Представление исходных данных
В результате анализа количественного и качественного состава рассматриваемого класса систем ЖАТ, используемых на всей сети дорог, выбирается один или несколько ЭО системы, на основе которых в дальнейшем с помощью поправочных коэффициентов можно будет описать любую систему ЖАТ данного класса на любом участке проектирования. Например, для системы электрической централизации (ЭЦ) ЭО представляет собой совокупность технических средств, обладающую следующими характеристиками: участок стрелочный, электротяга постоянного тока, станционные рельсовые цепи частотой 50 Гц с реле ДСШ, система централизации МРЦ-13, один стрелочный электропривод с электродвигателем постоянного тока, схема управления стрелочным электроприводом двухпроводная, установлен один 4-значный карликовый светофор, аппаратура с центральным питанием.
Тогда в качестве исходных данных для расчёта используется интенсивность отказов ЭО в эталонных условиях эксплуатации , определяемая согласно методу, подробно рассмотренному в разделе 2.3 настоящего учебного пособия:
– составляется структурная схема ЭО;
– собираются и приводятся данные о надёжности элементов, входящих в состав ЭО;
– составляется эквивалентная расчётная схема надёжности ЭО, отображающая условия работоспособности ЭО;
– осуществляют эквивалентные преобразования расчётной схемы, составляется граф состояний, решаются системы линейных уравнений с целью получения результирующего выражения для расчета интенсивности отказов ЭО.
Исходные данные, промежуточный и итоговый расчёты интенсивности отказов элементов ЭО в эталонных условиях эксплуатации удобно представлять в форме таблиц, общий вид которой представлен в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1
Расчёт интенсивности отказов ЭО
Наименование | Тип | Количество, ед | Интенсив-ность, 10-6 1/ч | Суммарная интенсив-ность, 10-6 1/ч | Примечание |
С помощью последовательных преобразований и таблиц получается значение расчетной интенсивности отказов ЭО в эталонных условиях эксплуатации: .
Далее на основе документации по проектируемому участку определяется совокупность и схема размещения ЭО, замещающих соответствующие реальные элементы рассматриваемой системы ЖАТ. Например, для системы ЭЦ анализируется однониточный план станции согласно следующему алгоритму:
– в однониточном плане станции выделяются изолированные участки (стрелочные и бесстрелочные);
– каждый участок заменяется ЭО, который изображается в виде прямоугольника;
– все полученные ЭО нумеруются сквозной нумерацией.
– для каждого ЭО составляется перечень характеристик замещаемого им реального элемента системы ЭЦ, представленный в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Характеристики ЭО системы ЭЦ
Тип, марка, характеристика технических средств | Примечание: количество технических средств, ед; расстояния, м |
Тип участка (стрелочный / изолированный) | (если стрелочный, то указать вид) |
Марка путевого приемника | |
Марка стрелочного электропривода | (для стрелочных участков) |
Марка электродвигателя стрелочного электропривода | (для стрелочных участков) |
Тип системы управления стрелочным электроприводом | – |
Марка(и) и тип(ы) светофоров | |
Вид тяги (постоянного тока / переменного тока / автономная тяга) |
– составляется схема размещения ЭО по плану станции путем изображения ЭО в порядке их размещения на плане станции с учетом присвоенной им нумерации.
Для других систем ЖАТ алгоритм составляется аналогично с учётом особенностей функционирования данного класса систем.
Далее приводятся сведения об используемой на участке проектирования конкретной системы ЖАТ, а также данные о фактических условиях эксплуатации. Результаты сводят в таблицу, пример составления которой для системы ЭЦ представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Общая характеристика ЭЦ и условий её применения
Характеристика | Примечание |
Марка системы централизации | Марка |
Климатическая зона | Номер зоны от 1 до 9 |
Категория линии | Скоростная / особогрузонапряженная / I – IV категория |
Таким образом, на данном этапе:
- определяются эталонные объекты системы ЖАТ;
- определяются эталонные условия эксплуатации для ЭО;
- рассчитываются интенсивности отказов ЭО в эталонных условиях эксплуатации;
- составляется схема замещения проектируемой системы ЖАТ с помощью ЭО;
- задают условия эксплуатации системы ЖАТ на участке проектирования.