Определение проектной интенсивности отказов эталонного объекта в фактических условиях эксплуатации
Согласно предыдущему разделу получены исходные данные для определения проектной интенсивности отказов каждого ЭО в фактических условиях эксплуатации, которые включают в себя сведения из полученных таблиц, а также расчетную интенсивность отказов ЭО в эталонных условиях эксплуатации .
Проектная интенсивность отказов ЭО в фактических условиях эксплуатации определяется путем корректировки, применяемой по отношению к проектной интенсивности отказов ЭО в эталонных условиях эксплуатации.
Корректировка осуществляется с помощью системы поправочных коэффициентов, уточняющих условия применения каждого ЭО в конкретной системе ЖАТ в фактических условиях эксплуатации.
Разработка перечня таких коэффициентов и определение их значений требует решения различных исследовательских задач, анализ данных об эксплуатации аналогичных систем и устройств и особенностей функционирования того или иного класса систем ЖАТ.
Система поправочных коэффициентов включает в себя следующий перечень:
– – поправочный коэффициент типа элемента системы ЖАТ;
– – поправочный коэффициент оснащенности участка;
– – поправочный климатический коэффициент;
– – поправочный коэффициент нагруженности участка железной дороги.
Рассмотрим подробнее каждый из представленных коэффициентов.
Поправочный коэффициент типа элемента системы ЖАТ служит для учёта различной элементной базы, используемой в реальных устройствах и системах ЖАТ. Он представляет собой произведение частных поправочных коэффициентов, учитывающих различные характеристики отдельных элементов систем ЖАТ:
. | (2.1) |
Наименование некоторых частных поправочных коэффициентов будут общими для всех систем ЖАТ, а некоторые коэффициенты будут характерны только для определённых систем ЖАТ. Смысловое значение коэффициентов, входящих в формулу (2.1) на примере для системы ЭЦ раскрыто в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Перечень поправочных коэффициентов
Обозначение коэффициента | Название коэффициента | Учитываемая характеристика |
Коэффициент учета типа участка | Учет типа участка | |
Коэффициент учета марки путевого реле | Учет марки путевого реле | |
Коэффициент учета марки стрелочных электроприводов | Учет марки стрелочных электроприводов | |
Коэффициент учета марки электродвигателей | Учет марки электродвигателя стрелочного электропривода | |
Коэффициент учета типа системы управления стрелочным электроприводом | Учет типа системы управления стрелочным электроприводом | |
Коэффициент учета типа светофоров | Учет типа светофоров | |
Коэффициент учета вида тяги | Учет вида тяги на участке |
Примечание: Значение коэффициента является уникальным для каждого ЭО в силу следующей специфики. ЭО замещает реальные элементы системы ЭЦ, однако в пределах одной станции могут использоваться сочетания нескольких различных типов и марок замещаемых элементов ЭЦ. Следовательно, интенсивности отказов ЭО, замещающих различные элементы, также различны.
Рекомендуемые значения поправочных коэффициентов обычно приводятся в приложениях методик расчёта для соответствующих систем ЖАТ.
Поправочный коэффициент оснащённости участка характеризует зависимость технических и надёжностных характеристик используемой на участке проектирования системы ЖАТ от структуры взаимосвязей элементов между уровнями управления. Он включает в себя частные поправочные коэффициенты, учитывающие оснащенность. Наименование некоторых частных поправочных коэффициентов будут общими для всех систем ЖАТ, а некоторые коэффициенты будут характерны только для определённых систем ЖАТ. Для системы ЭЦ такими коэффициентами будут:
– устройствами обеспечения логической зависимости – ;
– комплектами переводных и замыкающих устройств – ;
– устройствами управления и контроля – ;
– устройствами электропитания – .
Значения коэффициентов – рекомендуется определять по приложениями к соответствующим методикам.
Результирующий коэффициент представляет собой произведение частных коэффициентов:
. | (2.2) |
Поправочный климатический коэффициент служит для учета влияния климатических особенностей района применения на надёжность функционирования аппаратуры системы ЖАТ. Значение коэффициента определяется номером климатической зоны из таблицы 3.. Карта номеров климатических зон для Европейской части России представлена на рис. П.3.1, а значения поправочного коэффициента – в таблице П.3.1.
Поправочный коэффициент нагруженности участка железной дороги учитывает количество и характер использований аппаратуры системы ЖАТ в фактических условиях эксплуатации для реализации управления на проектируемом участке. Количество реализаций управляющих воздействий зависит от размеров и характера движения поездов на участке, где будет функционировать исследуемая система ЖАТ, а, следовательно, зависит от категории участка. Категория линии определяется из таблицы 2.4, а значение коэффициента – из таблицы П.3.2.
После определения значений поправочных коэффициентов вычисляется значение проектной интенсивности отказов ЭО в фактических условиях эксплуатации с использованием расчётной формулы:
. | (2.3) |
Процесс вычисления повторяется для всех ЭО, выделенных в разделе 2.4.1. Результаты вычислений сводят в таблицу 2.5.
Таблица 2.5
Таблица значений проектных интенсивностей отказов ЭО в фактических условиях эксплуатации
№ ЭО | |