Проверка исправности изоляции изолирующих стыков
Наиболее характерным отказом изолирующего стыка с металлическими накладками является нарушение боковой изоляции или изоляции в болтах накладок. Поэтому состояние изолирующих стыков контролируется в основном измерением "рельс—накладка". Состояние изоляции накладки можно проверить вольтметром с внутренним сопротивлением, соизмеренным с принятым условно минимальным сопротивлением изоляции стыка.
Условное сопротивление изоляции изолирующего стыка 50 Ом взято только для удобства измерений, чтобы убедиться в отсутствии пробоя этой изоляции. Для измерения сопротивления изоляции следует параллельно измерительному прибору включить шунт сопротивлением 51 Ом. При автономной тяге измерение стыка 1 сводится к определению напряжений (рис. 1).
Рис.1 Структурная схема порядка измерения изоляции накладок стыка
Если напряжения Up2h1 < 0,5Uр1р2 и Uр2н2<0,5Uplp2, a Up4н1< 0,5Up3p4 и Up4н2 < 0,5Up3p4 ,сопротивление изоляции накладок H1 и Н2 относительно рельсовых нитей Р1 и РЗ больше 50 Ом. Если хотя бы одно из указанных неравенств не выполняется, то изоляция накладок HI и Н2 относительно рельса Р1 или РЗ нарушена. Аналогично определяют исправность изоляции стыка 2. Указанный метод измерения основан на том, что напряжение между рельсовыми нитями прикладывается к последовательной схеме из сопротивлений измерительного прибора, подключенного к одной из рельсовых нитей и накладке, и сопротивления изоляции между этой накладкой и противоположным рельсом. Чем больше сопротивление изоляции между накладкой и рельсом, тем меньше напряжение на измерительном вольтметре, подключенном между этой накладкой и противоположным рельсом.
Сопротивление изоляции между соответствующими накладками и рельсами
R P1H1 = RBH (UP1P2 / UP2H1 - 1); RP1H2 = RBH (UP1P2 / UP2H2 -1);
RP3H1 = RBH (UP3P4 / UP4H1 - 1); RP3H2 = RBH (UP3P4 / UP4H2 - 1);
RP2H3 = RBH (UP1P2 / UP1H3 - 1); RP2H4 = RBH (UP1P2 / UP1H4 - 1);
RP4H3 = RBH (UP3P4 / UP3H3 - 1); RP4H4 = RBH (UP3P4 / UP3H4 -1),
Сопротивление изоляции "рельс—накладка" можно определить с помощью пяти измерений (рис. 2) и последующего расчета по выражениям
RP1H1 = {[UP1P2 – (UP1H1 + UP2H1)] / UP2H1}RBH;
RP2H1 = {[UP1P2 – (UP1H1 + UP2H1)] / UP1H1}RBH;
RP1H2 = {[UP1P2 – (UP1H2 + UP2H2)] / UP2H2}RBH;
RP2H2 = {[UP1P2 – (UP1H2+ UP2H2)] / UP1H2}RBH;
Рис.2 Схема измерения сопротивления изоляции «рельс – накладка» на электрифицированном участке
На стыках без дроссель-трансформаторов данный способ можно применять, если противоположный стык зашунтировать сопротивлением Rш = 10 Ом (рис. 3).
Рис.3 Схема измерения сопротивления изоляции «рельс – накладка» на не электрифицированном участке
В однониточных рельсовых цепях исправность изолирующих стыков проверяют по схеме (рис. 4) с использованием вольтметра с шунтом сопротивлением 51 Ом. Условие исправности изоляции в изолирующем стыке: Uр1н1 < 0,5Uр, Uр2н2< 0,5Up, Up2н1 < 0,5Uр и Uр2н2< 0,5Up.
Рис.4 Схема измерения при проверки исправности изолирующих стыков в однониточных рельсовых цепях
По аналогии с однониточной рельсовой цепью проверяют исправность изоляции в рельсовых цепях с дроссель-трансформаторами.
Сопротивление изоляции изолирующего стыка в цепи "рельс—накладка" можно определить по схеме (рис. 5).
Рис.5 Схемы измерения изоляции стыка с помощью вспомогательного источника питания (а) и измерителя сопротивления (б)
При использовании источника постоянного тока GB напряжением 8—9В измеряют напряжение U и ток I (см. рис. 5). Затем по отношению U/I (вычисляют сопротивление изоляции цепи "накладка—рельс". При электротяге постоянного тока этим методом необходимо выполнить дополнительное измерение, изменив порядок подключения проводников прибора со знака "+" на знак "-". Окончательный результат равен среднему значению результатов двух измерений.