Как вам развивать Четыре Возвышенных Состояния?
Любящая-доброта (Mettà)
Чтобы развить Возвышенное Сосостояние Любящей-доброты, вам нужно прежде всего осознавать, что оно не должно развиваться по отношению к человеку противоположного пола (lingavisabhàga) или мертвому человеку (kālakatapuggala). Человек противоположного пола не должен использоваться как его объект, потому что, вероятнее всего к нему или к ней возникнет похоть. Однако, после того как вы достигнете Поглощения Джханы (Jhana), вы сможете развивать это состояние к особам противоположного пола как к группе, например, «Пусть все женщины будут счастливы». Умерший человек никогда не должен быть использован как объект для медитации так как эта медитация не сможет привести к Поглощению.
Люди к которым вам следует развивать Любящую доброту:
1. Самому себе (atta),
2. Человеку, которого вы любите и уважаете (piya),
3. Человеку, к которому вы безразличны (majjhatta),
4. Врагу (veri).
В самом начале своей практики, вам следует развивать Любящую доброту только к себе и человеку, которого вы любите и уважаете. Это означает, что в самом начале вам не стоит практиковать ее к следующим типам людей:
к человеку, которого вы не любите (appiyapuggala),
к человеку, который вам очень дорог (atippiyasahàyaka),
к человеку, по отношению к которому вы безразличны (majjhattapuggala),
к человеку, которого вы ненавидите (verigpuggala).
Человек, которого вы не любите, это тот, кто не делает то, что выгодно вам или тем о ком вы заботитесь. Человек, которого вы ненавидите - это тот, кто вредит вам и тем, о ком вы заботитесь. Эти группы людей трудны для развития медитации Любящей доброты для начинающего, так как могут породить гнев. В начале также трудно будет развивать эту практику к человеку, в отношении к которому вы безразличны. В случае же с очень дорогим вам человеком, чрезмерная привязанность к нему может помешать практике, наполнив вас заботой и печалью и даже страданием, если вы узнаете что с ним произошло что то нехорошее. Таким образом, эти четыре группы не должны использоваться в самом начале в качестве цели практики. Однако, позже, когда вы разовьете Поглощение Любящей доброты, вы сможете развивать это состояние и к ним.
Вы не можете достичь Поглощения, используя как объект этой практики себя, даже если будете медитировать на протяжении ста лет. Так зачем начинать медитацию, развивая Любящую доброту к себе? Не для достижения концентрации доступа, а для того чтобы, вы развив это состояние к самому себе, могли отождествлять себя с другими; видеть, что так же, как вы сами хотите быть счастливыми, не хотите страдать, хотите жить долго и не хотите умирать, так и все остальные существа хотят быть счастливыми, не хотят страдать, хотят жить долго, и не хотят умирать. Таким образом, вы можете развить ум, который желает счастья и процветания другим существам. По словам Будды:
'Sabbà disà anuparigamma cetasà,
nevajjhagà piyatara mattanà kvaci.
Evam piyo puthu attà paresam,
tasmà na himse paramattakàmo. '
(Samyutta-1-75)
«Осмотрев все направления своим умом, никто не сможет найти никого, кого бы любил больше, чем самого себя. Так же точно и все существа везде любят себя больше, чем кого либо другого, поэтому тот, кто желает своего благополучия, не должен наносить вред другим». Поэтому, чтобы произошло это отождествление и ваш ум стал мягким и добрым, вам с начала следует развивать эту практику к самому себе при помощи следующих четырех мыслей:
1. Пусть я освобожусь от опасности (aham avero homi),
2. Пусть я освобожусь от душевной боли (abyàpajjo homi),
3. Пусть я освобожусь от физической боли (anigho homi),
4. Пусть я буду здоровым и счастливым (sukhi attànam pariharàmi).
Если ваш ум мягкий, добрый, понимающий и сочувствующий другим — у вас не должно быть проблем с развитием Любящей доброты к другим. Поэтому очень важно чтобы ваша Любящая доброта к себе была сильной и могучей. И когда ваш ум станет мягким, добрым, понимающим и сочувствующим другим вам следует начинать развивать эту практику для других существ.
Любящая доброта к человеку, которого вы любите и уважаете
Если вы уже достигли четвертого Поглощения на Осознанности-Дыхания или Белой Касине, вам следует утверждаться в них до тех пор пока свет не станет ярким, блестящим и сияющим. Со светом Четвертого Поглощения Белой Касины очень легко развить медитацию Любящей доброты. Причина в том, что в концентрации четвертой Джханы ум очищен от жадности, гнева, заблуждения, и других загрязнений. Выйдя из этого состояния с умом гибким, работоспособным, чистым, ярким, блестящим и сияющим, вы в очень короткое время сможете развить мощную и совершенную Любящую доброту.
Итак, с сильным и ярким светом вы должны направлять свой ум на человека своего пола, которого вы любите и уважаете: возможно, вашего Учителя или друга медитатора. И вы обнаружите, что свет распространяется вокруг вас, во всех направлениях, и те, кого вы выбираете, как объект практики становятся видимыми в нем. Затем вы вспоминаете этого человека, сидящего или стоящего, и выбираете его образ, который вам больше всего нравится и делает вас счастливее.
Попытайтесь вспомнить то время, когда он был максимально счастливым и запомните его образ. Сделайте так чтобы этот образ возник прямо перед вами примерно в ярде от вашего лица. Когда вы сможете ясно видеть это изображение перед собой, начните развивать к нему Любящую доброту при помощи мыслей:
Пусть этот хороший человек освободиться от опасности
(ayam sappuriso avero hotu),
Пусть этот добрый человек освободиться от душевной боли
(ayam sappuriso abyàpajjo hotu),
Пусть этот добрый человек освободиться от физической боли
(ayam sappuriso anigho hotu),
Пусть этот добрый человек будет здоров и счастлив
(ayam sappuriso sukhi attànam pariharatu).
Развивайте Любящую доброту к этому человеку с помощью этих четырех фраз три или четыре раза, а затем выберите из них одну — ту что, вам больше всего нравится, например: «Пусть этот хороший человек освободиться от опасности». Затем, с новым образом этого человека, в этом случае, свободным от опасности, развивайте это состояние используя соответствующую мысль, в этом случае «Пусть этот добрый человек освободиться от опасности. Пусть этот добрый человек освободиться от опасности». Делайте это снова и снова, пока ваш ум не успокоится и неуклонно зафиксируется на этом объекте и вы не сможете различить Факторы Поглощения. Затем продолжайте практиковать до тех пор, пока вы не достигнете второго и третьего Поглощения. После этого используйте три остальные фразы и при помощи них развейте Любящую-доброту до Третьей Джханы. Вам следует подобрать соответствующие образы для каждой из этих четырех фраз. Так когда вы думаете: «Пусть этот добрый человек освободиться от опасности." вы должны представлять этого спокойным и мирным; когда вы думаете: «Пусть этот добрый человек освободиться от умственной боли "у вас должен быть образ этого человека обретшего мир ума и т. д. Таким образом вы должны развить все три Поглощения и не забывать для каждой из них практиковать пять уровней мастерства контроля Джханы (vasi-bhàva ).
Когда вы проделали это с образом человека, которого вы любите и уважаете, повторите все эти действия снова с другим человеком вашего пола, которого вы любите и уважаете. Попробуйте сделать это с примерно десятью людьми этой группы, пока не сможете достигнуть Третьего Поглощения, используя образ любого из них. На этом уровне вы уже можете смело приступать к группе людей, своего пола, которые вам очень дороги (atippiyasahàyaka). Возьмите около десяти человек из этой категории и развивайте Любящую доброту к ним одному за другим, таким же указанным выше образом, до тех пор, пока не достигните Третьего Поглощения.
Тогда вы также можете выбрать около десяти человек из своего пола, к которым вы безразличны, и тем же способом развивать Любящую доброту к ним до тех пор, пока не достигните Третьей Джханы.
Наконец, когда вы уже овладели Поглощениями Любящей доброты до этого уровня, вы можете таким же образом развивать ее к десяти людям своего пола, который вы ненавидите. Если вы подобны Великим Сущностям таким как Бодхисаттва Готама, когда он был обезьяной-королем Махакапи, никогда не ненавидевшим даже тех кто нанес ему вред, тогда и не пытайтесь найти с десяток таких людей. Только те практики, у кого есть люди, к которым они испытывают ненависть или презрение должны развивать Любящую доброту к этой группе людей.
Практикуя таким образом - развивая концентрацию до Третьей Джханы на каждой группе людей, постепенно от одной к другой, от простой к сложной, вы делаете свой ум все более мягким, добрым и гибким, пока вы, наконец, не будете способных достичь Поглощения к любой из четырех групп людей: тех кого вы уважаете, тех кто вам дорог, тех кому вы безразличны и тех кого вы ненавидите.
Разрушение барьеров (Simasambheda)
Когда вы продолжите развивать эту практику, вы найдете, что ваша Любящая доброта к тем, кого вы уважаете и тем, кто вам дорог, становится тождественной, и вы можете представлять их как один объект. Тогда у вас останутся только четыре объекта для медитации:
Вы сам
Люди, которых вы любите,
Люди, к которым вы безразличны,
Люди, которых вы ненавидите.
Вам нужно будет продолжать развивать Любящую доброту к этим четырем группам, пока ум не станет настолько уравновешенным и безразличным что потеряет их границы. Даже если вы и не сможете развить Поглощение на Любящей Доброте к себе самому как объекту практики, вам все еще нужно продолжать включать себя в медитацию, чтобы сломать барьеры между этими четырьмя категориями людей.
Для этого вам необходимо утвердиться в Четвертой Джхане , например, Осознанности-Дыхания
или Белой Касине. С сильным и ярким светом, развивайте Любящую доброту к себе в течение минуты или хотя бы нескольких секунд. Потом переходите к тому кто вам нравится, кто вам безразличен и тому, кого вы ненавидите, практикуя каждый образ вплоть до третьего Поглощения. Затем снова на короткое время вернитесь к медитации на себя, а потом к остальным трем категориям, в которых теперь уже должны быть другие люди. Не забудьте развивать их с каждой из четырех фраз: «Пусть этот добрый человек освободиться от опасности " и т. д. Каждую из них следует развивать вплоть до Третьей Джханы.
Таким образом, вы должны каждый раз менять образ человека в каждой из трех категорий: тех кто вам нравится, тех к кому вы безразличны, и тех кого вы ненавидите. Повторяйте это снова и снова, с разными людьми четырех категорий, много раз, так что бы в вашем уме непрерывно развивалась Любящая доброта без каких-либо перерывов и различий. Когда вы можете развивать Любящую доброту к любому живому существу без какого либо различия, вы достигнете состояния которое называется «разрушение барьеров» (simàsambheda). С разрушенными барьерами между категориями и отдельными лицами, вы сможете продолжить медитацию Любящей доброты, методом преподаваемым Преподобным Сарипуттой и записанным в Patisambhidàmagga.
Двадцать две категории
Метод в Patisambhidàmagga включает двадцать две категории существ, с помощью которых можно развивать свою Любящую-доброту:
пять неопределенных категорий (anodhiso-pharanà),
семь определенных категорий (odhiso-pharanà)
и десять направлений (disà-pharanà).
Пять неопределенных категорий:
1. Все существа (sabbe sattà)
2. Все дышащие (sabbe pànà)
3. Все рожденные на свет (sabbe bhutà )
4. Все люди (sabbe puggalà)
5. Все существа (sabbe attabhàvapariyàpannà)
Семь определенных категорий:
1. Все женщины (sabbà itthiyo)
2. Все мужчины (sabbe purisà)
3. Все просветленные существа (sabbe ariyà)
4. Все непросвещенные существа (sabbe anariyà)
5. Все дэвы (sabbe devà)
6. Все люди (sabbe manussà)
7. Все существа в низших царствах (sabbe vinipàtikà)
Десять направленний:
1. На востоке (puratthimàya disàya)
2. На Западе (pacchimàya disàya )
3. На севере (uttaràya disàya)
4. На юге (dakkhiõàya disàya)
5. На юго-востоке (puratthimàya anudisàya)
6. На северо-западе (pacchimàya anudisàya)
7. На северо-востоке (uttaràya anudisàya)
8. На юго-западе (dakkhinàya anudisàya)
9. Ниже (hetthimàya disàya)
10. Выше (uparimàya disàya)