Стадия проявлений Природы Ума
Стадия проявлений Природы Ума – это проявление разных видов Света, чистых элементов, божеств.
На этой стадии из Ясного Света начинают в обратном порядке разворачиваться различные виды света и другие проявления.
В обратном порядке возникают три вида света.
Затем возникают лучи света, которые соединяются и превращаются в световые точки и шары различных размеров. В них проявляются мандалы гневных и мирных божеств разнообразных размеров. С уровня анахаты расходятся лучи, которые соединяются с мирными божествами, с уровня бровей расходятся лучи, которые соединяются с гневными божествами. Излучаемый свет ослепителен и поразителен, лучи света подобны лазерам, пронзающим все. Слышны ужасающие звуки, подобные ударам тысяч громов.
Затем разворачиваются пять чистых элементов в виде световых ковров со сферами разного цвета, являющиеся проявлениями пяти мудростей.
На этой стадии еще возможно Освобождение, если произойдет самоузнавание божеств и чистых элементов как своей внутренней сущности, и произойдет растворение видений
Стадия перерождения
Стадия перерождения – это разворачивание света в шесть миров сансары и воплощение в новое тело.
На этой стадии из сияния светов мудрости начинают разворачиваться шесть миров сансары, сначала в виде шести тусклых видов света, а затем уже в виде мандал, миров.
В случае обычного человека, изначальный Свет не распознается вследствие сильной омраченности, сознание пребывает в ступоре и, цепляясь за привычное восприятие, впадает в страх, отчаяние и замешательство, ища убежища от видений, света и звуков. И когда начнут проявляться шесть миров сансары, сознание втянется в один из них силой импульса (васана) кармических отпечатков. На этой стадии можно выбрать область перерождения, направив свое внимание и намерение на нужную область.
В это время тонкое тело человека обретает облик, который присущ следующему рождению. Один из миров привлечет сознание человека, человек увидит место будущего рождения, он увидит своих родителей, занимающихся сексом, и он будет втянут во чрево матери силой кармических самскар. После чего произойдет рождение в человеческом теле.
От степени натренированности в созерцании зависит, объединимся ли мы со светоносной ясностью изначального «Я» и достигнем Освобождения в сияющем теле Света, либо пойдем по пути видений к новому рождению в человеческом чреве.
Виды света
Сны Ясного Света не присущи обычным людям и даже обычным практикам. Они посещают только тех, кто далеко продвинулся на пути духовной практики.
Если обычные сансарные сновидения генерируются энергией правого канала, то сновидения ясности генерируются энергией левого канала, по которому течёт очищенная прана мудрости.
Сны же Ясного Света генерируются исключительно праной, которая находится в центральном канале. Обычно, прежде чем переживать сны Ясного Света, нужны долгие годы тренировки, тренировки в поддержании созерцания или в управлении внутренней энергией.
Сны Ясного Света - это самый ценный уровень практики для йогина, который выполняет практику сна. В абсолютном смысле уровень продвижения йогина и то, насколько он может освободиться в промежуточном состоянии, зависит от того, насколько он при жизни развил уровни Ясного Света. Это тонкая светоносная ясность, которая обычно, появляется в результате упорных медитаций или самадхи, либо внимательности к повседневной жизни, к поддержанию созерцания. Можно сказать, что раскрытие уровня Ясного Света при жизни подобно сдаче экзамена.
А раскрытие Ясного Света при перерождении подобно окончательной сдаче экзамена к поступлению. Другими словами, тот, кто способен раскрыть самый тонкий уровень Ясного Света, больше не родится в мирах сансары. Как масло в масле, молоко в молоке, как капля в море, он и растворяется в трансцендентной реальности Брахмана.
Если же он пожелает выйти из этого состояния, силой своей осознанности он создает тонкое иллюзорное тело, которое называется Майа-дехам или Пранава-дехам. Это не то же самое, что кармическое тело обычного человека, пребывающего в неведении. Это тонкое Майа-дехам, оно полностью просветлено и состоит только из чистой кармы.
Сны уровня Ясного Света в основном подразделяются на четыре ступени. Их называют также «четыре Пустоты» или «четыре Пустотных Света»:
Эти четыре ступени звучат так:
1. Чандра-джьоти или белый свет, подобный Луне.
2. Сурья-джьоти, красный свет, подобный Солнцу.
3. Шунья-джьоти или свет, в котором отсутствует что-либо, или абсолютная чернота.
4. Чистый изначальный Ясный Свет.
Свет, подобный Луне, также называется Светом Роста в Тантре. Он подобен пустому небу, залитому лунным сиянием. Иногда во время интенсивных ритритов вы можете переживать наполнение Сахасрара-чакры энергией, и как ваше тело становиться лёгким.
Особенно это легко испытывать, если вы практикуете крийя-йогу долгое время. Можно сказать тот, кто вообще отчаялся получить опыты в медитации просто концентрацией, может получить хорошие результаты, практикуя крийи за счет повышения энергии.
И вы можете видеть нечто наподобие пустотного, огромного пространства, насыщенного энергией осознавания, излучающего свет наподобие лунного.
Так переживается белый Свет Открытия, однако, если вы в самом деле подумаете, что это настоящий Свет Открытия – вы ошибётесь. Это будет, скорее всего, так называемая «пещерная светимость», там есть свет с примесью двойственности. Истинный Свет Открытия пережить гораздо сложнее, то есть нужно остановить дыхание и войти примерно в пятую дхьяну. Тем не менее, его какая-то замутненная часть переживается во время даже непродолжительных медитаций, если ваши каналы очищены, а поза стабильна.
Второй Свет – Сурья-джьоти – он подобен раскаленному Солнцу, огромному пространству золотого или оранжевого света. Вначале это переживается в самадхи как водоворот, который вы испытываете в медитации, который опускается на вас. Если вы опытный практик, вы не цепляетесь за тело и позволяете этому Свету окутать свое сознание, интегрируясь с ним. Если же у вас есть привязанность и нечистота в сознании, в этот Свет невозможно войти. Это подобно смерти при жизни. Йогин должен оставить все, чтобы слиться с этим Светом. Если он может слиться с ним на 5 часов, считается, Освобождение наступает в это время.
Следующий Свет подобен черноте, Пустоте абсолютного пространства. Говорится, что очень трудно удержать осознанность при перерождении в этом Свете. Этот Свет подобен осеннему небу безлунной ночью без облаков. Нет даже малейшего света, нет какой-то примеси, просто бездонная чернота, где есть только осознавание.
Когда йогин прорывается сквозь эти три Света, он открывает Истинный Изначальный Свет, который также называют Сваям-джьоти, или Саморожденый. Его часто называют Ясный Свет. Это истинный Свет вне двойственности. По сути сказать даже, что это Свет – не совсем правильно. Скорее это особое качество пустотной ясности, которая похожа на то, когда воспринимается свет.
В этом Свете переживается высшая истина Адвайты. До тех пор, пока этот Свет не пережит, истина Адвайты не будет раскрыта в полной мере. То есть с точки зрения учения, полнота переживания Адвайты измеряется тем, насколько пережит этот Свет или насколько он не пережит.
Считается, что невероятно трудно раскрыть этот Свет. И, в основном, опытные практики раскрывают либо меньший Свет, первый Свет, подобный Луне, либо доходят до Света, подобного Солнцу. А в момент смерти они, имея уже опыт раскрытия Света, раскрывают Высший Свет, полностью с ним объединяются и достигают полного Просветления. Обычно так чаще всего происходит. Дело в том, что, считается, раскрыть Истинный Ясный Свет невозможно, если праны полностью не введены в центральный канал.
Итак, Йога Света учит вводить праны в центральный канал и раскрывать эти тонкие формы сновидений, эти тонкие формы Света.
Считается, что Свет, который мы воспринимаем в медитации, это так называемый Свет Начала или Свет Пути; Свет, с которым йогин сливается в момент полной реализации или в момент смерти - это Свет Достижения или Полный Свет.
В Упанишадах приводится такой пример:
Если взять кувшин, то внутри этого кувшина помещается свеча и вовне тоже еcть ясное, освещенное пространство с множеством источников Света, но кувшин не дает слиться Свету внутри и Свету вовне из-за того, что у кувшина есть непроницаемые стенки.
Если кувшин разбивается, то Свет внутри и свет вовне сливаются, по сути их нельзя различить – это один и тот же Свет. Тем не менее, пока кувшин не разбит, это два как бы разных Света. Что-то наподобие происходит при Освобождении. Когда йогин отбрасывает тело, то его внутренний Свет, реализованный практикой самадхи, и Великий Внешний Свет объединяются, внутреннее пространство, наполненное светом, и внешнее пространство сливаются.
Слияние двух видов Света и двух видов пространства – это самый сущностный смысл йога-садханы. Наступает ли это в Сутре практикой Махашанти, наступает ли это практикой Кундалини-йоги в Тантре, или наступает это в Ануттара-тантре через Нада-йога-самадхи или Джьоти-йогу, процессы одни и те же. Скорее всего разница в силе этого Света. Разумеется, самый слабый Свет реализовывается в Сутре, а самый сильный – в Ануттара-тантре.
Плод практики Джьоти-йоги
В последней стадии Джьоти-йоги видения растворяются благодаря осознаванию, которое проявляется в сердце, и движению ветров из канала от сердца, идущего к глазам. Когда видения исчерпаны, каналы полностью очищаются, все возвращается к исконному источнику. Исчерпываются переживания материального тела, органов чувств, привязанность и двойственные мысли.
Таким образом, йогин возвращается в состояние безграничного светового пространства вне субъекта и объекта и прямо видит реальность, «как она есть», вне всякой двойственности. Он приходит к полному завершению, к абсолютной реализации. Такой йогин достигает божественного тела, не оставляя трупа после смерти. Если видения не растворяются полностью, остается маленькое тело.
В случае же полного растворения физическое тело также растворяется полностью, преобразовываясь в божественное Световое тело. В этом божественном Световом теле все каналы полностью очищены, оно не нуждается во сне, еде, отдыхе, не может быть рассечено, подвержено болезни, старости и смерти.
Такой переход в божественное Радужное тело называется «Великий Переход» (кайя-вьюха). Сверхъестественные силы теперь существуют спонтанно в этом теле. Оно может быть видимо другим, как обычный человек.
Это тело может исчезать или свободно перемещаться в материальном мире, поскольку оно не плотное, не материальное, оно может проходить сквозь стены или летать по воздуху, оно может принимать любую форму, оно не отбрасывает тени, может свободно путешествовать по всем мирам большой Вселенной. На этом практика завершается.
«Просто соприкасаясь с умами таких святых, очищаются бесчисленные миры во Вселенной. Тот же, кто служит с преданностью подобному великому йогину, освобождается от круговорота рождения-смерти».
«Адвайя Тарака Упанишада» (12)
Подробные наставления по практике созерцания с конкретными методами и тонкостями созерцания в Джьоти-йоге по традиции передаются лишь небольшому количеству учеников, которые обучаются непосредственно у Учителя, и имеют достаточный уровень подготовки, поскольку эта практика является весьма сложной и одной из самых глубоких практик Лайя-йоги.
Традиционно она считается тщательно охраняемой «тайной тайн», доступной лишь высокопродвинутым практикам Лайя-йоги. Поэтому, прежде чем ее практиковать, следует обрести реализацию естественного состояния и получить детальное наставление от Учителя по созерцанию, позам для тела, поддержанию осознанности и методам работы с пранами.
Садхана Йоги света
Путь практики Джьоти-йоги является сугубо тайной практикой, которая описана в «Мандала Брахмана Упанишаде» брахманом Яджнавалкьей и в «Адвайя Тарака Упанишаде». Практика заключается в медитации на пространство и свет особым образом. Когда мы выполняем шамбхави-мудру и пребываем в глубоком состоянии созерцательного присутствия, благодаря интеграции особым способом с солнечными лучами, начинают развиваться видения.
Великий тамильский святой XIX века Рамалинга Свамигал, достигший бессмертного Светового тела и покинувший этот мир, не оставив после себя никаких останков, растворившись во вспышке фиолетового свечения, рекомендовал своим ученикам медитировать на свет масляной лампы, утверждая, что таким образом будет достигнута вся полнота реализации вплоть до абсорбции элементов тела.
Благодаря искусным способам медитации на свет, начинают развиваться видения. Эти видения не являются ни внутренними, ни внешними. Существует четыре ступени появления этих видений: «начало» (арамбха), «состояние сосуда» (гхата), «нарастание» (паричайя) и «исчерпание» (нишпатти).
На четвертой стадии реализации видений (нишпатти) йогин освобождается через саруба-самадхи и достигает бессмертного лучезарного Радужного тела, подобно великим святым Аппару, Горакшнатху, Тукараму, Тируджняну Самбандару, Тирумулару и Рамалинге Свами. При жизни или в момент смерти он полностью превращает свое физическое тело в божественное лучезарное световое тело Славы, в котором исчерпаны все, даже мельчайшие следы остаточной кармы и наслаждается неописуемой свободой за пределами пространства и времени.
По традиции практика Джьоти-йоги дается только небольшому числу учеников, которые хорошо для нее подготовлены. Считается, что эти ученики должны выполнить все предварительные практики и научиться управлять пранами и каналами.
Они также должны в совершенстве освоить принцип медитации и созерцания, быть способными поддерживать созерцание, не отвлекаясь, в течение всего дня, на них должны указывать знаки или пророчества. Только учеников, которые имеют такую прочную основу, разрешается посвящать в освобождающую практику Джьоти-йоги, в противном случае она не принесет никакой пользы.
Сначала йогин выполняет особые асаны, пытаясь ввести праны в центральный канал. Работая с каналами и ветрами и принимая особые асаны, йогин добивается введения праны в центральный канал. Затем он выполняет созерцание, устремив свой взгляд в пространство. Объединяя созерцание пространства, пребывание в состоянии присутствия и переживание энергии в центральном канале, йогин входит в глубокое созерцание.
Находясь в таком созерцании, йогин практикует пять видов тантрического взгляда: закатывая глаза вверх, практикуя испепеляющий взгляд, чтобы отсечь различные иллюзии; взгляд в стороны, вправо и влево, который позволяет развиться чистым видениям; взгляд вниз, когда глаза смотрят вниз, который позволяет объединить созерцание, ум и энергию воедино и взгляд прямо вперед.
Выполняя объединение таким образом, йогин постигает единство внутреннего и внешнего пространства, и два пространства начинают смешиваться. Благодаря филигранному управлению пранами и созерцанию, в момент смешения внутреннего и внешнего пространства возникают видения тонких волокон света, которые распространяются вдаль до бесконечности, пронизывая всю Вселенную.
Нити распространяются подобно тонким лучикам света, которые можно увидеть, глядя на источник света в темноте. Благодаря искусной практике шамбхави-мудры, нити втягиваются внутрь сознания йогина и удерживаются изнутри. Кроме нитей, йогин также может начинать воспринимать различные свечения, наподобие павлиньего пера, гало, круглые и прямые радуги, сферы света, свечения наподобие узоров ковров и парчи, прозрачные струи света, различные образы, узоры.
Эти видения мерцают и трепещут перед глазами йогина, они все являются проявлением изначальной энергии осознавания (Адья-шакти). Кроме нитей возникают различные сферы света, маленькие шарики различных светов, которые могут сиять пятью цветами радуги или содержать образы божеств. Внутри этих сфер могут также появляться цепочки других сфер.
В это время йогин также практикует особый тип дыхания, благодаря чему его ум останавливается, а праны мягко контролируются. Дыхание становится тонким и неуловимым, а праны и ум встречаются в канале в сердце.
Поскольку ум успокоен, не возникает никаких колебаний, йогин входит глубоко в состояние безмыслия (унмани), и его сознание поглощается естественным состоянием. Медитируя, интегрируясь с пространством неба, такой йогин видит сияние темно-голубого цвета, от которого исходят лучи различной конфигурации, цвета пяти видов света, которые напоминают цветной рисунок на парче. Так появляются видения, существующие внутри сердца йогина.
Такой же цвет выполняется практикой созерцания кромки гор в том месте, где небо и горы сходятся. Возникают различные виды Ясного Света в сердце. Кажется, что эти видения возникают в пространстве неба, однако, внешнее небо не служит основой для развития видений, поскольку видения начинают развиваться изнутри. На самом деле внешнее небо — это всего лишь выражение внутреннего пространства. Созерцая таким образом, йогин добивается понимания единства внешнего и внутреннего пространства.
Когда йогин продолжает свою практику таким образом, он видит черные или белые нити света, различные пять видов света. Прямо из Пустоты он переживает появление различных видений.
На ступени «арамбха» существует два вида знаков света: внутренний и внешний.
«Если йогин, практикуя Тарака-йогу, смотрит в пространство расфиксированным взглядом, тогда в его поле зрения сначала возникают лучи света. Эти видения указывают на правильность созерцания. Углубляя созерцание, йогин видит боковым зрением по краям либо внизу лучи света, подобные литому золоту. Когда этот уровень видений достигается, йогин обретает бессмертие».
«Адвайя Тарака Упанишада» (6)
Итак, на первой стадии существует два вида сияния света: внутренний и внешний, они называются внешний знак и внутренний знак. Внутренний знак называется «антар лакшья даршана», а внешний «бахья лакшья даршана».
О внешнем знаке говорится так:
«Он переживается как свечение пространства сияющего желтого света, которое иногда приобретает кроваво-красный, иногда имеет темно-синий или голубой оттенок, на расстоянии четырех, шести, восьми, десяти и двенадцати пальцев перед носом».
«Адвайя Тарака Упанишада» (6)
Так, на начальной стадии, когда мы только приступаем к практике, мы ощущаем, словно свет исходит изнутри. На первой стадии также можно видеть сферы света величиной с монету или больше, которые излучают яркое сияние. Иногда они образовывают между собой целые нити или цепочки. Мы видим радуги, сферы, вначале их много, иногда они располагаются друг на друге, подобно бусам, иногда постоянно движутся, иногда они ясные, а иногда не очень.
Источником видений является наша собственная исконная природа, которая излучается таким образом, и хотя раньше мы ее не распознавали как свет, теперь мы можем видеть ее как какой-то видимый свет. Видения воспринимаются, но не обычным зрением, а тем зрением, которое существует, когда мы смотрим расфиксированным взглядом.
Они подобны нашему отражению в зеркале изначального осознавания, и мы не можем сказать, внутренние эти видения или внешние. Если мы начинаем рассматривать эти видения как нечто внешнее, а сами воспринимаем себя наблюдателем (субъектом), это значит, мы не поняли принцип созерцания в Джьоти-йоге. Если же мы искусны в выполнении практики шамбхави-мудры, то видения начинают проявляться в виде маленьких сфер.
| ||
|