Может ли приподнятое состояние ума стимулировать активацию «здоровых» генов?
Вот пример того, что погружение в эмоциональный опыт будущего события ещё до его наступления позволяет по-новому воздействовать на гены.
В Японии проводилось исследование, целью которого было установить, как состояние ума может влиять на развитие болезни. В исследовании участвовали две группы пациентов, страдающих диабетом второго типа. Все участники были инсулинозависимы. Напомню, что инсулин — это лекарство, которое применяют большинство диабетиков для выведения сахара (глюкозы) из крови и транспортировки в клетки, где из него может быть получена энергия. На момент исследования все его участники принимали инсулин (в виде таблеток или инъекций) для снижения уровня сахара в крови.
Для установления точки отсчёта перед началом исследования участникам обеих групп измерили уровень сахара (натощак). Затем одна группа в течение часа смотрела комедийное шоу, а другая — запись скучной лекции. Потом всем субъектам исследования предложили вкуснейший обед, после которого вновь замерили уровень сахара в крови[16].
Разница в уровнях глюкозы у зрителей шоу и тех, кто слушал монотонную лекцию, оказалась весьма значительна. У членов второй группы уровень сахара поднялся в среднем до 6,8 моль/л, — при таком значении для нормализации состояния организма уже требуется приём инсулина. А вот в «радостной группе» средний показатель сахара в крови был почти вдвое ниже (лишь чуть выше нормы).
Вначале учёные решили, что уровень сахара у участников «весёлой» группы понизился из-за сокращений мышц брюшного пресса и диафрагмы, вызванных смехом: мол, мышца, сокращаясь, сжигает энергию — а энергия как раз и циркулирует по организму в виде глюкозы.
Однако, сделав анализ ДНК «весёлых» участников, учёные обнаружили, что эти люди смогли изменить проявления 23 различных генов. По всей видимости, благодаря приподнятому состоянию ума мозг стал посылать клеткам новые сигналы, «включившие» такие генетические варианты, которые запустили процесс естественной регуляции генов, ответственных за переработку сахара в крови.
Исследование показало, что наши эмоции способны «включать» и «выключать» определённые генетические последовательности. Для коррекции внутреннего химического фона и последующего изменения экспрессии генов «смешливым» участникам оказалось достаточно подать организму сигнал в виде новой эмоции.
Проявления генов могут меняться внезапно и очень резко. Вам наверняка приходилось слышать, что люди, попавшие в крайне стрессовую ситуацию, седеют за одну ночь. Так действуют гены. Эмоциональное воздействие, которому подверглись эти люди, оказалось настолько сильно, что изменившийся химический фон организма за считаные часы включил ген, отвечающий за отсутствие пигмента, и отключил проявление обычного цвета волос. Эти люди воздействовали на гены по-новому, изменив свою внутреннюю среду на эмоциональном, а значит, и химическом уровнях.
Как я уже говорил, когда мы множество раз «переживаем» какое-либо событие, мысленно репетируя его во всех деталях, мы начинаем испытывать соответствующие эмоции ещё до того, как оно произойдёт. Таким образом, если мы начнём думать по-новому, тем самым меняя нейронные связи в мозгу, и научимся погружаться в эмоциональный опыт события, которое ещё не стало реальностью, мы сможем изменить своё тело на генетическом уровне.
Можете ли вы выбрать любой потенциал из квантового поля (а ведь вы помните, что там уже существуют абсолютно все вероятности) и испытать эмоции от будущего события ещё до того, как оно произойдёт? Можете ли проделать это столько раз, что с помощью эмоций «дотянете» тело до нового уровня разума, а значит, начнёте давать генам новые команды? Если да, то вполне возможно, что вам удастся качественно изменить мозг и тело, придать им новую форму, которая будет соответствовать желаемому событию, ещё не проявившемуся в реальности.
Вы можете изменить своё тело, не пошевелив и пальцем!
Можно согласиться с тем, что мыслям под силу изменить мозг, но способны ли они повлиять на тело? С помощью несложного процесса мысленных репетиций можно достичь великолепных результатов, в буквальном смысле не пошевелив и пальцем! Вот как это происходит.
Журнал «Нейрофизиология »[17]за 1992 год содержит описание следующего эксперимента. Участников разделили на три группы:
• члены первой группы должны были по 5 часов в день в течение 4 недель выполнять физическое упражнение: напрягать и расслаблять один из пальцев левой руки;
• члены второй выполняли то же самое упражнение мысленно , не задействовав ни одной мышцы пальца физически; режим тренировок при этом был точно таким же;
• члены контрольной группы не практиковались ни физически, ни мысленно.
По окончании эксперимента учёные сравнили полученные данные. Силу пальцев членов первой группы сравнили с аналогичным показателем контрольной группы. Лёгкая задачка, скажете вы. Сила пальцев участников, выполнявших физические упражнения, была на 30 % выше. Всем известно, что регулярная нагрузка на мышцы приводит к увеличению мускульной силы. Но возможно, вас удивит, что члены второй группы, которые практиковались мысленно, увеличили силу мышцы на 22 %! Разум оказал на тело ощутимое физическое воздействие. Иными словами, тело не получило никакого реального опыта и всё-таки изменилось.
Проводились и другие эксперименты. В одном участники должны были мысленно практиковаться в игре на фортепиано, а в другом — выполнять «подъём на бицепс». Во всех трёх случаях результаты были одни и те же. Сила бицепсов испытуемых возрастала в любом случае, поднимали ли они штангу физически или имитировали это действие в мыслях. Показательно, что участники, практиковавшиеся мысленно, продемонстрировали аналогичные физиологические изменения, хотя и не получали физического опыта[18].
Если под воздействием одной только мысли в теле произошли физиологические (биологические) изменения, идентичные тем, что вызываются конкретным событием, то с позиций квантовой теории это доказывает тот факт, что событие уже просочилось в нашу реальность. Если структура мозга выстроилась так, будто событие уже произошло, если тело изменилось на биологическом или генетическом уровне и имеются зримые проявления этих изменений, — иначе говоря, и мозг, и тело стали другими, хоть мы и не совершали практических действий, — значит, событие действительно произошло, и не только в квантовом сознании, но и в физической реальности .
Снова и снова репетируйте будущее событие в мыслях, пока оно запечатлеется в мозгу в виде новых нейронных связей; вновь и вновь погружайтесь в эмоцию, которую оно вызывает, пока тело не поверит, что всё это происходило на самом деле, и не изменится в нужную сторону…
Но что же дальше? Не ослабляйте усилий! Ведь именно сейчас вас и найдёт желаемое событие! Причём нагрянет оно неожиданно, не оставляя ни капли сомнений в том, что вам удалось наладить контакт со вселенским разумом. И это вдохновит вас попробовать ещё раз… а потом ещё.
Глава 4
Преодоление времени
О том, как важно жить настоящим, писали много. Статистика самых разных событий, от аварий, вызванных невнимательным вождением, до разводов, свидетельствует, что людям необычайно сложно «погружаться» в настоящее. С вашего позволения, я дополню уже имеющуюся информацию, сформулировав эту идею в терминах квантовой реальности. В настоящем все потенциалы существуют в квантовом поле одновременно. Живя настоящим, т. е. погружаясь в момент, мы получаем возможность двигаться через пространство и время и реализовывать любой из этих потенциалов. Если же мы увязаем в прошлом, новых потенциалов там не существует.
Вы уже знаете, что попытки что-то изменить в жизни вызывают у нас реакцию, очень похожую на наркотическую ломку. Ведь мы и в самом деле попадаем в зависимость от привычного химического состояния бытия. Вы знаете также, что при любой зависимости тело как бы берёт на себя роль разума. Воспоминание о событии запускает ту же химическую программу, что и само событие, и тело начинает думать, что оно переживает его вновь. В результате подобных процессов тело становится своего рода подсознательным разумом, а значит, берёт верх над сознанием. А раз тело выполняет функцию разума, значит, в каком-то смысле получает способность думать.
Я уже говорил, что тело может брать на себя роль разума посредством цикла «мысль — чувство — мысль». Но есть и ещё один путь, связанный с воспоминаниями. Вот как это работает. Вы получаете определённый опыт, заряженный эмоционально. Затем вы думаете об этом событии. Мысль превращается в воспоминание, которое затем рефлекторно воспроизводит эмоции, связанные с событием. И если вы постоянно возвращаетесь к этому опыту, происходит сращение мысли, воспоминания и эмоции, и вы «заучиваете» саму эмоцию. Теперь вы живёте в прошлом, причём руководит вами не столько сознание, сколько подсознание .
В сферу подсознания включено множество физиологических и ментальных процессов, происходящих без участия сознания. В основном подсознание отвечает за поддержание биологических функций организма. Эту систему саморегуляции организма учёные называют автономной нервной системой . Нам не приходится думать о дыхании, поддержании сердцебиения, повышении и снижении температуры тела и о множестве других процессов, благодаря которым организм поддерживает себя в порядке и исцеляет недуги.
Думаю, вы понимаете, какую опасность таит в себе передача повседневных эмоций под контроль воспоминаний и окружающей среды, т. е. этой автоматической системы. Подсознательный механизм запуска привычных реакций уже неоднократно сравнивали с системой автопилота и с компьютерными программами. Все эти аналогии призваны передать ощущение, что наше поведение контролирует некая сила, лежащая вне осознанности.
Запоминание эмоций
Рис. 4А. Мысль создаёт воспоминание, которое затем вызывает эмоцию. Со временем мысль становится воспоминанием и автоматически воспроизводит соответствующую эмоцию. В результате многократных повторений этого процесса мысль, воспоминание и эмоция сливаются воедино. Так заучивается эмоция.
Вот пример. Представьте, что однажды в детстве вы пришли домой и обнаружили любимого пса мёртвым. Чувственные впечатления, полученные в тот момент, как говорится, навеки врезались вам в память. У вас остался шрам от этого события.
На примере подобных травматических опытов нетрудно понять, как эмоции превращаются в бессознательные, заученные реакции на те факторы окружающей среды, которые напоминают нам о потере любимого существа. Теперь вы уже знаете, что, мысленно возвращаясь к событию, вы воссоздаёте в мозгу и теле те же эмоции, что однажды были им вызваны. Достаточно всего одной мысли, одной-единственной реакции на какой-либо внешний фактор, чтобы активировать программу и снова во всей полноте почувствовать былое горе. Раздражители могут быть разными: допустим, вы увидели похожую собаку или побывали там, куда когда-то возили своего любимца ещё щенком. Независимо от конкретного содержания чувственного опыта, он активирует определённую эмоцию. Эмоциональные триггеры могут быть как явными, так и едва уловимыми, однако в любом случае воздействуют на вас на подсознательном уровне, и вы погружаетесь в эмоциональное (и химическое) состояние горя, злости и печали, даже не успев сообразить, что произошло.
А после этого тело берёт верх над разумом. Вы можете пытаться выбраться из этого состояния, однако неизбежно почувствуете, что не можете с собой совладать.
Вспомните о собаках Павлова. В 1890-х годах молодой русский учёный провёл серию экспериментов: он привязывал несколько собак к столу, звонил в звонок и затем щедро кормил их. После того как собаки множество раз подверглись воздействию одного и того же раздражителя, Павлову достаточно было просто позвонить в звонок, и у животных автоматически начиналось слюноотделение в предвкушении пищи.
Этот процесс получил название условного рефлекса , и происходит он автоматически. Почему? Потому что тело начинает реагировать на раздражитель автономно, т. е. независимо от мозга (сравните с автономной нервной системой). Каскад химических реакций, который запускается за считаные секунды, меняет тело на физиологическом уровне, и происходит это практически бессознательно — при минимуме сознательных усилий, а то и без таковых.
Вот одна из причин, по которым изменения столь сложны. Даже если сознание живёт настоящим, подсознательный «разум тела» может оставаться в прошлом. И когда, опираясь на предшествующий опыт, мы начинаем ожидать от будущего неких предсказуемых событий, мы ничем не отличаемся от павловских собак. Воспоминание о конкретном человеке или событии, привязанное к конкретной точке времени и пространства, автоматически (или автономно) вызывает определённую физиологическую реакцию.
Но стоит нам преодолеть эмоциональную зависимость, корни которой тянутся из прошлого, исчезнет и сила, заставляющая нас снова и снова запускать автоматические программы прежнего Я.
Итак, вопрос потихоньку проясняется: даже когда мы «думаем» или «считаем», что живём настоящим, есть большая вероятность, что тело «застряло» в прошлом.