IV Развитие двигательных способностей ребенка
Развитие ребенка в течение первых трех семилетий с точки зрения двигательной динамики претерпевает сильные, отчасти даже драматические изменения. Не редко дело доходит также и до кризисных ситуаций. Ботмеровская гимнастика, в которой разработаны свои собственные упражнения для каждого возраста и каждой ступени развития, как уже показал опыт, может действенно поддерживать нормальные процессы развития детей. Но также и при аномальных или патологических процессах она может оказывать поддерживающее и корректирующее воздействие.
У новорожденного тело и конечности еще слаборазвиты. Импульсы роста на протяжении еще довольно долгого времени исходят из головы. Еще прежде, чем руки могут целенаправленно что-то схватывать, взгляд уже фиксируется на людях и предметах. И опять же, развитие хватательной способности рук происходит прежде развития ног и ступней.
Из горизонтального положения, которое грудной ребенок приобретает непосредственно после рождения, он постепенно поворачиваться и обращается вовне. Он ползет на животе, затем на четвереньках, садится, и наконец поднимается, - и уже подрастая, он научается ходить. Его ноги при этом широко расставлены, а руки чаще всего подняты вверх. В иные моменты ноги идут колесом, как О, в другие – Х-образно. Он учится бегать и прыгать.
Расстояние от матери или близких людей еще очень незначительно. Грудной ребенок нуждается в физическом контакте с матерью: дети в детском саду просто висят на своих воспитательницах, а когда им читают, то охотнее всего залезают на колени. Для того, чтобы человек смог создавать свое личное пространство, рост конечностей должен быть уже завершен (ср. упражнение „падение в точку").
Движения грудного ребенка имеют своим источником побуждения внешнее, они до определенной степени «притягиваются» предметами и людьми, его окружающими. Он неустанно стремится ко всему окружающему, - чтобы все схватить, сосать, грызть. Он упражняет и свою левую, и правую руку; захват в кулак становится свободнее, сменяясь более нежным и тонким захватом при помощи пальцев. При этом непрерывно происходит тренировка схватывания и движения, - которые становятся все лучше и лучше. Своим телом и своими органами чувств младенец чувствует мир и входит в него в определенном смысле непрестанно его "вкушая", "пробуя на вкус". Находя опору вначале на большие площади (матрас, манеж, стол, стена), ребенок поднимается, выпрямляясь, и обнаруживает тогда удивительным образом свой центр тяжести уже под собой, внизу. Свое собственное тело становится первой его игрушкой.
С помощью прикосновений и небольших ритмических стишков (Der Mond ist rund, er hat zwei Augen, Nase und Mund ...)[15] он постепенно знакомится с географией своего тела. Он крепко держит предметы, и только позже, в более позднем возрасте, начинает их вновь выпускать из рук. С явной радостью эти предметы все снова летят на пол – первые опыты с силой тяжести? Не предопределяет ли реакция измученной этим матери ("ну не бросай же, наконец, все на пол!) часто потом встречаемое в дальнейшей жизни неприятное чувство от того, что что-то упало? (ср. упражнение „ Катящаяся палка ").
26 Общие положения
Вплоть до семилетнего возраста ребенок еще неосознанно, еще на элементарном уровне владеет свей ногой в пространственном мире.
Примерно к семи годам наступаетначинается время школьного обучения. В первых двух классах, т.е. у семи- и восьмилетних детей, их движения еще всецело проистекают из фантазии. На уроках в первом и втором классе можно при помощи увлекательной истории привести детей в движение и вовлечь в игру. Они погружаются всей душой, всем своим телом в свое движение, настолько, насколько они к тому способны и насколько их захватило желание.
У9 и 10-летних детей в связи с физическим ростом наступают также и сильные изменения в плане душевных переживаний. Речь идет о переходе из мира грез детской фантазии в мир, где мы стоим перед лицом законов физического, - в котором тело, над которым он должен теперь начинать работать, представляет лишь некую часть.
Начиная с этого момента воспитание тела может уже может быть плодотворным. Теперь можно начинать работу над формированием тела. Вместе с растущей объективностью детской души просыпается способность заниматься на снарядах (работать с объектом). Фантазия в момент перехода из одного мира в другой все еще играет большую роль. О воображаемый камень невозможно больно удариться, как о реальный гимнастический снаряд. через который не смог перепрыгнуть.
С этими глубокими изменениями для детей часто связаны и душевные кризисы. Они переживают в своих чувствах отъединенность от "Я" и мира, но еще не осознанно, и не на уровне воли. Их душевной жизни теперь требуется помощь. Высказывания десятилетних детей явственно передают это переживание одиночества: „Мамочка, ты так близко сейчас от меня, а мне все равно так одиноко!" Или: „Мама, раньше ты была такой красивой, а теперь вообще-то ты выглядишь довольно по-дурацки!"
На уроках физического воспитания игровые формы движения постепенно отступают на задний план. Соответственно возрасту теперь предлагается спортивная гимнастика, спортивные игры, плавание, легкая атлетика, и т.д. Также и упражнения Ботмеровской гимнастики, входящие, как правило, в состав занятий, приспосабливаются к потребностям и нуждам данной возрастной группы.
Если обратиться на развитие детей в течение первых трех семилетий в целом, то нам открывается удивительный факт: этапам телесного развития соответствуют также определенные ступени в формирования динамики движения, которые . В целом различают семь таких этапов формирования и соответствующих им форм движения, которые закономерно следуют друг за другом в детском развитии:
1. Стойка. 2. Ходьба. 3. Бег. 4. Прыжки. 5. Балансирование. 6. Выполнение выученных процессов движений (например, в спорте, при упражнениях на снарядах) и 7. Бросок в цель.
Наиболее драматическим шагом в развитии после рождения несомненно является выпрямление (способность стоять) и затем умение ходить. Затем друг за другом быстро появляются бег и прыжки; но в цель бросать маленький ребенок еще не может. Сложные двигательные процессы, ходы движений, должны быть освоены только еще в течение жизни, своими трудами.
Очевидно, древним грекам было известно основополагающее значение этого формирования моторики, и она была положена в основу их Олимпийских игр. Как известно, существуют пять Олимпийских упражнений: 1.Бег. 2.Прыжки. 3.Борьба. 4.Метание диска. 5.Метание копья. Примечательным образом этим пяти упражнениям в организации нервной системы соответствуют также пять больших
IV Развитие двигательных способностей ребенка 27
сенсомоторных систем, заведующих соответствующими формами движения (ср.: Rohen, 2001).Так, например, пирамидальная система управляет сознательной произвольной моторикой, играющей роль в метании копья (сознательное, целенаправленное отдельное движение). Подкорковые (субкортикальные) мозговые центры (ранее называвшиеся также экстрапирамидальными центрами) прежде всего включают в себя заученные до "непроизвольных" произвольные движения – они производятся, например, при игре на музыкальных инструментах или при сложных последовательностях гимнастических движений. В олимпийских упражнениях эта система вступает в дело при метании диска. Большая группа движений, связанных с равновесием (балансированием), которыми управляют в нервной системе вестибулярная система и мозжечок, играет решающую роль при борьбе. В беге и прыжках доминирует управляемая спинным мозгом рефлекторная моторика, которая у ребенка после рождения развивается в первую очередь.
Из сравнения этих первоосновных элементарных форм движения с функциями пяти больших сенсомоторных систем нервной системы и пятью олимпийскими упражнениями Древней Греции можно извлечь новые интересные аспекты не только в целях моторного развития ребенка, но и для понимания смысла применения ботмеровских упражнений в педагогике и терапии.
Сенсомоторная система нервной системы | Функции | Соответствующий центр | Олимпийские упражнения | |
1. | Миостатическая система. Безусловно-рефлекторный аппарат Моносинаптический рефлекс на растяжение / рецептор и действующий орган – в одних функциональных тканях | Собственные рефлексы, контроль удлинения и сокращения мышц | Спинной мозг | Стойка Бег |
2. | Полисинаптические рефлексы Внешне-рефлекторный аппарат рецептор и действующий орган – в разных функц. тканях | Отдельные движения, Внешние рефлексы | Спинной мозг | Прыжки |
3. | Система равновесия (Вестибулярный аппарат) | Регуляция равновесия и тонуса | Малый мозг (мозжечок) Cerebellum + Rhombencephalon | Борьба |
4. | Субкортикальная моторная система | Заученные, автоматизированные движения, мимика, тики, контроль осанки | Подкорковые (субкортикальные) центры (Striatum, (полосатое тело) Pallidum, таламус и т.д.) | Метание диска |
5. | Кортикальная, пирамидальная система | Сознательная произвольная моторика, целевая моторика | Кора больших полушарий Kortex | Метание копья |
Таблица 2.Пять больших сенсомоторных систем нервной системы в сопоставлении с пятью олимпийскими упражнениями античности (по: J. W. Rohen, Funktionelle Neuroanatomie, 6. Aufl., Schattauer Verlag, Stuttgart 2001).
V Основные формы движения 29