Оценка тенденции в изменении интенсивностей отказов и восстановлений системы железнодорожной автоматики и телемеханики
Для оценки тенденции в «перемещении» поля статистической неопределённости достаточно воспользоваться моделью линейной динамики процесса.
Сначала осуществляется подготовка исходных данных. Для этого рассматривают укрупненный период, включающий в себя три последних расчетных (три календарных года).
Каждому месяцу укрупненного периода присваивают порядковый номер от 0 до 36.
Вычисляют количество отказов, наблюдавшееся в каждом месяце.
Результаты заносят в таблицу 3.8.
Таблица 3.8
Распределение количества отказов по месяцам расчетного периода
Месяц, | … | |||||
Количество отказов, |
Далее вычисляют значение коэффициента линейной динамики «перемещения» поля в течение укрупненного периода по формуле:
. (3.36)
Если полученное значение является положительным, то частота отказов объекта в течение расчетного периода в среднем возрастает, а, следовательно, возрастает и пропорциональная ей величина – интенсивность отказов. Если же полученное значение является отрицательным, то в среднем снижается и интенсивность отказов объекта. В случае, если значение коэффициента линейной динамики «перемещения» поля статистической неопределенности равно нулю, то интенсивность отказов в течение расчетного периода является практически постоянной.
Оценка средней наработки на отказ и среднего времени до восстановления
Что касается величин средней наработки на отказ и среднего времени до восстановления, то вычисление их значений и задание интервальных оценок осуществляется аналогично тому, как это делалось для интенсивностей отказов и восстановлений, только в качестве исходных данных в таблице 3.6 задаются соответствующим образом разделенные на подынтервалы значения и .
Анализ достигнутых показателей надёжности систем ЖАТ на этапе эксплуатации
Постановка задачи
Цель анализа достигнутых показателей надёжности состоит в выработке научно обоснованных рекомендаций и конкретных мероприятий по управлению надёжностью систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи на различных этапах жизненного цикла.
На этапе проектирования анализ должен позволять:
– осуществлять предварительную оценку технической выполнимости требований по надёжности для проектируемой системы ЖАТ в предполагаемых условиях применения и количественно оценивать величину резерва по надёжности;
– выбирать из нескольких конкурирующих вариантов конфигурации системы ЖАТ наиболее целесообразный в предполагаемых условиях эксплуатации;
– обоснованно формулировать рекомендации по эксплуатации системы ЖАТ в конкретных условиях применения.
На этапе эксплуатации анализ надёжности должен позволить:
– выработать мероприятия по эксплуатации и обслуживанию системы ЖАТ в конкретных условиях её применения;
– определить удовлетворяет ли система ЖАТ в фактических условиях применения предъявляемым к ней требованиям по надёжности, выявить фактический запас по надёжности или величину недостатка по надёжности;
– оценить насколько оправдала система ЖАТ предполагаемые на стадии проектирования надёжностные характеристики.
Исходные данные для управления анализа надёжности систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи включают в себя:
– – проектную интенсивность отказов системы ЖАТ;
– – фактическую интенсивность отказов системы ЖАТ;
– – допустимую интенсивность отказов системы ЖАТ.
Проектная интенсивность отказов системы ЖАТ – это интенсивность отказов системы ЖАТ определённая на этапе проектирования расчетным путем. Методика расчета показателя приведена в главе 3.
Фактическая интенсивность отказов системы ЖАТ – это интенсивность отказов системы ЖАТ определённая на этапе эксплуатации путем обработки статистики об отказах и восстановлениях системы. Методика расчета приведена в разделе 3.2.
Допустимая интенсивность отказов системы ЖАТ – определяется исходя из нормативного значения коэффициента готовности системы ЖАТ с учетом технологии обслуживания и ремонта на участке в соответствии с главой 3.
Анализ достигнутой надёжности системы ЖАТ базируется на сравнении достигнутых показателей надёжности с проектными и допустимыми.
При сравнении значений показателей необходимо учитывать, что достигнутые значения находятся в пределах поля статистической неопределённости, поэтому, кроме анализа путем непосредственного сопоставления параметров надёжности, полученных на различных этапах жизненного цикла, различными методами, следует учитывать тенденцию в изменении достигнутых показателей в течение укрупненного периода.
Все мероприятия и рекомендации для удобства систематизации сведены к шести основным сценариям. Первые три сценария получены на основе сравнения достигнутой интенсивности отказов с допустимой, а последние три на основе сравнения проектной интенсивности с фактической.