Вопрос № 2.Основы марша мотострелкового (танкового) батальона (роты)
Основным способом передвижения войск является марш.
Марш, как и любое явление, характеризуется рядом присущих только ему черт. Основными из них можно считать:
организованное и одновременное передвижение всеми главными силами бригады (батальона) своим ходом на штатной технике;
передвижение в колоннах частей (подразделений), построенных в походный порядок;
соблюдение в ходе передвижения установленной скорости движения, дистанции между элементами походного порядка, частями (подразделениями), машинами.
Соединения и подразделения совершают марш на боевых и транспортных машинах, а мотострелковые подразделения, при необходимости и пешим порядком (на лыжах). Танки, самоходная артиллерия,а также вооружение и военная техника с малым запасом хода и низкими скоростями движения могут перевозиться седельными автотягачами с грузовыми полуприцепами (трейлерами), включаемых в состав колонны.
При передвижении маршем сохраняется организационная целостность подразделений, высокая компактность, благодаря чему создаются более благоприятные, чем при других способах передвижения, условия для поддержания постоянной боевой готовности и способности практически с ходу вступить в бой. Вместе с тем на марше, особенно при совершении его на большое расстояние, личный состав подразделений, в первую очередь механики-водители танков и других бронированных гусеничных машин, испытывают большие нагрузки. От них требуется высокое напряжение сил и постоянное внимание к оценке дорожных и других внешних условий. На маршах также увеличивается износ вооружения и военной техники, требуется большой расход моторесурсов.
(Слайд № 7)
На организацию и совершение марша влияют следующие условия:ограниченность сроков на подготовку; большая вероятность разрушений надорогах и появления заминированных участков местности в результате применения противником средств дистанционного минирования; возможное внезапное затопление обширных районов местности; высокая вероятность нанесения ударов авиации и внезапного нападения противника (десантов, диверсионно-разведывательных групп) на колонны; необходимость совершения передвижения (марша) в короткиесроки в готовности к резким изменениям направления движения. Все это будет требовать тщательного ведения разведки, надежного походного охранения и продуманного принятия необходимых мер всестороннего обеспечения.
Марш начинается с прохождения исходного рубежа (пункта) головами или головой колонн главных сил головных батальонов (рот) и заканчивается с прибытием частей, подразделений бригады (батальона) в назначенный район (на рубеж) или с началом развертывания для боя.
Иногда марш бригады (батальона) может заканчиваться раньше, если к тому вынудит противник, вышедший на пути выдвижения. Прибытием бригады (батальона) в назначенный район считается момент пересечения ими тыльной (ближней) границы этого района хвостом колонны частей (подразделений) технического обеспечения и тыла: прибытие на указанный рубеж (пункт) - время достижения главных сил головных полков (батальонов) указанного рубежа; начало развертывания для боя - начало развертывания главных сих головных полков (батальонов) в предбоевой порядок.
Марш не может совершаться изолированно от других их действий, и всегда сочетается либо с боем, либо с занятием определенного рубежа, либо о расположением на месте.
Если марш предшествует указанным действиям, то он может сменяться развертыванием войск для перехода в наступление, ведения встречного или оборонительного боя, занятием (достижением) бригады (батальона) назначенного рубежа вне соприкосновения с противником, либо сосредоточением их в заданном районе.
Условия организации и совершения марша соединениями (подразделениями) определяются многими факторами, такими как наземная и воздушная обстановка, характер местности, время года и суток, характер погоды, состояние войск, совершающих марш и др. Однако решающее влияние на организацию и совершение марша оказывают вообще действия противника и, в частности, возможность ведения боя с его наземной группировкой в ходе марша или ее отсутствие.
(Слайд № 8)
В зависимости от задачи и удаления батальона (роты) от противника марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником. По направлению движения он может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл. Во всех случаях марш должен совершаться скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в боевой обстановке и в глубоком тылу своих войск — и днем.
Марш в предвидении вступления в бой бригада (батальон) совершает в том случае, когда в ходе него возможно столкновение с наземным противником, или когда на завершающем этапе марша бригада (батальон) может развертываться на указанном рубеже для перехода в наступление на обороняющегося противника, для ведения встречного боя или для занятия обороны под воздействием наземного противника, т.е. в первом случае - в предвидении перехода в наступление, во втором - в предвидении встречного боя, в третьем - в предвидении перехода к обороне.
Марш в предвидении вступления в бой, как правило, совершается в районах боевых действий, при выдвижении бригады (батальона) из пунктов постоянной дислокации или района сосредоточения к государственной границе, при выдвижении ее из состава второго эшелона армии (армейского корпуса) или резерва фронта для ввода в сражение, при перегруппировке или маневре вдоль фронта, а также на последнем суточном переходе при совершении марша на большое расстояние.
Марш вне угрозы столкновения с противником бригада (батальон) совершает в том случае, когда исключается столкновение с наземным противником. Такой марш может иметь место, главным образом, при выдвижении бригады (батальона) из глубины страны к району боевых действий и реже при проведении межфронтовых перегруппировок. Он характеризуется, прежде всего, большой протяженностью. После марша бригада (батальон) обычно, сосредоточивается в назначенном районе, а иногда развертывается на указанном рубеже для заблаговременной подготовки к бою.
Передвижение бригады (батальона) своим ходом на расстояние свыше суточного перехода считается маршем на большое расстояние.
(Слайд № 9)
Бригада может совершать марш самостоятельно или в составе армии (корпуса). Марш в составе армии (корпуса) имеет место, обычно, при выдвижении войск из глубины в район боевых действий. При этом бригада может следовать в ее передовом, первом или последующих походных эшелонах.
Батальон совершает марш в составе бригады или самостоятельно.
При совершении марша в составе бригады он может следовать в колонне главных сил, либо составлять передовой отряд, либо авангард, а при отходе (отступлении) арьергард бригады.
Рота совершает марш в колонне главных сил соединения (части, подразделения). Кроме того, рота на марше выделяется в головную, боковую, боковую неподвижную или тыльную походные заставы.
(Слайд № 10)
Для своевременного и организованного начала и совершения марша, контроля за организованным движением колонн, регулирования скорости движения и дистанции между подразделениями, назначаются исходный рубеж (пункт) и рубежи (пункты) регулирования, а также указывается время их прохождения головами колонн. Исходный рубеж (пункт) выбирается на удалении до 5 км от района расположения бригады (батальона) с таким расчетом, чтобы обеспечивалась возможность вытягивания колонн батальонов (дивизионов) и прохождения ими рубежа с установленной скоростью движения. Рубежи (пункты) регулирования обычно назначаются через каждые 3-4 часа движения с учетом месторасположения районов привалов и отдыха главных сил бригады (батальона). При этом их не рекомендуется назначать по рекам, перевалам, теснинам, вблизи крупных узлов дорог и на других участках местности, где движение затруднено и может образоваться скопление войск. При совершении бригадой (батальоном) марша по нескольким маршрутам целесообразно иметь одинаковые расстояния между рубежами на каждом из них. Это обеспечит одновременное прохождение рубежей колоннами.
Для проверки состояния вооружения и техники, их технического обслуживания, приема пищи и отдыха личного состава назначаются привалы, дневной (ночной, суточный) отдых. Привалы назначаются через 3-4 часа движения продолжительностью до 1 часа и один привал продолжительностью до 2 часов во второй половине суточного перехода.
Привалы целесообразно назначать перед каждым рубежом (пунктом) регулирования, что дает возможность командирам подразделений сократить или увеличить время привала в целях своевременного прохождения рубежа (пункта) регулирования. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых, а при совершении марша на большое расстояние -через каждые три-пять суточных переходов, при необходимости, может назначаться суточный отдых. Продолжительность пребывания подразделений в районе отдыха должна быть не менее 6 часов. Для дневного (ночного), суточного отдыха и для привалов выбираются районы с условиями, благоприятными для защиты от ядерного и высокоточного оружия и маскировки войск, обеспечивающие быстрое выдвижение подразделений на маршруты движения. Величина районов расположения для дневного (ночного) отдыха может быть: для бригады - до 250 кв. км; для батальона - до 10 кв. км. Рота в указанном ей районе располагается обычно вдоль маршрута выдвижения, но в стороне от него на дистанциях и интервалах, снижающих эффективность средств поражения противника. Расстояния между машинами может быть 100-150 м, между взводами – 300-400 м, а между ротами – 1-1,5 км.
Марш в предвидении вступления в бой может совершаться с одним, реже с двумя привалами, а при небольшой протяженности марша - даже без привала. Марш вне угрозы столкновения с противником часто совершается в течение нескольких суток с двумя-тремя привалами и дневным или ночным отдыхом, иногда глубина этого вида марша может ограничиваться рамками одного суточного перехода.
При совершении марша в предвидении вступления в бой определяются рубежи возможной встречи с противником. Такие рубежи емкостью на бригаду (батальон) выбираются с учетом местоположения тактически выгодных участков местности. В зависимости от конкретных условий организации марша могут определяться один-два таких рубежа. Первый из них в 25-40 (20-30) км, а зимой, в распутицу и других неблагоприятных условиях может быть ближе, но не менее чем в одном часе движения от назначенного старшим командиром района или указанного рубежа развертывания. Второй - на таком же удалении от первого рубежа. Удаление рубежей возможной встречи с противником от конечного рубежа марша обусловливается возможностью противника, его авиации, задержать выдвижение бригады (батальона) на 1-2 часа.
Марш, как способ передвижения, характеризуется рядом показателей. К основным показателям марша относятся: протяженность (глубина), продолжительность, количество выделяемых маршрутов и ширина полосы движения, средняя скорость движения и величина суточного перехода. В свою очередь величина суточного перехода и средняя скорость движения характеризуют маршевые возможности бригады (батальона).
Протяженность (глубина) марша есть не что иное, как длина маршрута в километрах от исходного рубежа (пункта) до назначенного рубежа или до передней (дальней) границы района сосредоточения, или до рубежа, предназначенного для начала развертывания бригады (батальона) в предбоевой порядок с целью перехода их в наступление, к обороне или ведения встречного боя.
Продолжительность маршаизмеряется в часах или сутках от времени прохождения исходного рубежа (пункта) до времени пересечения тыльной (ближней) границы назначенного района хвостом колонны частей (подразделений) технического обеспечения и тыла (прибытием на указанный рубеж или выходом на рубеж, предназначенный для начала развертывания главных сил головных батальонов (рот) в предбоевой порядок). Продолжительность марша зависит от протяженности (глубины) марша, скорости движения колонн, количества выделяемых маршрутов движения и продолжительности привалов, районов отдыха.
Количество выделяемых маршрутов и ширина полосы движения зависит от условий совершения марша. Для совершения марша в предвидении вступления в бой бригаде назначаются один-два основных маршрута, один запасный, рокадные маршруты, а иногда и полосы движения шириной, в зависимости от условий театра военных действий, 25-50 км, что обеспечивает выбор достаточного количества маршрутов с учетом требований защиты войск от оружия массового поражения, высокоточного оружия противника и маневра в случае создания противником заграждений, зон заражения, районов разрушений, пожаров и затопления. При совершении марша вне угрозы столкновения с противником, в том числе на большое расстояние, бригаде назначаются один-два основных маршрута, запасный и рокадные маршруты, а иногда и полоса движения шириной до 25 км.
На марше батальон (рота) совершает движение обычно одной походной колонной.
Маршруты по возможности не должны проходить через крупные населенные пункты, узлы дорог, теснины и вблизи железнодорожных станции (портов, аэропортов), предприятий атомной энергетики, химической промышленности, а расстояние между ними должно исключать одновременное поражение двух параллельно движущихся колонн одним ядерным боеприпасом средней мощности, а также обеспечивать развертывание частей (подразделений) для вступления в бой. Исходя из того, что при нанесении противником ядерного удара боеприпасом средней мощности безопасное удаление от эпицентра взрыва, за пределами которого личный состав, действующий на автомобилях, не получает поражений, приводящих к выводу его строя, составляет 4-8 км, удаление соседних маршрутов один от другого должно быть не менее 5 км. Если бригада (батальон) совершает марш в предвидении перехода в наступление (ведения встречного боя), а также если этот вид боя (разновидность наступления) придется вести в ходе марша, то бригаде придется развертываться на фронте 4-6 км, а батальону - до 2 км. Следовательно, удаление соседних маршрутов должно быть не менее 5 км.
Дистанциив колонне между машинами могут быть равны 25—50 м,между взводами – 300-400 м, а между ротами – 1-1,5 км, между батальонами 2-3 км. При движении на открытой местности в условиях угрозы применения противником высокоточного оружия, по пыльным дорогам и в других условиях недостаточной видимости (менее 300 м), в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении с повышенной скоростью дистанции между машинами увеличиваются и могут быть 100—150 м.
Совершение марша батальона (роты) характеризуется маршевыми возможностями, под которыми обычно понимается способность преодолевать своим ходом в течение одних суток максимально возможное расстояние при сохранении боеспособности и полной готовности к выполнению поставленной задачи. Основными показателями маршевых возможностей батальона (роты) являются средняя скорость движения и величина суточного перехода.
Средняя скорость движения мотострелковых (танковых) подразделений на марше определяется отношением пройденного (планируемого) расстояния к общему затраченному на движение времени, исключая время на привалы. Она должна соответствовать дорожным условиям, возможностям и техническому состоянию вооружения и военной техники. Важно также учитывать уровень подготовленности и мастерства водительского состава. Опыт показывает, что при наличии в подразделении даже нескольких водителей с низкой квалификацией колонна не сможет двигаться с большей скоростью, чем та, с которой осуществляют движение ее слабо подготовленные водители. Если на это не обратить внимания и не назначить реально возможную скорость движения колонны, то неизбежными будут вынужденные замедления, отставание машин, наезды и другие происшествия. В итоге колонна батальона (роты) будет двигаться с нарушением графика.
Как показывает практический опыт, колонна батальона (роты) по шоссейной дороге с твердым покрытием может двигаться в среднем со скоростью 20—25 км/ч, а на небольшое расстояние иногда и с более высокой средней скоростью. Однако при совершении марша в горах, пустынях, северных районах, лесисто-болотистой местности, в распутицу, туман и других неблагоприятных условиях средняя скорость движения колонн может уменьшиться в полтора-два раза.
При расчете марша командир батальона (роты) определяет также скорость движения при вытягивании и сосредоточении колонны. Как показывает опыт, она принимается равной от 0,5 до 0,75 средней скорости движения колонны на марше, то есть примерно около 10—12 км/ч.
Величина суточного перехода - это расстояние, преодолеваемое в течение суток. Оно зависит от средней скорости и времени движения колонн. Продолжительность движения колонн в течение суток зависит, в свою очередь, от возможности непрерывной работы техники и водителей.Величина суточного перехода зависит от средней скорости движения и времени, затраченного непосредственно только на движение колонны.
Опыт учений показывает, современная техника, состоящая на вооружении частей и соединений, в состоянии надежно эксплуатироваться до 18-20 часов в сутки, а механики-водители (водители) сохраняют высокую работоспособность при движении в течение 10—12 ч в сутки. В этой связи за 10—12 ч движения при средней скорости движения на марше около 20—25 км/ч величина суточного перехода может составить 200—250 км на марше по дорогам с твердым покрытием. На маршах по грунтовым дорогам, в горной местности и особенно в лесисто-болотистой местности в период дождей величина суточного перехода может быть значительно меньшей, иногда сокращаться вдвое.
Величина суточного перехода батальона (роты) может определяться по горючему — из расчета величины его штатных возимых запасов (за вычетом неснижаемого запаса — 0,2 заправки) и расхода топлива на 1 км пути. Например, при наличии в батальоне 2500 л топлива на каждый танк и расходовании его по дорожным условиям около 10 л/км, при вычете неснижаемого запаса (0,2 заправки) батальон может преодолеть на суточном переходе только 150—200 км.
Кроме того, время движения колонн можно определить исходя из того, что в течение суток бригада (батальон) будут иметь 2-3 привала по 1 часу, один привал во второй половине суточного перехода на 2 часа, в конце суточного перехода - дневной (ночной) отдых, продолжительностью до 6 часов. Следовательно, время движения колонн на марше составит 13-14 часов (24 часа - 2-3 часа - 2 часа - 6 часов). Однако механики-водители начинают управлять техникой уже при вытягивании походных колонн к исходному рубежу (пункту), а также при их втягивании (развертывании) в назначенный район (на указанном рубеже). В этом случае необходимо из суток еще отнять 2-3 часа на эти мероприятия (около 1 часа - время вытягивания, 1-2 часа -время втягивания (развертывания)). Итого, время движения колонн на марше составит 10-12 часов (13-14 часов - 2-3 часа). Исходя из этого, при указанных выше средних скоростях движения и сохранении работоспособности водителей, величина суточного перехода в зависимости от условий совершения марша может составлять от 200 до 250 км.
Батальон (рота) на марше может находится в походной колонне главных сил бригады (полка, батальона), в составе органов походного охранения или в передовом отряде. Самостоятельно (отдельной ко лонной) батальон может совершать марш, находясь в передовом отряде или авангарде, а рота — в головной, боковой или тыльной походной заставе. При этом рота, действующая в походном охранении, должна обеспечить беспрепятственное движение главных сил, не допустить проникновения к ним наземной разведки противника, исключить его внезапное нападение на колонну батальона.