Классификация и обозначение серий локомотивов
Содержание
№№ | Наименование работы | Продолжительность | Стр. |
1. | Классификация и обозначение серий локомотивов | ||
2. | Устройство тепловозов | ||
3. | Устройство электровозов | ||
4. | Определение основных характеристик проектируемого локомотива | ||
5. | Тяговые электродвигатели | ||
6. | Построение тяговой характеристики электровоза | ||
7. | Расчет силы тяги по сцеплению | ||
8. | Составление графика движения поездов | ||
9. | Определение расположения пунктов технического осмотра и пунктов экипировки электровозов | ||
10. | Составление ведомости работы | ||
11. | Определение количественных и качественных показателей использования электровозов | ||
12. | Организация работы и отдыха локомотивных бригад | ||
13. | Определение программы ремонта электровозов | ||
14. | Механизм образования касательной силы тяги | ||
15. | Сила сцепления колес с рельсами | ||
Итого: |
Практическое занятие №1.
Классификация и обозначение серий локомотивов
Типы локомотивов. Локомотивами называются транспортные машины, предназначенные для создания движущей силы (силы тяги), под действием которой по рельсовым путям железных дорог перемещаются составы с грузами и пассажирами.
На железных дорогах используются локомотивы различных типов: электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы. Тип локомотива определяется устройством и принципом действия его силовой установки, преобразующей энергию топлива или электроэнергию, поступающую извне, в механическую работу вращения движущихся колес. На электровозах (постоянного и переменного тока) роль силовой установки выполняют тяговые электрические двигатели, получающие энергию от электростанций через контактную сеть. Локомотивы других типов периодически снабжаются топливом и в процессе работы в отличие от контактных электровозов не связаны с внешними источниками энергии (автономны).
На паровозах внутренняя химическая энергия топлива (угля или нефти) преобразуется в механическую с помощью паросиловой установки, состоящей из парового котла - генератора энергии - и паровой машины - двигателя. Такое преобразование энергии связано с большими потерями тепла. В связи с этим паровозы работают очень неэкономично. Их коэффициент полезного действия (к.п.д.) составляет всего 5-7%.Иными словами, только 5-7% энергии, содержащейся в топливе, используется для движения поезда, вся остальная энергия
рассеивается и теряется безвозвратно. Поэтому паровозы, более столетия служившие основным тяговым средством железнодорожного транспорта, повсеместно заменены современными локомотивами: электровозами и тепловозами.
Названия новых локомотивов родилось по аналогии с названием паровоза. Например, газотурбовозом называют локомотив, на котором в качестве первичного двигателя-генератора энергии – используется газовая турбина.
Тепловозами называются локомотивы, у которых роль силовой установки выполняют тепловые двигатели, а именно поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС.) - дизели. Преобразование химической энергии топлива в механическую работу в таком двигателе происходит в отличие от паросиловой установки в ограниченном, замкнутом объёме внутри цилиндра, что значительно снижает потери и обеспечивает более высокую эффективность локомотива.
Классификация и обозначение серий локомотивов
Локомотивы имеют следующую классификацию:
по типу - электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы;
по числу секций - одно-, двух-, трехсекционные;
по типу экипажной части - тележечные и с жесткой рамой;
по ширине колеи - широкой и узкой;
по числу осей - восьмиосные, шестиосные, четырехосные, трехосные, двухосные.
В свою очередь тепловозы классифицируются:
по роду службы (грузовые, пассажирские, маневровые и маневрово-вывозные; а также промышленного транспорта);
по типу передачи (с электрической постоянного, постоянно-переменного или переменно-постоянного тока и гидромеханической).
Электровозы разделяются на грузовые и пассажирские электровозы постоянного, переменного или двойного питания.
Тип экипажа локомотива определяет его осевая характеристика, отражающая число, расположение и назначение осей (колесных пар). Для локомотивов тележечного типа осевая характеристика представляет собой сочетание цифр, число которых указывает на число тележек в экипаже, а каждая цифра - число осей в тележке.
В осевых характеристиках (рисунок 1.1) индексы "0" указывают на обмоторенные оси, знаки "-" и "+" показывают, что в первом случае тележки не спарены (несочленены) между собой между собой, а втором - сочленены.
Рисунок 1.1. Осевые характеристики локомотивов
Для локомотивов, работающих на отечественных, а также зарубежных дорогах, установлены определенные габаритные ограничения, определяемые габаритами Т, 1Т (для локомотивов СНГ) и 02Т (для локомотивов, предназначенных на экспорт). Наиболее распространенный габарит 1Т имеет наибольшую предельную ширину 3400 мм и высоту 5300 мм. Действительные выпускаемые предельные значения высоты и ширины кузова имеют меньшие значения, учитывающие возможные смещения тепловоза в эксплуатации.
Серии тепловозов, т.е. группы тепловозов, построенных по одним и тем же проектам, принято обозначать сочетанием заглавных букв и цифр. Как правило, обозначение серии начинается с буквы Т (тепловоз). Вторая буква указывает на тип передачи (Э - электрическая, Г - гидравлическая). Третья буква обычно говорит о назначении тепловоза (П - пассажирский, М- маневровый.
Цифры указывают номер серии тепловоза. По ним можно определить также и завод-изготовитель. Например, номера серий от 1 до49 отведены магистральным тепловозам, спроектированным Харьковским заводом транспортного машиностроения им. Малышева, номера от 50 до 99 присваиваются тепловозам ПО "Коломенский завод", а номера свыше 100 - тепловозам ПО "Ворошиловград тепловоз".
Цифра перед буквенным обозначением указывает на число секций многосекционного тепловоза. Буква после номера серии указывает либо на модернизированный вариант (3ТЭ10М), либо на завод-изготовитель, если первоначальный экземпляр тепловоза был изготовлен другим заводом (2ТЭ10Л, 2ТЭ10В - Луганск, Ворошиловград).
Серии электровозов обозначаются сочетанием букв ВЛ с двузначными цифрами. Для электровозов постоянного тока присвоены номера серий от 1 до 59 , для электровозов переменного тока - от 60 и выше. Буквы после цифр обозначают, что в конструкцию данной серии были внесены изменения.
В республике Казахстан эксплуатируются локомотивы чешского производства. Серия ЧМЭ3 - это тепловоз с электрической передачей, маневровый. Электровозы чешского производства обозначаются буквами ЧС.
Задание № 1.
Отчет по практическому занятию должен содержать ответы на следующие вопросы:
1. Опишите принцип действия паровоза, электровоза, тепловоза.
2. Как классифицируются тепловозы, электровозы.
3. Расшифруйте серию локомотива ТЭП70, 2ТЭ10В, Л, М, ТЭ3, ТГМ1, ТЭМ7, ВЛ10, ВЛ60.
4. Расшифруйте осевые формулы - 3о-3о, 2(2о-2о), 2о-2о+2о-2о, 3(3о-3о). Какому локомотиву соответствует каждая из осевых формул.