Иоханнес В. Роэн (Johannes W. Rohen)

Рост и развитие человека разворачивается не линейным, аддитивным образом, но ритмически. Замедленные фазы развития сменяются, чередуясь, более быстрыми. В первые 20 лет, с периодом в 6-7 лет, в облике ребенка происходят глубокие, проявляющиеся не только во внешне видимых телесных изменениях, но влекущие за собой также изменения душевно-духовные. Именно в этом смысле говорится о семилетних периодах жизни, хотя в последнее время стало заметно проявляться все возрастающее сокращение этих фаз. Первая фаза завершается со школьной зрелостью (в 6 -8 лет), вторая – с половой зрелостью (в 13-15 лет), третья фаза – выходом во "взрослую жизнь" - или «социальной зрелостью» (19-22 года). Затем рост тела в высоту в основном уже завершается. - Тело выросло и стало «универсальным» – раскрыв и выявив весь спектр своих возможностей.

Чтобы действительно научиться пользоваться ботмеровской гимнастикой, как педагогическим инструментом в течение этих трех первых возрастных ступеней, необходимо научиться понимать не только душевно-духовные изменения, происходящие с ребенком, но и сопутствующие этому телесные преобразования. После рождения младенец еще совершенно беспомощен. Его движения еще нецеленаправленны и неуправляемы. В первые месяцы жизни он начинает пытаться выпрямить и держать свою еще несоразмерно большую голову. Затем наступает период ползания, во время которого ребенок перемещает свое тело, опираясь на все четыре конечности, по горизонтали. Период с 9 по 15 месяц жизни является временем, чрезвычайно драматически-напряженным как для ребенка, так и для его близких – Тело выпрямляется вертикально, как это, по-видимому, совершилось в ходе процесса эволюции человека за миллионы лет. Ни одно из существ, живущих на Земле, не достигло прямохождения, - добившись тем самым, надлежащего встраивания своего тела (т.е. «должного» отражения в этом качестве сути его существа) в трехмерность пространства.

С этого момента эволюции индивидуальность человека, соединяющаяся в момент зачатия с зародышем эмбриона, может воплощаться (инкарнироваться) - в трехмерность нашего жизненного пространства. И этот процесс протекает не равномерно-линейно, но разворачивается ритмически, по фазам.

22 III Физическое развитие человека в первые три семилетия

Иоханнес В. Роэн (Johannes W. Rohen) - student2.ru

В первые семь лет жизнипреимущественным является развитие головы, основных органов чувств и мозга.

Ребенок представляет, в определенном смысле, всецело орган чувств, и пытается всему, что он воспринимает в своем окружении, подражать, и все повторять, имитируя. Но своим собственным суждением он еще не обладает.

В телесном плане в этот период развития прежде всего происходит дальнейшая дифференциация мозга. Когда ребенок рождается, то в больших полушариях его мозга уже есть все нервные клетки. Их количество уже не будет возрастать в течение жизни. Рост размеров мозга после рождения связан уже не с возрастанием числа клеток, а с возникновением специфических связей между ними (напр., благодаря образованию отростков и контактов, т.н. синапсов). Эти межклеточные связи образуют затем предпосылки появления в дальнейшем способности к обучению и памяти (ср. J. W. Rohen[14]9).

К 5-7 годам эта тонкая структурная дифференциация мозга завершается до такой степени, что жизненные силы до определенной степени освобождаются, удаляясь из области головы, и могут теперь быть использованы в обучении и как силы представления (памяти). Наступает школьная зрелость.

Второе семилетие(7/8 -14/15 лет) знаменуется тем, что дети, благодаря пробудившейся в них новой способности представления все больше и больше осознают, что они сами являются также «кем-то». Но их самосознание еще не пробуждено вполне, поэтому в этом возрасте появляется заметная душевная лабильность и потребность ориентации на внешние образцы для подражания. Поэтому в этом возрасте, как принцип воспитания, детям столь важен авторитет, исходящий от взрослого, опору которого они еще не могут найти в самих себе.

Если в первые семь лет благодаря голове с ее органами чувств определяющим является чувственный мир, воспринимаемый ими, то во втором семилетнем периоде это - душевный мир в окружении ребенка, который он воспринимает и которому подражает.

На плане телесном эта фаза развития начинается со сменой зубов. Первый коренной зуб (молярный) сменяется чаще всего в период между 7-8 годами, второй – в возрасте 13-14 лет. Другие зубы вырастают в течение этого временного промежутка. Поэтому весь период второго семилетия в целом посвящен формированию челюсти, (прикуса). Однако новые зубы очень отличаются от молочных зубов: в них проявляется индивидуальный характер.

Эта индивидуализация, однако, не ограничивается областью челюсти. Также и форма лицевой части черепа, и самой головы принимает все более и более индивидуальные черты. Увеличивается грудная клетка. Меняется дыхание. Диафрагма опускается глубже. После 9 лет количество легочных альвеол уже больше не увеличивается, т.е. легкие достигают назначенной им структуры, однако в последующие годы легочные альвеолы становятся больше и сосудистая система, окружающая их, становится более плотной и проникает дальше, так, что дыхательный объем (жизненный объем легких) в этот период постоянно возрастает.

23 A Общие положения

Иоханнес В. Роэн (Johannes W. Rohen) - student2.ru

Далее, в период между 9 и 12 годами жизни ребенка происходит явственный скачок в процессе роста (дети «вытягиваются» в высоту). Вся костная система перестраивается. Мышцы и сухожилия становятся сильнее и крепче, После 9-10 лет наступает значимый переходный период (называемый педагогами Рубиконом)- а именно, постепенно начинают функционировать железы внутренней секреции. Подготавливается наступление половой зрелости. Тело приобретает все более свои специфически мужские или женские признаки (борода, волосы на лобке, преобразование гортани сопровождаемое ломкой голоса, усиление мускулатуры и костной системы, формирование груди у девочек, и многое другое). Это половая зрелость.

И только лишь в третьем семилетиииндивидуум начинает приходить к осознанию своей самости. Теперь авторитет не может больше утверждаться, как средство воспитания. Молодые люди ищут образы для подражания и своих "героев" сами.

В телесном организме костная система и мускулатура дифференцируются окончательно. Кости, однако, также являются местом, где происходит процесс кроветворения, который в этом возрасте достигает своей максимальной окончательной интенсивности.

Количество гемоглобина, содержащего железо, возрастает.

Структура и мощность системы дыхания и кровообращения (легких и сердца) достигает в известном смысле ее завершающей ступени. Теперь сердце, как центр кровообращения, становится и центральным органом индивидуальности. Движения молодого человека становятся увереннее и самосознательнее. Он начинает сам брать в свои руки судьбу и оформлять свою жизнь. Находящиеся уже в полном расцвете репродуктивные силы часто уже приводят к образованию полноценных пар, - союзов, которые, если им определена судьбой - нередко сохраняются на всю жизнь.

IV Развитие двигательных способностей ребенка 25

Иоханнес В. Роэн (Johannes W. Rohen) - student2.ru


Наши рекомендации