Разрыв между сущностью и видимостью
Рис. 7А. Разрыв между сущностью (кто мы есть) и видимостью (какими мы кажемся).
То, какими мы кажемся, — это образ, проецируемый нами во внешний мир, плод нашего стремления производить то или иное впечатление на окружающих и поддерживать уже сложившееся представление о нас. Это личина, которую мы надеваем ради других.
А истинная сущность (на рисунке — нижняя ладонь) — это то, как мы ощущаем себя на самом деле, особенно когда нас не отвлекают внешние стимулы. Это привычные эмоции, одолевающие нас всякий раз, когда стихает «жизненная суета». Их-то мы и стремимся скрыть от посторонних глаз.
Когда мы попадаем в зависимость от заученных эмоциональных состояний (таких, как вина, стыд, гнев, страх, тревога, критиканство, депрессия, больное самомнение, ненависть), в нас возникает разрыв между тем, какими мы кажемся (видимость) , и тем, кто мы есть (сущность) . Видимость — это то, как мы хотим выглядеть в глазах окружающих. А сущность — это состояние бытия, в котором мы пребываем в тот момент, когда не взаимодействуем с людьми и предметами в различных точках времени и пространства. Стоит нам чуть дольше обычного посидеть без дела, как у нас появляется некое смутное ощущение. В нём-то и заключена наша подлинная сущность.
Наслоения эмоций и составляют нашу личность. Чтобы не забыть, кем, по нашему мнению, мы являемся, мы вынуждены вновь и вновь подтверждать собственную идентичность, воспроизводя присущие ей эмоции. Мы накрепко привязаны к внешнему миру, так как постоянно соотносим себя с различными людьми и вещами, чтобы, не дай бог, не забыть, как мы должны выглядеть в глазах своего окружения.
Наша личина не может осознавать себя без напоминаний со стороны внешнего мира. Она полностью увязана со средой и делает всё, чтобы скрыть истинные чувства и отогнать прочь ощущение пустоты: «У меня есть такие-то машины, я знаю таких-то людей, я бывал в таких-то местах, я могу делать то-то и то-то, мне довелось пережить, я работаю в такой-то компании, и вообще я очень успешен…» Вот наше представление о себе, определяемое через внешний мир.
Наслоения заученных эмоций вызывающих разрыв
Рис. 7Б. Масштабы разрыва индивидуальны. Наша сущность отделена от видимости рядом заученных чувств, возникших в результате пережитых событий. Чем больше разрыв, тем сильнее зависимость от заученных эмоций.
Однако при отсутствии стимуляции со стороны внешней среды мы совсем не такие, и посещают нас совершенно иные чувства. Стыд и злость из-за неудачного брака; страх смерти и сомнения по поводу того, что нас ждёт за чертой, вызванные потерей любимого человека или даже домашнего питомца; ощущение собственной неадекватности, возникшее из-за родительской настойчивости или перфекционизма, желания преуспеть любой ценой; чувство, что нам вечно чего-то недодают, которое уходит корнями в полунищенское детство; беспокойство о том, что наша фигура не соответствует стандартам и мы не можем выглядеть как «надо», — вот лишь немногие из тех чувств, которые мы предпочитаем скрывать.
А между тем это наша подлинная сущность, которую мы и прикрываем внешней личиной.
Мы не осмеливаемся показать миру своё истинное лицо и поэтому притворяемся кем-то другим. Мы создаём и заучиваем автоматические программы, призванные защитить наши слабости. По существу, мы транслируем в мир ложь о себе, поскольку знаем, что социум отторгнет наше подлинное Я — это ничтожество, которое никто никогда не полюбит и не примет.
Склонность к маскараду особенно сильна в юности, когда личность только формируется. Подростки постоянно примеряют на себя различные личины — как и одежду. И, честно говоря, то, что они выбирают, отражает не столько истинную сущность, сколько желаемый образ. Любой психолог скажет, что самоощущение подростка выражается одним-единственным словом: неуверенность. И, как следствие, подросткам необходимо быть «как все» и ощущать себя частью компании.
Зачем показывать миру своё истинное лицо, если можно под него подстроиться (ведь все знают, что случается с теми, кто не похож на других)? Мир очень сложный и пугающий, но его можно упростить и сделать не таким страшным. Для этого всего-то и нужно распределить всех по группам. Выбирай свою стаю! Выбирай свой яд!
И постепенно мы срастаемся с личиной. Теперь она как раз впору. Ну, или по крайней мере так мы себе говорим. А вместе с неуверенностью приходит и самокопание: «Неужели это и вправду я? Таким ли я хочу быть на самом деле?» Но от этих вопросов проще отмахнуться, чем найти на них ответ.