Условие плавучести судна
Плавучестью называется способность судна плавать в состоянии равновесия в заданном положении относительно поверхности воды при заданной нагрузке.
На судно, плавающее без хода на спокойной воде, действуют две категории сил: силы тяжести и силы избыточных гидростатических давлений (рис.26). Силы тяжести представляют собой силы тяжести корпуса, механизмов, систем и устройств, запасов, экипажа и др. Силы тяжести приводятся к одной равнодействующей - силе тяжести судна Р, которая направлена вертикально вниз и приложена в центре тяжести судна(ЦТ) - в точке G с координатами xg , yg , zg .
Рис. 26. К составлению уравнений равновесия плавающего судна
Силы избыточных гидростатических давлений, действующие на поверхность погруженной части корпуса судна, также приводятся к одной равнодействующей – гидростатической силе поддержания (силе плавучести).
Сила плавучести направлена вертикально вверх и приложена в центре величины судна (ЦВ) - в точке С с координатами xс, yс, zс. Центр величины представляет собой геометрический центр подводного объема судна V и его положение зависит от формы корпуса судна и его посадки.
Условия равновесия плавающего судна:
1.Сила тяжести (масса) судна равна весу (массе) вытесненной им воды:
Р = γV; Δ = ρV.
где V- объемное водоизмещение судна м3,
γ - удельный вес воды (.γ = 10,05 кН/м3- для морской и γ = 9,81 кН/м3 - для пресной воды),
ρ - плотность воды (ρ = 1,025 т/м3- для морской и ρ = 1,0 т/м3- для пресной воды).
2.Центр тяжести (ЦТ) и центр величины (ЦВ) судна лежат на одной вертикали, перпендикулярной к плоскости ватерлинии (рис.26);
(xс - xg) + (zc – zg) tg Y = 0;
(yс - yg) + (zc – zg) tg Q = 0,
где xс, yс и zc – координаты центра величины судна;
xg ,yg и zg – координаты центра тяжести судна.
Если судно сидит прямо и на ровный киль (Y = Q = 0), то уравнение принимает вид:
xg = xс; yg = yс.
В практических расчетах судна, плавающего с дифферентом, часто пренебрегают величиной (zc – zg) tg Y по сравнению xс, т.е. полагают, что xс ≈ xg. Принятое допущение дает незначительную ошибку при определении элементов плавучести судна.
Вычисление массы и координат центра тяжести судна
Для вычисления массы и координат центра тяжести судна в эксплуатационных условиях необходимо знать массу и координаты центра тяжести порожнего судна Δ0, xg0 и zg0, а также массы находящихся на судне переменных грузов mi и координаты их центров тяжести xi, yi и zi.
Масса и координаты центра тяжести порожнего судна определяется при проектировании расчетным путем. В процессе постройки судна расчетные данные проверяют взвешиванием отдельных корпусных конструкций, механизмов, оборудования и т.д. После постройки судна его массу и координаты центра тяжести определяют путем проведения кренования. Полученные значения Δ0, xg0 и zg0 приводят в судовой эксплуатационной документации.
Составляющая нагрузки | m, т | x, м | z, м м | m x, тм | m z, тм |
Экипаж, провизия | 13,50 | 8.80 | |||
Запасы | - 1,63 | 1,42 | -617 | ||
Груз в трюмах | -1,61 | 5,80 | - 1834 | ||
Груз на палубе | - 24,0 | 11,0 | - 2400 | ||
Жидкий балласт | |||||
Обледенение | |||||
Поправка на свободные поверхности | |||||
Судно порожнем | - 0,64 | 6,25 | - 1374 | ||
Водоизмещение | - 1,59 | 5,83 | - 6036 |
Таблица 3
С целью определения масс и координат центров масс переменных грузов во время эксплуатации судна производят их тщательный учет. Координаты центра масс системы (табл.3) определяются как отношение статического момента масс системы к ее суммарной массе. Поэтому, зная параметры порожнего судна и расположение переменных грузов на судне, массу Δ и координаты центра тяжести судна xg, yg, zg для произвольной загрузки можно определить по формулам:
Δ= Δ0+ ∑mi;
xg = (Δ0xg0 + ∑mi xi) / Δ;
zg = (Δ0zg0 + ∑mi zi) / Δ.
Поскольку подводный объем судна симметричен относительно ДП, то определять ординату ЦТ yg нет необходимости, так как она должна быть равна или близка нулю. В противном случае судно получит крен, наличие которого не допустимо.
Для определения координат ЦТ однородного генерального или насыпного груза в грузовых помещениях (трюмах и твиндеках) служит чертеж размещения грузов на судне, представляющий собой продольный разрез судна, вычерчиваемый в искаженном (сжатом по длине) масштабе (рис.28), на который наносят кривую с двумя шкалами – шкалой объемов генерального груза в данном помещении при данном уровне его заполнения и шкалой аппликат его ЦТ. В нижней части чертежа
нанесена горизонтальная шкала, позволяющая определить абсциссу ЦТ груза.