Освоенность техники (стабильность, устойчивость, автоматизированность)

Техническое действие может быть освоено (заучено, закреплено) спортсменами в разной степени. Освоенность движения — относительно самостоятельная характеристика технического мастерства, не зависящая от эффективности техники. Например, у учеников старших классов средней школы почерк, как правило, хуже, чем у учащихся 3-4ых классов (техника письма неэффективна, не удовлетворяет эстетическим и психологическим критериям — почерк некрасив и малоразборчив), однако бесспорно, что старшеклассники освоили технику письма лучше. Спортсмен может хорошо освоить то или иное действие, но с существенными ошибками в технике (его техника при этом будет неэффективна) и, наоборот, буквально с первых попыток выполнять движение правильно, хотя и недостаточно хорошо освоив его. Он может быстро забыть правильное выполнение и уже на следующем занятии быть не в состоянии повторить свои первые правильные попытки.

Именно в связи с разной степенью владения движением издавна были введены понятия о двигательных умениях и двигательные навыки. Двигательное умение - это приобретенная способность выполнять движение. Под двигательным навыком понимают достаточно хорошо освоенное умение. Характеристика физиологических и психологических явлений, лежащих в основе двигательных умений и навыков дается в курсах физиологии и психологии. Здесь достаточно привести только биомеханическую характеристику освоенности движений, и в частности тех ее сторон, которые наиболее существенны для спортивно-технического мастерства.
Для хорошо освоенных движений типичны: 1)стабильность спортивного результата и ряда характеристик движения при выполнении его в стандартных условиях;
2) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении движения в меняющихся, в частности усложненных условиях;
3) автоматизированнность выполнения

Спортсмен, хорошо освоивший какое-либо движение, выполняет его в стандартных, неизменных условиях с относительно малой дисперсией (разбросом, диапозоном отклонений) существенных характеристик. Конечно, если ему приходится выполнять движение несколько раз, то от попытки к попытке ни результат, ни тем более другие характеристики движения не остаются вполне постоянны.Однако при этом у квалифицированных спортсменов дисперсия спортивного результата и существенных характеристик движения в ответственные его фазы меньше, чем у неквалифицированных спортсменов; отклонения не выходят за допустимые пределы, при которых движение оказывается невыполненным или значительно снижается спортивный результат.

Особенно четко эти особенности технического мастерства спортсменов высокой квалификации проявляются в тех двигательных заданиях, где требуется воспроизвести определенный результат, обеспечить высокую точность (все виды стрельбы, броски в цель, прыжки в воду и т.п.). Если же стоит задача показать максимальный результат (легкая атлетика, спортивные локомоции и др.), то, судя по биомеханическим исследованиям, стабильность техники в процессе роста спортивного мастерства достигается раньше, чем ее высокая эффективность. Например, при повторном толкании ядра уже спортсмены 2 разряда имеют такой же разброс характеристик техники, как и мастерства спорта международного класса, хотя при этом технические ошибки у второразрядников очень велики. Овладев не вполне эффективной техникой. они воспроизводят ее стабильно. Освоенность техники у них хорошая, эффективность - нет. В подобном случае орошоая освоенность техники может мешать ее дальнейшему совершенствованию. По ходу движения происходит коррекция отклонений и ошибок, допущенных в каких-либо характеристиках движения или первых фазах движения. Например, если у квалифицированных баскетболистов при выполнении штрафного броска ноги начинают разгибание медленнее, чем следует, то разгибание рук произойдет быстрее. Внешне это выражается в отрицательной корреляции между скоростями разгибания ног и рук. При этом ошибка, допущенная вначале (недостаточная скорость разгибания ног), не вызывает ошибки в наиболее ответственной финальной характеристике движения - скорости вылета мяча. Хотя ноги начали движение медленнее, чем следует, руки исправили эту ошибку, и скорость вылета мяча не вышла за допустимые пределы. Если такой коррекции не происходит, то ошибка, допущенная вначале, приводит к появлению ошибки в результирующей характеристике движения. Например, у начинающих футболистов неточность в постановке опорной ноги при ударе по мячу вызывает резкое отклонение мяча от цели. У спортсменов-разрядников эта зависимость выражена меньше, футболисты-мастера умеют исправлять подобную первоначальную неточность по ходу выполнения удара.

Устойчивость техники.
Устойчивость техники характеризуется степенью изменения ее эффективности. Чем меньше снижение эффективности, тем выше устойчивость техники. Основными факторами, под действием которых изменяется эффективность техники, являются: изменение состояния спортсмена, действия противника, изменения внешних условий.
1. Изменение состояния спортсмена, в частности утомление и эмоциональное возбуждение, связанное с ответственными соревнованиями, присутствием зрителей, преодолением страха. В условиях ответственных соревнований эффективности техники может снизиться. Это особенно касается технических действий, требующих высокой точности выполнения. В то же время эмоциональное возбуждение способствует проявлению больших величин силы, быстроты, выносливости, гибкости.
2.Действия противника. Существует давнее изречение "Игрок играет настолько хорошо, насколько позволяет ему противник". Это справедливо и для единоборств. Однако спортсмены высокого класса при встрече с любым противником сохраняют достаточно высокую эффективность действий.
Сохранений высокой эффективности действий достигает благодаря превосходству в скоростных и силовых качествах, тактическом мастерстве, морально- волевой подготовке. Существенное значение имеет и техническое мастерство. Спортсмены высокого класса могут выполнить один и тот же прием при широком варьировании начальных условий и подготовительных действий.
3. Внешние условия.
Иногда даже незначительное изменение внешних условий существенно затрудняет выполнение

движения. Например, гимнаст, привыкнувший выполнять соскок с перекладины, находясь лицом в определеннцю сторону, нередко не может сделать его лицом в противоположенную сторону. Изменение инвентаря, погодных условий, опорных поверхностей может отрицательно сказаться на результате, если только спортсмен не был заранее к этому подготовлен.

Автоматизированность характеризуется возможностью, выполнять движения, не фиксируя специально внимания на процессе выполнения. Человек, впервые в жизни севший в академическую лодку-одиночку, не может одновременно грести и выполнять какое-либо дополнительное умственное задание; его внимание полностью сконцентрировано на сохранении равновесия и технике гребли. Квалифицированные гребцы могут грести, выполняя умственную работу, их внимание занято техникой гребли лишь частично. О степени автоматизированности движений судят с помощью так называемого метода дополнительных заданий, который позволяет установить, насколько внимание спортсмена концентрируется на выполнении движения. Для этого определяют способность человека к переработке информации в спокойных условиях (например, наговаривают ему с магнитофона трехзначные числа, а он должен быстро решить, делится ли очередное число на три; подсчитывается общее число ошибок), а затем то же задание предлагают ему во время выполнения какого-либо движения. При этом посчитывают, насколько увеличивается число ошибок, а затем определяют степень автоматизированности движения.

Билет 15.

Основные понятия кинематики.

Механическое движение — изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. При этом тела взаимодействуют по законам механики.

Система отсчёта — сопоставленная с континуумом реальных или воображаемых тел отсчёта система координат и прибор(ы) для измерения времени (часы). Используется для описания движения.

Координаты — способ определения положения точки или тела с помощью чисел или других символов.

Радиус-вектор используется для задания положения точки в пространстве относительно некоторой заранее фиксированной точки, называемой началом координат.

Траектория — непрерывная линия, которую описывает точка при своём движении.

Скорость — векторная величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки в пространстве относительно выбранной системы отсчёта.

Ускорение — векторная величина, показывающая, насколько изменяется вектор скорости точки (тела) при её движении за единицу времени.

Угловая скорость — векторная величина, характеризующая скорость вращения тела.

Угловое ускорение — величина, характеризующая быстроту изменения угловой скорости.

Наши рекомендации