Namo Tassa, - Посвящение Ему

Знание и видение

Беседы и сессии вопросов-ответов на медитационном ритрите в Тайване проведенные Достопочтенным Па-Ауком Саядо.

© W.K. Ng 2000

Любой материалы из этой книги может быть напечатаны без разрешение автора. По кармическим причинам рекомендуется, чтобы в тексте не делалось никаких изменений.

Издано для бесплатного распространения.

Содержание

Знание и видение

Предисловие переводчика.

Беседа 1

Как развить Осознанность-дыхания в медитативное Поглощение (Jhana)

Введение

Зачем медитировать?

Что такое медитация?

Благородный Восьмеричный Путь

Как вам развивать Сосредоточение

Как вам развивать Осознанность-Дыхания

Как вам нужно балансировать Пять Управляющих Способностей

Как вам сбалансировать Семь Факторов Просветления

Как вам достичь медитативного Поглощения (Jhana)

Вопросы и ответы 1

Беседа 2

Как развить Поглощение с другими объектами

Тридцать-две-части тела

Три входа в Ниббану

Скелет

Пять факторов Поглощения

Десять Касин (Kasina)

Касины цвета

Белая Касина

Касина Земли

Касина Воды

Касина Огня

Касина Ветра

Касина Света

Касина Пространства

Четыре Нематериальных Поглощения

Состояние Безграничного Пространства

Состояние Безграничного Сознания

Состояние Пустоты

Состояние Не-восприятия-и–не-невосприятия

Вопросы и ответы 2

Беседа 3

Как вам нужно развивать Возвышенные Состояния и Защитные Медитации

Введение

Как вам развивать Четыре Возвышенных Состояния

Любящая-Доброта (Mettà)

Любящая-Доброта к человеку, которого вы любите и уважаете

Разрушение Барьеров (Sima-sambheda)

Двадцать две категории

Неопределенные и определенные категории

Десять направлений

Сострадание (Karuna)

Сорадование (Mudita)

Невозмутимость (Upekkhà)

Как вам развить четыре Защитные Медитации

Размышление о Будде (Buddaanusatti)

Медитация Непривлекательности (Asubha)

Размышление о Cмерти (Maranfanussati)

Резюме

Вопросы и ответы 3

Беседа 4

Как вам различить Материю

Введение

Как вам развить медитацию Четырех Элементов

Как вам анализировать Частицы Материи (Rupa-Kalàpa)

Как вам анализировать Прозрачные-элементы материи?

Пятьдесят четыре типа материи Глаза

Как вам увидеть материю, создаваемую сознанием

Как вам увидеть материю, создаваемую температурой

Как вам увидеть материю, создаваемую пищей

Резюме

Вопросы и ответы 4

Беседа 5

Как вам различить Ум

Введение

Как вам различить мыслительные процессы Поглощения Джханы (Jhàna)

Как вам различить мыслительные процессы Чувственной сферы

Мудрое и не мудрое внимание

Как вам различить мыслительные процессы ума как одной из Чувственных Дверей

Как вам различить мыслительные процессы Пяти Чувственных Дверей

Как вам различить внешний Ум

Вопросы и ответы 5

Беседа 6

Как вам увидеть цепочки Взаимозависимого Возникновения

Введение

Три круга Взаимозависимого Возникновения

Как вам различить прошлое

Примеры

Как вам различить будущее

Вопросы и ответы 6

Беседа 7

Как вам развивать Знания-Прозрения, чтобы постичь Ниббаны

Введение

Знание понимания (Sammasana-Nana)

Сорок Восприятий (Cattàrisàkàraanupassanà)

Семь путей для материи (Rupa-Sattaka)

Семь путей для ума (Аrupa-Sattaka )

Знание возникновения-исчезновения (Udayabhaya-Nana)

Короткий способ

Детальный способ

Наблюдение Природы Возникновения (Vayadhammànupassã)

Наблюдение Природы Исчезновения (Samudayavayadhammànupassã)

Десять Недостатков Прозрения (Dasa-Upakkilesa)

Знание Растворения (Bhanga-Nana)

Оставшиеся Знания

Вопросы и ответы 7

Беседа 8

Пожелания Будды для его Учеников и его Учения (Беседа на день Весакха)

Беседа 9

Самый высший вид щедрости (Традиционный беседа проводимая для спонсоров, организаторов и помощников о окончании ритрита)

Пожертвование Сангхе (Sanghika-Dana)

Приложение 1

Информация о центрах, обучающих системе Па-Аук

Предисловие Переводчика

Путь практики Учения Будды описанный в этой книге, по мнению переводчика, является глубочайшим и детальнейшим изложением практических аспектов Древних Палийскийх текстов Тхеравады из всех существующих в наше время.

Па-Аук Саядо (или Учитель-монах из Монастыря Па-Аук) является не только серьезным многолетним практиком медитации, но и получившим высшие оценки в Буддийском образовании ученым-исследователем этих текстов. Его метод опирается на наставления из древнейшего учебника по Буддийской медитации Пути-Очищения (Visudhimagga) и наставлений из комментариев оставленных на тексты Канона и написанных поколениями практикующих монахов в течении всего времени существования Дхаммы Будды. Этот метод описывает пошаговое, практическое развитие и становление ума от обычного не тренированного человека (puggala) к переживанию глубочайшего состояния полного Пробуждения от всех иллюзий и Освобождения от всех страданий — Ниббаны.

Только Учитель из Па-Аука смог превратить Абхидхамму (третью часть Учения Типитаки) из философского направления, которым она со временем стала, в практический аспект Дхаммы. Так практик, при помощи развитой и сильной концентрации, способен увидеть и на личном опыте пережить все тонкие описанные в этом труде аспекты ума и материи. Переводчик очень благодарен Саядо и каждому из линии его Учеников преподающих этот метод и позволяющий людям избавиться от страдания ума на самом глубочайшем его уровне.
Стоит так же упомянуть что эта книга является записанными беседами на медитационном Ритрите в Тайване и следовательно несет в себе аспекты разговорной речи Мьянмарца не очень хорошо знающего английский язык. Это ведет к множественным повторениям, не очень хорошо выглядящим как написанный текст. Учитель дает много терминов из Абхидхаммы, которые очень сложно переводятся на русский и могут странно звучать для русскоязычного читателя. Переводчик по максимуму старался сделать текст удобоваримым для каждого читателя не-Буддиста — разноображивая и олитературивая эти наставления и при этом стараясь не менять саму технику.

Так или иначе Переводчик считает, что эта книга подойдет лишь для краткого ознакомления с базовыми аспектами практики Монастыря Па-Аук от самых начальных и к самым сложным ее этапам. Для серьезной практики Учений, описанных ниже, рекомендуется медитировать под руководством одного из сертифицированных Саядо Учителей.

С Уважением и благодарностью Леша Тэль (Реализаторы Фантазии РФ)

Знание и видение

Arahato, - Достопочтенный,

Sammà- - Абсолютно

Sambuddhassa – Просветлевший самостоятельно

«Монахи, я говорю, что уничтожение загрязнении происходит у знающего и видящего, но не у того, кто не знает и не видит».

Будда,

Sabbàsava Sutta

(Вторая сутта Маджхима Никаи).

«Собственное мнение - это самый слабый из всех возможных авторитетов ...»

Преподобный Буддагоса

Bhadantàcariya Buddhaghosa,

Sumangalavilàsinã

(в комментарии к Дигха Никае 567-8)

«Это не мой метод. Я просто взял его из текстов Пали (Pali) и комментариев к ним».

Преподобный Па-Аук Саядо,

лесной Монастырь Па-Аук,

Маламьин. Мьянма

Введение

Я очень рад, что приехал на Тайвань, по приглашению некоторых тайваньских монахов и монахинь, которые жили в центре медитации Па-Аука, недалеко от Маламьина в Мьянме. Пока я здесь, я буду учить вас о системе медитации, преподаваемой в этом центре. Она основывается на указаниях, которые можно найти в Буддийских Пали (Pali – язык на котом записаны Древнейшие из из известных ортодоксальные тексты Буддизма — прим. переводчика) текстах и в Пути-Очищения (Visudhimagga). Мы считаем, что медитация преподаваемая в этих текстах полностью идентична техникам практикуемым самим Буддой и его последователями во время его жизни.

Зачем медитировать?

Сперва мы должны спросить себя: «Почему Будда учил Медитации?» или «Какова цель медитации?».

Цель буддийской медитации – достичь Ниббаны. Ниббана (Nibbàna) - это прекращение Ума (Nama) и Материи (rupa). Поэтому, чтобы достичь Ниббаны, нам следует полностью уничтожить как полезные, коренящиеся в не-жадности, не-гневе и не-заблуждении психические состояния, так и нездоровые состояния, укорененные в жадности, гневе и заблуждении. То есть все состояния порождающие новое рождение, старение, болезнь и смерть. Когда мы растворим их своим Знанием-Прозрения и Знанием-Пути (ariyamagga), тогда мы достигнем Ниббаны. Другими словами Ниббана является освобождением и свободой от страданий круга перерождений Самсары (Samsara) и прекращением рождения, старения, болезни и смерти. Мы все подвержены этим страданиям и поэтому чтобы освободиться от них нам нужно медитировать. Так как вы хотите быть свободными от всех страданий, вам следует научиться медитировать, чтобы в последствии достичь Ниббаны.

Что такое медитация?

Итак, что такое медитация? Медитация состоит из техник медитации Сосредоточения (Samatha) и медитации Прозрения (Vipassanà), которые должны развиваться на основе добродетельного поведения тела и речи. Другими словами, медитацией является развитие и совершенство Благородного Восьмеричного Пути.

Благородный Восьмеричный Путь это: Правильные Воззрения, Правильные Мысли, Правильная Речь, Правильные Поступки, Правильный Образ Жизни, Правильные Усилия, Правильная Внимательность и Правильная Концентрация.

Правильные Воззрения и Правильные Мысли составляют тренировку Прозрения или Мудрости. Это то, что Будда называл Правильным Воззрением Випассаны (vipassanà-sammàditthi) и Правильным Воззрением Пути (magga-sammà-ditthi). Правильная Речь, Правильные Поступки и Правильные средства к существованию вместе называются тренировкой Добродетельного Поведения. Правильные Усилия, Правильная Внимательность и Правильная Концентрация составляют тренировку Сосредоточения, которая является медитацией Саматхи (samatha-bhàvanà).

Как вам нужно балансировать

Тридцать-две-части тела

Если вы хотите развить медитацию на Тридцать-две-части тела, вы должны сначала утвердится в четвертом Поглощении Осознаности-Дыхания (ànàpàna-jhàna). Когда свет концентрации ярок, блестящ и сияющ, вы должны использовать его для того чтобы попытаться увидеть эти части, по одной за раз.

Тридцать-две-части тела – это двадцать частей с предоминирующим элементом земли и двенадцать частей с преобладанием элемента воды.

Двадцать частей земного элемента следует прорабатывать четырьмя группами с пятью элементами входящими в каждую:

1-5. Волосы головы, волосы на теле, ногти, зубы, кожа.

6-10. Мясо, сухожилия, кости, костный мозг, почки.

11-15. Сердце, печень, мембрана, селезенка, легкие.

16-20. Кишечник, брыжейка, не переваренная пища, фекалии, мозг.

Двенадцать частей элемента воды следует прорабатывать двумя группами с шестью элементами входящими в каждую:

1-6. Желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир.

7-12. Слезы, ушная сера, слюна, сопли, синовиальная жидкость, моча.

Представляйте части в заданном порядке, по одной. Попытайтесь увидеть каждую из них, так же, как и могли бы увидеть свое лицо в чистом зеркале.

Если, при этом, свет концентрации начнет исчезать, а часть тела видится вами не ясно, вы должны заново утвердится в четвертом Поглощении Осознаности-Дыхания. Когда свет снова станет ярким и сильным, вам следует вернутся к визуализации частей тела. Делайте это каждый раз, когда свет концентрации затухает.

Практикуйте так, чтобы ваше внимание проходило каждую часть, от волос головы к моче и от мочи назад к волосам головы, и было способно увидеть каждую из них четко и с ясным пониманием; продолжайте практиковать пока не станете искусны в этом.

Затем, снова используя свет концентрации, с закрытыми глазами, вы должны попытаться увидеть эти части в другом человеке находящемся рядом с вами. Особенно хорошо видеть их в том кто сидит прямо перед вами. Распознавайте Тридцать-две-части тела в этом человеке или существе от волос головы и до мочи и от мочи к волосам головы. Осознавайте их по одной вперед и назад много раз. Когда вы преуспеете в этом, начните распознавать Тридцать-две-части тела один раз внутри, то есть в вашем собственном теле, и один раз снаружи, то есть в теле другого человека; делайте это много раз, снова и снова.

Когда вы можете различать внутренние и внешние части подобным образом, сила медитации будет возрастать. Вы должны будете постепенно, тем же методом, расширять свою область различения частей тела, от более близкой к более далекой. Не переживайте о том что не можете различать существ находящихся далеко. Используя яркий свет четвертого Поглощения, вы можете легко увидеть даже самых далеких из них; не невооруженным глазом, но глазом Мудрости (nànacakkhu). Вы должны быть способны расширить область распознавания во всех десяти направлениях: вверх, вниз, на восток, на запад, на север, на юг, на северо-восток, на юго-восток, на северо-запад, на юго-запад. Работайте с тем, кого вы заметили, будь то люди, животные или другие живые существа, в этих десяти направлениях и осознавайте Тридцать-две части, одну внутри и одну снаружи, одного человека или живое существо за один раз.

Когда вы больше не видите мужчин и женщин или буйволов, коров и другие животных, как таковых, но видите только группы из Тридцати-двух-частей, когда бы и куда бы вы не смотрели, внутри или снаружи, тогда вы можете сказать что вы стали успешным, умелым и опытным в медитации на Тридцати-двух-частях тела.

Три входа в Ниббану

Здесь я бы хотел бы рассказать о трех вратах в Ниббану. В Большой беседе об Основах Осознанности (Mahàsatipatthàna Sutta) из Длинных Бесед (Digha Nikàya), Будда учит, что

объекты медитации четырех Основ Осознанности это единственный путь к Ниббане. Комментарий, с другой стороны, объясняют, что существует три пути к Ниббане, называя их вратами. Ими являются медитации на Касины цвета (vannakasina), медитация на Непривлекательность (patikula-manasikàra) и медитация отсутствия сущности (sunnata), которая является медитацией на Четыре Элемента.

Они, однако, упоминаются только как медитации Сосредоточения (Samathi), но не Прозрения (Vipassana).

Поэтому, когда человек стал искусен в осознавании тридцати-двух частей тела, внутри и вовне он может выбрать любые из этих трех врат. Но в начале, я объясню, как развивать медитацию на Непривлекательность Тридцати-двух-частей тела.

Скелет

Вы можете использовать все Тридцать-две-части вместе или только одну из них как ваш объект для развития медитации Непривлекательности тела (patikula-manasikàra). Я объясню как медитировать на скелет, кости которого являются одной из Тридцати-двух-частей тела.

Чтобы развить эту медитацию, вам нужно снова войти и выйти из в четвертого Поглощения Осознаности-Дыхания. Когда ум станет ярким, блестящим и сияющим, используйте его, чтобы осознать Тридцать-две-части вашего собственного тела, а затем в существе находящемся поблизости. Распознавайте их таким образом - внутренне и внешне в течении одного-двух кругов. Затем осознайте свой внутренний скелет целиком и наблюдайте его с пониманием. Когда весь скелет станет ясным и четким, примите его непривлекательность как объект для концентрации и отмечайте ее снова и снова как: “отталкивающий, отталкивающий" (patikula, patikula); или "отталкивающий скелет, отталкивающий скелет" (atthikapatikula, atthikapatikula); или "скелет, скелет" (atthika, atthika).

Отмечайте так на любом подходящем вам языке. Вы должны стараться удерживать свой ум спокойным и сосредоточенным на непривлекательности скелета в течение одного-двух часов. Будьте аккуратны чтобы ясно видеть цвет, форму, положение и четкие границы.

Из-за силы и яркости концентрации четвертого Поглощения, основанной на Осознанности-Дыхания, вы обнаружите, что эта медитация также становиться глубокой и полностью развитой: вы сможете вызывать, удерживать и развивать восприятие и знания Непривлекательности.

Как только ваша концентрация на Непривлекательности скелета полностью развита, вам следует отбросить восприятие «скелета», и просто помнить о Непривлекательности.

Согласно Пути-Очищения (Visudhimagga), видение цвета, формы, положения и ясных очертаний части тела это Знак обучения (uggaha-nimitta). Видение и распознавание ее непривлекательности является Знак полноты (patibhàga-nimitta).

Пять факторов Джханы

Сосредоточив внимание на Знаке полноты возникшем от медитации Непривлекательности скелета, вы можете достичь первого Поглощения, во время которого в уме будут присутствовать пять Факторов. Ими являются:

1. Направление мысли (vitakka): направление и размещение ума на Знаке полноты возникшем от медитации Непривлекательности скелета.

2. Удерживание мысли (vicàra): удерживание ума на Знаке полноты возникшем от медитации Непривлекательности скелета.

3. Радость (piti): радость от Знака полноты возникшего от медитации Непривлекательности скелета.

4. Блаженство (sukha): счастье возникающее от Знака полноты возникшего от медитации Непривлекательности скелета.

5. Однонаправленность (ekaggatà): однонаправленность ума на Знаке полноты возникшем от медитации Непривлекательности скелета.

Аналогичным образом вы можете достичь первого Поглощения на Непривлекательности каждой из остальных частей тела.

Возникает вопрос: «Как могут возникнуть радость и счастье из медитации о Непривлекательности костей?" Ответ заключается в том, что, хотя вы концентрируетесь

на Непривлекательности, и переживаете ее отталкивающие стороны, в вас возникает радость, от того что вы добровольно начали эту медитацию, понимая все ее преимущества и осознавая что она в конечном итоге поможет вам обрести свободу от старения, болезни и смерти. Радость и счастье могут возникнуть и потому, при помощи этой практики вы освободили ум от омрачения пяти Препятствиями, делающими его горячим и усталым.

Подобно мусорщику радующемуся большой куче выброшенных вещей - «Я заработаю много денег при помощи всего этого». Или как тяжело больной человек будет счастлив и радостен, избавиться от своих болезней при помощи рвоты или диареи.

Комментарий Абхидхаммы объясняет, что тот, кто достиг первого Поглощения на непривлекательности скелета должен освоить пять типов мастерства управления этим состоянием. После этого ему следует при помощи света концентрации развивать Непривлекательность скелета сидящего рядом с ни ним человека. Медитатору следует воспринимать его как непривлекательный и развивать это состояние до тех пор пока не проявятся все Факторы Джханы. Несмотря на то, что они могут быть достаточно сильны, переживаемое практиком состояние, согласно комментариям, не будет ни концентрацией доступа (upacāra samādhi), ни медитативным Поглощением (appanā samādhi) поскольку объект является живым существом. Если же, вы будете концентрироваться на внешнем скелете, считая будто он мертв, вы можете, согласно под-комментарию к Абхидхамме, достигнуть концентрация доступа.

Когда факторы Поглощения станут ясными, вам следует снова сосредоточиться на непривлекательности внутреннего скелета. Делайте так поочередно, один раз с внутренним объектом и один раз с внешним, снова и снова. Когда вы выполняете медитацию таким образом и она стала глубокой и полностью развитой, вам следует расширить область своего распознавания во всех десяти направлениях. Используя по одному направлению за раз, куда бы не достигал свет вашей свет концентрации развивайте его туда, переходя к каждому из десяти направлений подобным образом. Вы должны применять свое проникающее знание к близким и далеким объектам, во всех направлениях, один раз осознавая объект внутри и один раз снаружи. Практикуйте до тех пор пока, в каком бы из десяти направлений не находилось ваше внимание, везде вы видели только скелеты. Как только вы преуспеете в этом, вы готовы к развитию Медитации на Белой Касине.

Десять Касин (Kasina)

Касины цвета

Для медитации на Касины используются четыре цвета: синий, желтый, красный и белый. «Синий» (nīla) также можно перевести как «черный» или «Коричневый». Все четыре Касины могут быть развиты до четвертого Поглощения с использованием в качестве объекта цвета разных частей тела.

Согласно комментарию к Абхидхамме, волосы головы, волосы тела и радужки глаз могут использоваться для синей, коричневой или черной Касин и быть развиты до четвертого Поглощения Джханы; жир и мочу можно использовать для желтой Касины; кровь и мясо подходят для красной Касины; белые части, кости, зубы и ногти могут использоваться для белой Касины.

Белая Касина

В суттах говорится, что белая Касина является лучшей из четырех цветных, потому делает ум наиболее ясным и ярким. По этой причине я объясню как развивать именно ее.

Сначала вам следует утвердиться в четвертом Поглощении на Осознанности-Дыхания, так что бы свет концентрации ума был ярким, блестящим и сияющим. Далее вам нужно использовать этот свет, чтобы осознавать Тридцать-две-части тела внутри, а затем снаружи, выбрав для этого человека сидящего прямо напротив вас. Затем осознавайте только скелет. Если хотите вы можете распознать его как непривлекательный, если нет, просто осознавайте какой либо скелет снаружи.

Затем возьмите либо самое белое место в этом скелете, либо, если весь скелет белый - весь скелет целиком или заднюю часть черепа, и сконцентрируйтесь на нем, осознавая «белый, белый».

В качестве альтернативы, если вы хотите, и ваша Сосредоточение действительно остро, и вы осознавали свой внутренний скелет как непривлекательный и достигли первого Поглощения, осознавайте этот скелет как белый и используйте это как ваш предварительный объект.

Если же вы не можете или не хотите использовать цвет внутренней части для достижения Джханы, тогда осознавайте часть снаружи сделав ее белизну объектом развития и медитации.

Вы также можете сначала осознавать Непривлекательность во внешнем скелете, сделав это восприятие устойчивым и стабильным, таким образом делая белизну скелета более наглядной. И потому же перейти на восприятие «белое, белое», и вместо него начать развивать белую Касину.

С одним из объектов белого цвета находящемся во внешнем скелете, вы должны практиковать, спокойно удерживая на нем ум в течении одного-двух часов.

Из-за энергии и осознанности полученных от концентрации четвертого Поглощения основанного на Осознанности-Дыхания, вы скоро найдете, что ваш ум будет спокойно сосредоточен на объекте белого цвета. Когда вы можете сосредоточиться на белизне в течении одного-двух часов, вы обнаружите, что скелет исчезнет и остается только белый круг.

Когда этот круг белый, как вата, это Знак обучения (uggaha-nimitta). Когда он становиться ярким и ясным, как утренняя звезда, это Знак полноты (patibhàga-nimitta). Нимитта скелета из которой возникает Знак обучения является Подготовительным знаком (parikamma-nimitta).

Продолжайте отмечать Касину как «белое, белое», пока она не станет Знаком полноты. Продолжайте концентрироваться на этой Нимитте пока не войдете в первое Поглощение. Вы, однако скоро найдете, что эта концентрация не стабильна и не будет длится недолго. Для того чтобы сделать ее более стабильной и долгой, вам придется расширить Нимитту.

Чтобы это сделать, вы должны сосредотачиваться на белом Знаке полноты в течении одного-двух часов. Затем попробуйте захотеть расширить белый круг на один, два, три или четыре дюйма, в зависимости от того, на сколько, как вы думаете, вы способны его увеличить. Посмотрите, удастся ли вам это, но не попробуйте расширять Нимитту без того чтобы четко определить границы ее расширения: удостоверьтесь что установили предел одного, двух, трех или четырех дюймов.

Расширяя белый круг, вы можете найти, что он становится неустойчивым. Тогда вернитесь отмечанию его - «Белый, белый», чтобы сделать его стабильным. Когда ваша концентрация

увеличится Нимитта станет стабильной и спокойной.

Когда первая расширенная вами Нимитта стала стабильной, вам следует повторить весь процесс, то есть снова намеренно увеличить ее на несколько дюймов. Таким образом, вы можете расширять Нимитту поэтапно, пока она не сделается диаметром в один ярд шириной, затем в два ярда и т. д. Делайте это до тех пор, пока она не растянется во всех десяти направлениях

вокруг вас, без каких либо ограничений, так, чтобы где угодно, куда бы вы не взглянули, видели только белизну. Делайте это, пока не сможете увидеть ничего кроме нее, внутри или снаружи. Если вы уже работали над развитием белой Касины в прошлой жизни, во время Учения этого или прошлого Будды, то есть, уже наработали Парами Белой Касины, то вам не нужно будет намеренно расширять Знак полноты - концентрация на ней, будет вызывать ее самостоятельное расширение во всех десяти направлениях. В любом из этих случаев вам следует сохранять ум спокойно сосредоточенным на расширении Белой Касины и когда она стабилизируется, оставьте ум в ней на одном месте, подобно тому как повесили шляпу на крючок. Сохраняйте свой ум в ней, продолжая отмечать «белый, белый».

Если ум спокоен, Белая Касина так же будет спокойной, стабильной и чрезвычайно белой, яркой и ясной. Это так же будет являться Знаком полноты, возникшим из Знака полноты развернувшейся Белой Касины.

Вы должны продолжать медитировать, пока не сможете сосредотачиваться на Знаке полноты Белой Касины непрерывно в течение одного-двух часов. Когда Факторы Джханы в вашем уме станут ясно проявленными и сильными вы достигнете первого Поглощения.

Пять факторов Джханы:

1. Направление мысли (vitakka): направление и размещение ума на Белой Касине.

2. Удерживание мысли (vicàra): удерживание ума на Белой Касине.

3. Радость (piti): радость от Белой Касины.

4. Блаженство (sukha): счастье возникающее от Белой Касины.

5. Однонаправленность (ekaggatà): однонаправленность ума на Белую Касину.

Эти факторы Поглощения вместе и называются - Джхана. Методом описанным в беседе о Внимательности-Дыхания, практикуйте пять уровней мастерства контроля над первой Джханой Белой Касины, а затем развивайте второй, третий и четвертый уровни Поглощения.

Эти четыре Джханы также называются тонко-материальными Поглощениями (rupàvacara-jhàna), потому что могут вызвать перерождение в тонко-материальной сфере. Здесь мы не вдохновляем развитие этих состояний для достижения подобных перерождений, но сугубо для использования их в качестве базы развития медитации Випассаны.

Если вы развили медитацию Белой Касины до четвертой Джханы, используя белизну наружнего скелета, то вы также сможете развить Коричневую, Синюю или Черную Касины при помощи концентрации на внешних волосах головы. Желтую Касину при помощи внешнего жира или мочи. Красную Касину при помощи концентрации на крови окружающих людей и т. д. Вы также можете использовать концентрацию на частях собственного тела.

Когда вы преуспеете в этом, вы сможете развивать Касины цвета, используя цветы или любой другой внешний объект. Все голубые и коричневые цвета ждут когда вы разовьете на них цветные Касины. Все желтые цвета приглашают развивать Желтую Касину. Все окружающие вас цвета будут предлогом для развития Касин Цвета.

Таким образом, опытный практик может использовать все, что он видит для развития концентрации и понимания Касин, будь то одушевленный или неодушевленный, внутренний или внешний объект.

Согласно Пали Текстам, Будда учил десяти Типам Касин. Ими являются четыре упомянутых выше Цветных Касины, плюс еще шесть Касин: Земля, Вода, Огонь, Ветер, Пространство и

Свет.

Теперь я хотел бы объяснить, как развивать оставшиеся шесть типов Касин.

Касина Земли.

Чтобы развить эту Касину, вам следует найти кусок земли, красновато-коричневого цвета , подобного небу перед рассветом. Это место должно быть очищено от палок, камней и листьев. Затем палкой или каким-либо другим инструментом, начертите на ней круг диаметров в один фут. Это и будет вашим объектом медитации Касины Земли. Вы должны сосредоточиться на нем, отмечая «земля, земля». Делайте так в течении некоторого времени с открытыми глазами, а затем закройте их и вообразите эту Касину Земли. Если у вас не получится этим путем визуализировать Нимитту, вам следует войти в четвертое Поглощение Осознанности-Дыхания или четвертую Джхану Белой Касины. Затем используйте свет их концентрации для работы с Касиной Земли. Когда вы увидите Нимитту так ясно, как если бы вы смотрели на нее своими глаза, вы можете пойти и практиковать ее в любом другом месте.

Вам не следует концентрироваться на цвете земли, или на характеристиках твердости, шершавости и т. д. Элемента Земли, но сосредоточиться только на концептуальном понятии этой Земли. Продолжайте развивать этот Знак Обучения пока он не станет чистым и ясным Знаком полноты (patibhagga-nimitta).

Затем вы должны понемногу расширять этот Знак полноты, по всем десяти направлениям, а затем развить эту медитацию до четвертого Поглощения.

Касина Воды.

Чтобы развить Касину Воды, вам следует использовать миску, ведро или колодец чистой, не мутной воды. Сконцентрируйтесь на концептуальном понимании воды как «вода, вода» и развивайте Нимитту, как вы это делали с Касиной Земли.

Касина Огня

Чтобы развивать этот объект, вы должны использовать огонь, свечу или воспоминание о любом другом пламени, которое вы видели. Если у вас не получается его визуализировать, вы можете сделать поверхность с круглой дырой с диаметром в один фут посередине него. Поместите его перед костром, так чтобы видеть только пламя через это отверстие.

Не обращая внимания на дым, горящую древесину или траву, сосредоточтесь на концепции огня, как «огонь, огонь» и развивайте Нимитту обычным способом.

Касина Ветра

Эта Касина может быть развита через чувство прикосновения и зрения. Вы должны сосредоточиться на ветре проникающем через окно или дверь и касающемся вашего

тела; или же на листьях или ветвях, качающихся на ветру. Сосредотачивайтесь на этом как на концепции «ветер, ветер». Делайте это, утвердившись в четвертом Поглощении любой другой Касины, и затем используя ваш свет концентрации чтобы осознавать движение ветра и различить Нимитту ветра. Знак обучения будет выглядеть как пар исходящий от горячей рисовой каши, но Знак Полноты всегда будет неподвижным. Развивайте Нимитту обычным способом.

Касина Света

Чтобы развить Световую Касину, вы должны сосредотачиваться на лучах света, видных в комнате, например, через трещины в стене, или падающие на пол, или льющиеся через крону деревьев на землю. Вы также можете смотреть на солнце через ветки дерева. Если у вас не получается наблюдать его таким образом, вы можете поставить свечу или лампу в глиняный горшок, поместив его таким образом, что бы лучи света из него падали на стену. Сосредотачивайтесь на круге этого света, как на понятии “свет,свет”, и развивайте Нимитту обычным способом.

Касина Пространства

Чтобы развить эту Касину, вам следует сосредотачиваться на пространстве в дверного проема, окна или замочной скважины. Если у вас не получается таким образом наблюдать ее, сделайте круглое отверстие восьми дюймов в диаметре в куске дерева одного фута в поперечнике. Расположите этот кусок так чтобы через него было видно небо, но не другие объекты такие как деревья итп. Сосредоточьтесь на пространстве внутри этого круга пустоты как на понятие «пространство, пространство» и развивайте Нимитту обычным способом.

Состояние Пустоты

Третья нематериальная Джхана, также называемая состоянием Пустоты, имеет в качестве своего объекта отсутствие сознания имеющее безграничное пространство как свой объект и которое само по себе было объектом состояния Безграничного Сознания.

Чтобы развить Состояние Пустоты, вы должны поразмышлять над недостатками состояния Безграничного Сознания: оно близко к Бесконечному Пространству и не является таким спокойным, как состояние Пустоты.

Теперь, когда вы не желаете Состояния Безграничного Сознания, вы должны также подумать о более спокойной природе состояния Пустоты.

Затем сконцентрируйтесь на отсутствии сознания имеющего своим объектом Безграничное Пространство. В нем присутствует Джхана-сознания: сначала сознание Безграничного Пространства (àkàsànañcàyatana-jhàna-citta) и затем и Безграничного Сознания (Vinnànancàyatana-hàna-citta). Два сознания не могут возникать одномоментно. Когда присутствует сознание Безграничного Пространства, другой тип сознания не может присутствовать, и наоборот. Так, вы должны принять отсутствие сознания состояния Безграничного Пространства как объекта, и обратить на это внимание «ничто,ничто» или «отсутствие, отсутствие».

Продолжайте концентрироваться на этой Нимитте, пока не достигнете Поглощения и не разовьете пять уровней мастерства. Это третья нематериальная Джхана, также называемая Состоянием Пустоты.

Беседа 3

Как вам нужно развивать

Введение

Сегодня я бы хотел объяснить, как развивать Четыре Возвышенных Состояния (cattàro-brahmavihàra) и Четыре Защитные Медитации (caturàrakkha-bhàvanà). Возвышенные Состояния - это объекты медитации Любящей-доброты, Сострадания, Сорадования и Невозмутимости.

Двадцать две категории

Метод в Patisambhidàmagga включает двадцать две категории существ, с помощью которых можно развивать свою Любящую-доброту:

пять неопределенных категорий (anodhiso-pharanà),

семь определенных категорий (odhiso-pharanà)

и десять направлений (disà-pharanà).

Пять неопределенных категорий:

1. Все существа (sabbe sattà)

2. Все дышащие (sabbe pànà)

3. Все рожденные на свет (sabbe bhutà )

4. Все люди (sabbe puggalà)

5. Все существа (sabbe attabhàvapariyàpannà)

Семь определенных категорий:

1. Все женщины (sabbà itthiyo)

2. Все мужчины (sabbe purisà)

3. Все просветленные существа (sabbe ariyà)

4. Все непросвещенные существа (sabbe anariyà)

5. Все дэвы (sabbe devà)

6. Все люди (sabbe manussà)

7. Все существа в низших царствах (sabbe vinipàtikà)

Десять направленний:

1. На востоке (puratthimàya disàya)

2. На Западе (pacchimàya disàya )

3. На севере (uttaràya disàya)

4. На юге (dakkhiõàya disàya)

5. На юго-востоке (puratthimàya anudisàya)

6. На северо-западе (pacchimàya anudisàya)

7. На северо-востоке (uttaràya anudisàya)

8. На юго-западе (dakkhinàya anudisàya)

9. Ниже (hetthimàya disàya)

10. Выше (uparimàya disàya)

Десять направлений

Десять категорий направленности Любящей доброты также включают в себя ранее рассмотренные сорок восемь категорий развитые в каждом из десяти направлений. Это дает в общей сложности (10 х 48) четыреста восемьдесят способов развития этой практики. Когда мы добавляем сор

Наши рекомендации