Принципы физической подготовки войск
Физическая подготовка организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами. Такие ее общие принципы, как прикладность, комплексность, систематичность, оптимальность и конкретность относятся не только к процессу физического совершенствования военнослужащих, но и к управлению данным процессом, т.е. пронизывают всю систему физической подготовки войск.
Принцип прикладности выражает основное предназначение физической подготовки войск — готовить военнослужащих к успешному решению учебно-боевых и боевых задач Он требует, чтобы в процессе физической подготовка первоочередное внимание уделялось развитию и совершенствованию тех качеств, навыков, умений и свойств военнослужащих, которые имеют наибольшее практическое значение для их эффективных действий в современном бою. Отсюда вытекает и основное требование к определению стратегии физического совершенствования личного состава армии и флота: выбирая средства, методы и формы, пригодные для решения какой-либо задачи физической подготовки, следует отдавать предпочтение тем из них, которые имеют большее прикладное значение, если, разумеется, они адекватны решаемой задаче и не уступают другим факторам по своему эффекту.
В системе физического совершенствования личного состава армии и флота реализация принципа прикладность достигается:
а) в процессе обучения военнослужащих — полным выполнением такого требования, как «учить войска тому, что необходимо на войне», т.е. преимущественно формировать и совершенствовать те знания, навыки и умения, которые нужны в реальной боевой деятельности; ограничением использования физических упражнений, имеющих невысокую прикладную ценность, и, наоборот, более широким применением в ходе занятий и тренировок по физической подготовке и спорту, на спортивных соревнованиях военно-профессиональных приемов и действий;
б) в процессе развития военнослужащих — акцентированием внимания на совершенствовании особо важных физических и специальных качеств; улучшением деятельности тех функциональных систем организма и антропометрических показателей военнослужащих, которые преимущественно обеспечивают успех в выполнении боевых задач; созданием режима нагрузок, соответствующего уровню напряжений, проявляемых в ходе боевой деятельности;
в) в процессе воспитания военнослужащих — созданием конкретных педагогических ситуаций, по возможности наиболее полно моделирующих условия боевой обстановки и требующих тех или иных морально-политических и психических качеств; использованием тактических (тактико-специальных) учений и занятий с повышенными физическими нагрузками не только для повышения боевого мастерства воинов, но и для формирования у них соответствующих форм сознания, всемерной активизации их психических проявлений;
г) в процессе слаживания военнослужащих — включением в содержание физической подготовки различных упражнений, выполняемых в составе подразделений, а также групповых упражнений, содержащих в себе соответствующие фрагменты боевой деятельности применительно к специфике того или иного рода войск (сил флота) и специальных войск.
В системе управления физической подготовкой военнослужащих реализация принципа прикладности достигается:
а) в руководстве — принятием глубоко продуманных и всесторонне обоснованных решений, в основе которых лежит забота об усилении влиянияфизической подготовки на повышение боеспособности войск; постановкой перед командирами и всем личным составом конкретных задач, направленных на дальнейшее повышение физической готовности воинских подразделений к боевой деятельности; усилением внимания при подведении итогов физической подготовки за определенный промежуток времени к тем параметрам физической подготовленности подчиненных, которые преимущественно и обеспечивают успех в выполнении учебных и боевых задач;
б) в организации — более полным учетом периодизации военно-профессиональной деятельности военнослужащих различных воинских специальностей; подчинением содержания занятий по физической подготовке содержанию занятий по тактической (тактико-специальной) подготовке; проведением перед учениями, боевыми стрельбами и т.д. специально направленного курса физической тренировки военнослужащих; увеличением количества инструкторско-методических и показных занятий по наиболее важным для того или иного рода войск (сил флота) или специальных войск разделам физической подготовки; периодической проверкой реального соответствия физического состояния всех категорий военнослужащих требованиям современного боя; постоянным фиксированием и анализом достижений личного состава в военно-прикладных видах спорта и упражнениях;
в) в обеспечении — строительством и оборудованием таких спортивных объектов и мест для занятий физической подготовкой и спортом, которые позволяют в массовом порядке выполнять различные военно-прикладные упражнения, в полном объеме учить военнослужащих преодолению препятствий, плаванию в обмундировании с оружием, рукопашному бою, передвижению на лыжах, организовывать физическую тренировку личного состава в различных условиях учебно-боевой деятельности; изготовлением различного нетабельного инвентаря, сооружением разнообразных тренажеров, позволяющих существенно ускорить формирование физической готовности военнослужащих к боевой деятельности; приобретением спортивного имущества, способствующего развитию военно-прикладных видов спорта; увязкой мероприятий по улучшению здоровья военнослужащих с повышением их боеспособности; разработкой конкретных методических рекомендаций, обеспечивающих интенсификацию процесса физической подготовки;
г) в проведении — преимущественным проведением комплексных занятий и тренировок; использованием в процессе физической подготовки социально-психологических закономерностей групповых действий; высокой требовательностью к личному составу в сочетании с усилением эмоциональной привлекательности учебных занятий и других форм физической подготовки.
Содержание, характер и условия учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих различных родов войск (сил флота) и специальных войск существенно различаются. Поэтому и требования к физическому состоянию личного состава неодинаковы. Специфические требования, предъявляемые к личному составу тех или иных видов Вооруженных Сил, диктуют необходимость специализации всех элементов системы физической подготовки, т.е. ее специальной направленности — наиболее важного проявления прикладности физической подготовки. Сущность ее состоит в наиболее эффективном использовании всех элементов системы физической подготовки в рамках конкретных условий учебно-боевой деятельности войск с целью обеспечения на базе разносторонней физической подготовленности преимущественного развития и совершенствования тех качеств, навыков и свойств, которые составляют основу боеспособности военнослужащих.
Для понимания сущности специальной направленности особо важным является определение места и значения общих и специальных средств и методов физической подготовки в системе боевого совершенствования военнослужащих.
Специальная направленность физической подготовки не означает снижения роли разносторонней физической подготовленности личного состава. Важность последней определяется тем, что оптимальный уровень развития всех физических качеств является основой для преимущественного совершенствования тех из них, которые особенно необходимы для военнослужащих того или иного рода войск. Не менее важное значение имеет и разносторонность в овладении двигательными навыками. Формирование и совершенствование у военнослужащих навыков в использовании боевой техники и оружия происходит наиболее быстро и эффективно в том случае, если у них уже имеется достаточно широкий запас двигательных представлений, ранее выработанных с помощью разнообразных физических упражнений. Совершенствование различных функций человеческого организма, к которым в процессе боевой деятельности военнослужащих предъявляются особенно высокие требования, также возможно лишь при условии общего укрепления здоровья и улучшения деятельности всех внутренних органов и систем организма.
В настоящее время основные пути реализации специальной направленности физической подготовки теоретически обоснованы, а многие из них и практически проверены в ходе опытных работ или повседневного воинского обучения и воспитания. Главный вывод, сделанный по результатам научных исследований и практики войск, состоит в том, что специальные задачи должны решаться на основе общих, в тесном единстве с ними на протяжении всего процесса физического совершенствования военнослужащих. Поэтому при обосновании и рассмотрении различных путей решения специальных задач наиболее правомерным является выделение не общей и специальной физической подготовки военнослужащих, а общих и специальных средств и методов их физического совершенствования, особенностей в управлении процессом физической подготовки
Специальная направленность физической подготовки обеспечивается:
на учебных занятиях — рациональным распределением учебного времени по разделам физической подготовки и целесообразной последовательностью их прохождения, преимущественным использованием физических упражнений для формирования развития наиболее важных военно-прикладных двигательных навыков, физических и специальных качеств;
на утренней физической зарядке — преимущественным использованием различных вариантов зарядки и физических упражнений для формирования и развития наиболее важных военно-прикладных двигательных навыков, физических и специальных качеств;
в процессе учебно-боевой деятельности — использованием прикладных физических упражнений, приемов и действий, характерных для данной воинской специальности;
в спортивной работе — использованием наиболее важных военно-прикладных видов спорта и упражнений;
в системе проверки физической подготовки — включением специальных физических упражнений (упражнений, направленных на решение специальных задач физической подготовки)
Широкое использование всех путей реализации принципа прикладности позволяет достаточно эффективно применять средства, методы и формы физической подготовки для повышения боеспособности войск и на этой основе обеспечить действительную физическую готовность военнослужащих к успешному выполнению боевых задач.
Принцип комплексности физической подготовки выражается, прежде всего, в том, что она, решая задачи развития физических качеств, формирования двигательных навыков, одновременно в значительной мере воздействует на все другие показатели физического состояния военнослужащих.
Реализация принципа комплексности позволяет существенно интенсифицировать процесс физической подготовки, т.е. в одно и то же время одновременно решать несколько общих и специальных задач физической подготовки. Вместе с тем, существуют и естественные закономерности, в связи с которыми всестороннее физическое совершенствование военнослужащих предпочтительнее одностороннего. Организм человека един в своем строении, функционировании иразвитии. В силу взаимозависимости своих структурных единиц он существует и развивается как единое целое, причем таким образом, что прогресс в одном направлении находится в определенной зависимости от прогресса в других направлениях. Всестороннее физическое развитие военнослужащих, помимо всего прочего, целесообразно потому, что соответствует эволюционно сложившемуся биологическому постоянству их организма и расширяет возможность его адаптации к разнообразным, постоянно изменяющимся условиям учебно-боевой и боевой деятельности. «Только при гармоническом развитии всех органов организм человека, — по словам П.Ф. Лесгафта, — в состоянии совершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы»[1].
Одним из основных условий практической реализации принципа комплексности в процессе физической подготовки войск является использование таких средств и методов, которые гарантировали бы целенаправленное развитие всех основных физических качеств военнослужащих, содействовали бы полному проявлению индивидуальных физических способностей и создавали бы достаточно богатый фонд естественных и военно-прикладных двигательных навыков и умений.
Какие бы специальные задачи ни решались в процессе физической подготовки и какие бы ситуации при этом не складывались, необходимо постоянно стремиться к укреплению здоровья военнослужащих. Благотворное влияние на здоровье воинов вовсе не является простым автоматическим следствием решения той или иной задачи физической подготовки. Более того, в процессе применения повышенных физических нагрузок очень часто весьма не просто определить грань, отделяющую позитивное влияние от негативного. Поэтому при подборе конкретного содержания и методики занятий по физической подготовке и спорту надо исходить из потенциальной оздоровительной ценности каждого упражнения, планировать и регулировать нагрузки в соответствии с функциональным состоянием организма воинов, обеспечивать регулярность и единство педагогического и медицинского контроля.
Параллельно с физическим совершенствованием воинов на каждом занятии должны расширяться их специальные теоретические знания и организаторско-методические умения. Особенно это относится к слушателям и курсантам военно-учебных заведений, курсантам учебных подразделений, офицерам и сержантам.
В ходе физической подготовки осуществляется постоянное воздействие на сознание личного состава с целью воспитания высоких морально-политических качеств, а также твердой убежденности в необходимости выработки личной физической готовности для выполнения воинского долга по защите Родины. Естественной предпосылкой всего этого является единство физического и духовного развития человека. Но это само по себе не обеспечивает органического соединения в нужном направлении всех факторов, влияющих на обучение, развитие, воспитание и слаживание военнослужащих в процессе физической подготовки Успех во всестороннем, комплексном воздействии на военнослужащих в определяющей мере зависит от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно использует руководитель занятия или тренер спортивной команды взаимосвязь различных сторон физического совершенствования личного состава. В теории и практике физической подготовки давно закрепился такой термин, как «воспитывающее обучение», рядом с ним надо поставить такие понятия, как «развивающее обучение», «воспитывающее развитие», «развивающее воспитание» и т.д.
Принцип комплексности также реализуется в согласованности процессов обучения, развития, воспитания и слаживания военнослужащих по содержанию, усилиям и срокам. На практике это проявляется во взаимосвязи всех форм физического совершенствования личного состава.
Успешное решение задач физической подготовки возможно лишь при полноценном использовании и взаимосвязи всех ее форм. Взаимосвязь всех форм физической подготовки позволяет ускорить освоение упражнений, предусмотренных программой, обеспечить повышение и поддержание на требуемом уровне тренированности личного состава. Обычно все другие формы физической подготовки связываются с учебными занятиями, при этом учитываются характерные особенности каждой из них.
Физическая подготовка должна быть тесно связана и с различными другими предметами боевой подготовки войск, особенно с тактической (тактико-специальной) подготовкой. Это существенно усиливает ее влияние на боевое мастерство военнослужащих и боевую слаженность воинских подразделений, упорядочивает чередование нагрузок и отдыха личного состава.
Комплексное воздействие физической подготовки на боевое состояние военнослужащих регламентируется соответствующими приказами и документами планирования, реализуется в системе подготовки руководителей, контроле и учете физической подготовки. В немалой мере оно зависит от качества всестороннего обеспечения процесса физической подготовки.
Принцип систематичности физической подготовки проявляется: во-первых, в регулярности выполнения военнослужащими физических упражнений, а также проведения различных мероприятий; во-вторых, в определенной последовательности педагогических воздействий на личный состав с учетом закономерностей повышения его физической и методической подготовленности; в-третьих, в регулярности и последовательности действий соответствующих должностных лиц по управлению физическим совершенствованием военнослужащих.
Регулярность физической подготовки, т.е. определенная повторяемость тех или иных действий через соответствующие промежутки времени, основывается на целой совокупности биологических и психологических закономерностей. Например, давно установлено, что структурные и функциональные изменения, происходящие в организме военнослужащих во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т.е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Уже после относительно небольшого перерыва (на 5—7 дней) начинается угасание возникших условно-рефлекторных связей, снижение достигнутого уровня функциональных возможностей и даже регресс некоторых морфологических показателей (уменьшение удельного веса активной мышечной ткани, нежелательные изменения ее структурных компонентов и т. д.).
Длительные перерывы в занятиях отрицательно сказываются и на уровне методического мастерства должностных лиц, организующих и проводящих занятия по физической подготовке с личным составом. Поэтому наиболее благоприятные условия для физического совершенствования личного состава и достижения постоянной методической готовности руководителей занятий обеспечиваются только в том случае, если процесс физической и методической подготовки военнослужащих не имеет перерывов, приводящих к неоправданным утратам.
Рациональная последовательность педагогических воздействий на военнослужащих в ходе физической подготовки достигается на основе учета объективных закономерностей использования физических упражнений на одном занятии или тренировке, а также в течение определенного промежутка времени (нескольких дней, недель или месяцев, периода обучения, учебного года, всего срока службы или обучения).
Очередность выполнения упражнений на одном занятии или тренировке определяется закономерностями вырабатывания организма и влияния различных средств физической подготовки на физическое и психическое состояние военнослужащих. Поэтому сначала, как правило, выполняются упражнения, связанные с быстротой и ловкостью, сложные по структуре и координации, затем интенсивно воздействующие на организм, требующие большой физической силы и выносливости, а в заключение проводятся комплексная тренировка, различные игры и эстафеты.
Последовательность нескольких занятий или тренировок должна быть такой, чтобы они либо подготавливали военнослужащих к обучению последующим упражнениям, либо способствовали совершенствованию физических качеств и закреплению сформированных навыков, т. е. чтобы от занятия к занятию в максимальной степени использовать положительный перенос подготовленности. Эффект каждого последующего занятия должен «наслаиваться» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется — возникает кумулятивный эффект системы занятий, т.е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера, которые приводят к улучшению физического состояния военнослужащих.
Последовательность прохождения различных разделов физической подготовки на протяжении периода обучения учебного года, всего срока службы основывается на следующих закономерностях: во-первых, на начальном этапе обучения при низком уровне физической подготовленности военнослужащих все качества развиваются относительна равномерно, независимо от применяемых средств; во-вторых, для достижения высокого уровня развития того или иного физического качества требуется достаточно высокая база разносторонней физической подготовленности; в третьих, по мере повышения уровня физической подготовленности взаимосвязь между физическими качествами и их положительный перенос снижаются, что требует уменьшения удельного веса общеразвивающих и увеличения роли специальных средств физической подготовки; в-четвертых, двигательные навыки наиболее успешно формируются при определенном уровне развития физических качеств; в-пятых, сформированные двигательные навыки сохраняются более длительное время, чем достигнутый уровень развития физических качеств; в-шестых, для быстрого повышения и длительного поддержания разносторонней физической подготовленности на необходимом уровне наиболее эффективно комплексное применение средств физической подготовки. Все эти закономерности требуют определенной этапности процесса физической подготовки личного состава армии и флота.
Принцип систематичности находит свое выражение и в деятельности различных должностных лиц воинской части и подразделений по управлению физическим совершенствованием военнослужащих. Он реализуется: в периодичности издания необходимых приказов по вопросам физической подготовки и спорта; в регулярности проведения служебных совещаний (собраний, заседаний) с постановкой задач личному составу и подведением итогов по физической подготовке и спорту; в определении содержания и сроков проведения спортивных и других мероприятий; в чередовании методических занятий по различным формам и разделам: физической подготовки; в установлении очередности проведения теоретических, инструкторско-методических и показных занятий с учетом конкретных стадий формирования организаторско-методических умений; в согласованности различных проверок по физической подготовке и спорту; в рациональной последовательности осуществления различных видов обеспечения и проведения физической подготовки.
Принцип оптимальности в процессе физической подготовки реализуется путем: четкого определения необходимого количества различных организационно-методических мероприятий, проводимых в воинской части и подразделениях; рационального дозирования физической нагрузки, испытываемой личным составом в ходе занятий по физической подготовке и спорту; достижения определенного уровня развития различных физических и специальных качеств, а также двигательных навыков.
Оптимальность предполагает не только нижнюю, но и верхнюю границу в величине соответствующих воздействий на состояние физической подготовки в воинской части и подразделениях. При недостаточном количестве, например, инструкторско-методических и показных занятий, проводимых с офицерами и сержантами в части, уровень методической подготовленности руководителей занятий будет неуклонно снижаться. Практика показывает, что в течение периода обучения по каждому разделу (теме) физической подготовки необходимо проводить не менее 2—3 инструкторско-методических или показных занятий, иначе эффективность учебно-тренировочных занятий по физической подготовке будет невысокой. В то же время, если начальник физической подготовки и спорта уделит повышению методической подготовленности офицеров и сержантов чрезмерное внимание, он неизбежно ослабит свое воздействие на другие элементы организации и обеспечения физической подготовки в воинской части в связи с нехваткой времени и сил.
В основе оптимальности дозирования физических нагрузок, испытываемых личным составом, лежит необходимость обеспечения должного тренирующего воздействия всех форм физической подготовки на физическое состояние военнослужащих при безусловном соблюдении оздоровительной направленности физических упражнений. Слишком малая нагрузка не способствует физическому развитию воинов, а чрезмерная — может существенно ухудшить функциональное состояние их организма и даже привести к тем или иным патологическим изменениям.
Физическая нагрузка при выполнении физических упражнений не должна отрицательно влиять на выполнение военнослужащими различных военно-профессиональных действий. Это относится к занятиям по боевой подготовке, к несению боевого дежурства и т. д.
Принцип оптимальности базируется также на закономерностях взаимосвязи различных показателей боевой готовности военнослужащих (закономерностях переноса подготовленности) и заключается в том, что в процессе физической подготовки не все качества, навыки и свойства необходимо развивать до максимальных пределов, что уровень их развития должен строго соответствовать их роли, а также степени значимости в структуре физической готовности военнослужащих. Выявлено, что чрезмерное увлечение силовыми упражнениями существенно тормозит рост результатов курсантов — будущих командиров артиллерийских подразделений в беге на длинные дистанции, интенсивные занятия воинов-разведчиков спринтерским бегом не способствуют совершенствованию их подготовленности к марш-броскам, а занятия боксом, как правило, негативно сказываются на качестве и быстроте овладения курсантами техникой пилотирования самолетов. Как недостаточное, так и чрезмерное закрепление у военнослужащих двигательных навыков может снизить качество их обучения и другим воинским специальностям.
Принцип конкретности при постоянном его учете всеми должностными лицами обеспечивает реальность решения задач физической подготовки. При разнообразии особенностей учебно-боевой деятельности частей различных родов войск (сил флота) и их дислокации невозможно дать единые, строго обязательные установки по всем вопросам физической подготовки и спорта. Поэтому во всех руководящих документах, в том числе и в Наставлении по физической подготовке, даются, как правило, обобщенные рекомендации по организации, обеспечению и проведению физической подготовки в воинских частях и подразделениях.
Конкретность физической подготовки достигается на основе учета штатной структуры и боевого предназначения воинской части (подразделения), фактического физического состояния личного состава, уровня методической подготовленности командиров подразделений и общественного спортивного актива, материальной обеспеченности, географических и климатических условий, распорядка дня части.
Важным для успешной служебной деятельности начальника физической подготовки и спорта является изучение, анализ и использование конкретных особенностей взаимоотношений должностных лиц воинской части, интереса личного состава к занятиям физической подготовкой, социально-психологического климата в воинских коллективах. Учет этих явлений придает организации физической подготовки более конкретный характер и существенно усиливает ее эффективность.
Конкретность физической подготовки предполагает изучение и учет в ходе занятий и тренировок индивидуальных физических и психических особенностей военнослужащих (прежде всего это касается офицеров управления воинской части). Задача начальника физической подготовки и спорта — найти соответствующий подход ко всем занимающимся, разработать для них конкретные рекомендации и мобилизовать их на достижение необходимых результатов в физическом и методическом совершенствовании.
Глубокое понимание природы принципов физической подготовки, их сущности имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Твердое знание принципов физического совершенствования военнослужащих и управления им обеспечивает служебную деятельность офицеров — специалистов по физической подготовке и спорту реальной перспективой, делает ее систематизированной и упорядоченной, позволяет успешно прогнозировать результаты педагогических воздействий на личный состав.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
1. Каким образом в цели и задачах физической подготовки отражаются ее объективные специфические и неспецифические функции как составной части системы боевого совершенствования войск?
2. В чем заключается теоретический и практический смысл выделения общих и специальных задач физической подготовки?
3. Охарактеризуйте специальные задачи физической подготовки личного состава одного из видов ВС (родов войск, сил флота, специальных войск) с учетом особенностей соответствующей военно-профессиональной деятельности и ее специфических требований к физическому состоянию военнослужащих.
4. Какие закономерности физического совершенствования военнослужащих лежат в основе принципов физической подготовки?
Глава VI
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
§ 1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО
ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Качественное решение общих и специальных задач физической подготовки предполагает комплексное применение физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов, военно-профессиональных приемов и действий, используемых для улучшения физического состояния военнослужащих. Ведущая роль при этом отводится физическим упражнениям, которые представляют собой основное (специфическое) средство физического совершенствования личного состава армии и флота.