Цели ботмеровской гимнастики в этом возрасте.
Упражнения, которые мы описываем здесь, являются ключевыми в период, отделяющий детство от юношеского возраста, для основанного на самосознании распрямления и разворачивания (тела) в пространстве. Вплоть до этого возраста ребенок врабатывается, упражняясь, внутрь своего растущего тела. Он достиг ступней своих ног. Теперь процесс оборачивается в обратную сторону – изнутри и снизу, вновь наружу.
В этом возрастном промежутке конечности достигают своей окончательной длины, а телесные функции - своей зрелости, так, что и пропорции тела вновь гармонизируются.
Состоящий из трех частей таз окостеневает, становясь единым твердым кольцом, которое определяет теперь осанку.
Тело теперь в состоянии стать индивидуальным инструментом, который может помочь человеку встретиться со своей судьбой и научиться быть ее хозяином, [научиться тому, как с ней обращаться (meistern zu lernen)]. Драгоценный инструмент, с которым ребенок, получавший телесное воспитание, до сих пор знакомился в большей степени внешне, теперь, в третьем семилетии, пронизывается душевно-духовными силами молодых людей всецело внутренне. Это означает, что я могу управлять волей и осуществлять ее осознанно в действиях. Идеалы могут быть осуществлены. Несмотря на трудности, например, при получении образования и выборе профессии, тем не менее, молодые люди, будучи пробужденными в жизни, часто могут найти совершенно новые пути.
76. VII. Упражнения Ботмеровской гимнастики
Ботмеровская гимнастика в третьем семилетии становится путем обучения, совершенствования движения. Позади этого теперь стоит смысл и значение качеств трех пространственных направлений. Душевно-духовное начало («душевно-духовный человек») в нас учится у своего тела, т.е. обучается посредством упражнений, как оно может вести себя в определенной ситуации. Это нужно будет описать подробнее для каждого упражнения.
То, что обращение с качествами пространства не является абстракцией, проявляется в том, что в словоупотреблении очень часто можно встретить пространственные понятия, как, например: «Я совершенно сражен», «одержать верх», „bin neben der Kappe", (букв. «быть рядом со шляпой»), «быть впереди своего времени», «влачиться позади», «не лезть вперед», «надо сделать первый шаг», «бежать впереди самого себя», «отойти назад» и «отступить», «быть правым», «по левой», «держаться середины» «твердо стоять на обеих ногах», «потерять почву под ногами» и т.д.
Совершенно так же и наша бессознательная жестикуляция в большой степени несет на себе печать того, как мы обходимся с пространством: мы разводим руки в стороны, когда радуемся, или когда хотим обнять кого-то (горизонтальная область).
Когда мы в раздумье, собираемся, ограждаем себя, уходим в себя, то подпираем рукой лоб, подбородок, скрещиваем руки, кладем нога на ногу. Указательный палец протягивают, чтобы указать, куда идти, поднимают указательный палец в беседе, указательный палец прикладывают к виску, и т.д. (область симметрии).
Если хотят кого-нибудь оттолкнуть, то руки упирают в бедра, выставляют локти в стороны, - становясь шире. Когда люди встают в цепь, выступая против чего-либо, то при этом широко расставляют ноги. – Излюбленное положение при отстаивании своих прав, сопротивлении, борьбе и обороне (фронтальная область).
На сцене актеры умеют использовать эти жесты, чтобы представлять характеры. Каждый человек использует их в языке своего тела, осознанно или неосознанно. Можно попробовать; если сложить руки на груди и сказать кому-то: «я люблю тебя!», то это не вызовет ничего, кроме усталой улыбки. Вам не верят.
То, что качества трех пространственных направлений находятся в связи с тремя душевными способностями, тремя сторонами – мышлением, чувством и действием, мы подробно обсуждали в начале. Мы обитаем в некоем «доме» (теле), которое для этих способностей было создано. В начале обучения гимнастике дети познакомились с «домом», как с образом этих качеств в текстах хоровода.
Теперь молодые люди могут встретиться с этим сознательно. Начинаем мы с тех двух сил, в поле противостояния которых в первую очередь попадает человек в процессе своего взросления.
77. VIII.Упражнения ботмеровской гимнастики в третьем семилетии
Тяжесть и легкость
С началом периода полового созревания (пубертата) тяжесть властно завладевает телом, и молодые люди ощущают себя «выпавшиими из рук». Но теперь они могут учиться тому, как применять и использовать эту тяжесть, вместо того, чтобы избегать ее. Тяжесть необходима, как якорь, чтобы удерживаться на земле.
В предыдущей главе описывались кризисы периода пубертета. Часто главной причиной этих кризисов является отказ от того, чтобы связаться с силой тяжести. Так, например, может начаться анорексия (отказ от пищи). – Когда есть желание оставаться по-детски худенькими - голодают, отказываясь от пищи. И если вообще не хотят иметь никакой связи с земным, то уходят из жизни.
Противоположностью тяжести является «Легкость». Сила «Легкости», переживается как повсюду пронизывающая собой живое тело. Мертвое тело не может стоять. Легкость является некоей духовной силой, которая, к примеру, действует как стимулирующее начало в системе телесного жидкостного обмена. Но в большинстве случаев она не используется осознанно. Более или менее она ощущается в том или ином настроении. Если устали, ослаблены или подавлены, то испытываете при этом скорее всего - тяжесть. А если рады, влюблены или по иной причине пребываете в хорошем настроении, то «идете по облакам». – Хороший образ для легкости, как силы небес! Это объясняется тем, что бодрствующий и находящийся в сознании человек, конечно же, все время включается в тело, но в большинстве случаев неосознанно.
Путем упражнений в третьем семилетии обучаются осознанному употреблению обеих сил. Движение, сделанное мастерски, выглядит легким и сделанным как бы без всякого напряжения. Движение начинающего, напротив, кажется тяжелым и напряженным. Почему так получается?
Знаток владеет обращением с силами. Он не посылает все импульсы в направлении требуемого движения, но использует силами противоположного направления. Отсюда он и дает возникнуть, собственно, движению, - как это происходит, например, при замахе перед броском или при сгибании колена перед прыжком и т.д. Для этого ему необходим (в предыдущей главе мы упоминали об этом) внутренний покой и пространственная ориентация, чтобы смочь связаться со своей целью. Начинающий, еще не владея этим взаимодействием сил, направляет свои усилия только в одну сторону, и прилагает свои усилия только в одном направлении, – почему и двигается, как рабочий на тяжелых работах.
78. VII. Упражнения Ботмеровской гимнастики