Вред, который наносят общественным наукам
Критикуемые заблуждения
Признание современным материализмом времени, законов, диалектических противоречий объективной реальностью - настолько общепризнанный факт, что я считаю достаточным то небольшое количество цитат представителей марксистско-ленинской философии, которые подтверждают этот факт.
Это, конечно, не означает, что современный материализм видит развитие природы и общества только через призму детерминации этих процессов законами, диалектическими противоречиями, временем. Нет. Ученые имеют и правильное понимание природных и общественных процессов (как взаимодействие самих материальных объектов); в обществе - людей, классов и т.п. Причем правильное понимание преобладает. Получились по существу два направления в материалистическом изучении развития общества: одно - подлинно материалистическое, а другое - мнимо-материалистическое, по существу - идеалистическое, критикой которого я до сих пор занимался.
Эти два направления тесно переплетены, и часто их трудно отделить друг от друга (зерна от плевел). Они представлены в каждой общественно-научной книге или журнальной статье с преобладанием того или иного направления. И хотя они на первый взгляд мирно уживаются друг с другом, на самом деле ложное научное направление выражает в мистифицированном виде то же, что и истинное, а то и вообще ничего, но
создает иллюзию более глубокого научного исследования, отвлекая и авторов, и читателей на мнимые проблемы и на мнимое их решение.
Парадоксально, что мистика эта принимается за чистейший диалектический материализм, и потому в могущество ее (мистики) наивно верят. Поэтому материалистический идеализм проник во все поры наших общественных наук и прочно там обосновался, отталкивая своей непонятностью и тяжеловесностью языка многих людей. Любая философская, политико-экономическая или научно-коммунистическая статья содержит набор таких стандартных выражений, как действие механизма
экономических законов, объективно-реальных противоречий, взаимодействия систем законов, «глубокомысленные» утверждения, что человек есть единство общего, особенного и единичного, а то и общих, особенных и единичных законов и т.п. На самом деле такое объяснение равносильно объяснению природных и общественных процессов провидением и божественной деятельностью. Правда, маленькое различие есть: объяснение законами и диалектическими противоречиями создает впечатление объяснения естественного, материалистического, тогда как открыто идеалистическое объяснение не прикрывается материализмом. И своей скрытостью материалистический идеализм более опасен, чем открытый идеализм: враг не заметен. То есть гипостазирование понятий, приписывание им причинного положения в мире, попытки показать природные и общественные процессы как следствия действий этих по сути интеллигибельных объектов, осознанно это делается или нет, маскирует от нас действительные причины интересующих нас процессов, мешает правильному пониманию, уводит нас с почвы фактов в область грез и умозрительных конструкций, заставляет попусту тратить время.
Мы знаем, что любое ложное направление в науках никогда не приносило людям пользы, разве лишь отрицательным образом, когда его ложность осознается, чем косвенно указывается правильный путь познания. На решение ложных научных проблем отвлекаются силы исследователей, читатели вместе с авторами засоряют свой ум, вместо решения действительно научных проблем распыляются и безрезультатно расходуются общественные силы.
Возможно, кому-нибудь и нравится действительный анализ, поиск причин, нравится изучение различных общественных процессов подменять пустыми разговорами о законах и противоречиях (пусть даже искренне веря в важность и необходимость для общества своей работы), которые в переводе на нормальный язык означают не что иное, как простую констатацию, поверхностное описание общественных процессов в мистифицированном виде (и это в лучшем случае), из-за чего этот разговор создает при первом приближении впечатление о достаточно высоком уровне научного изложения материала.
«То, что есть выраженное так, как оно есть, то есть истинное, высказанное во всей его правде, кажется чем-то поверхностным: то, что есть выраженное в таком виде, каким оно не есть, то есть неистинное, высказанное в лживой, извращенной форме, кажется глубокомысленным»148. Главной причиной успеха этой словесной мишуры и мнимого блеска суждений есть недостаточная уверенность людей в свои творческие возможности, чрезмерное преклонение перед печатным словом и авторитетом отдельных людей.
Такие «научные исследования», я считаю, несколько дороговаты для нашего общества. Да и, как было сказано, к успеху они привести не могут, почему и приходится часто слышать признания авторов о трудности, сложности и неразработанности подобных мистических тем149.
Особенно нельзя мириться с этими заблуждениями в наше время, когда мы пытаемся выбраться из всеобъемлющего кризиса и найти правильные пути общественного развития, понять суть общественного бытия и т.д.
Чтобы идти дальше в понимании развития природы и общества, надо отбросить все эти системы законов, их уровни, срезы, диалектические противоречия и т.п., а изучать материальные объекты в их взаимодействии друг с другом. В политэкономии - это люди,
социальные группы или даже классы, средства производства, продукты потребления... И если составлять модели, так такие, которые есть отражение этих объективных реальностей и их взаимодействий в самых существенных чертах. А изучая эти модели, мы сможем формулировать законы природы и общества.
Если кому-либо не очень понятен мой перевод мистифицированных цитат на нормальный язык, пусть сам попробует сделать это - это даст хорошие плоды.
Моя критика лишний раз подтверждает противоречивость и преемственность в развитии научного познания, что идет оно не столбовой дорогой. Встав с помощью К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, казалось бы, окончательно на материалистические
рельсы понимания и познания развития природы и общества, мы формулировали законы, не зная, что это такое, верили в объективно-реальное существование интеллигибельных объектов, не отдавая себе в этом отчета. А ученые-естествоиспытатели пользовались этим языком, не особенно задумываясь над точностью выражаемых им мыслей, т.к. практически они все равно всегда были материалистами на практике. Философия и политэкономия формулировали законы, наивно полагая, что они существуют объективно-реально, «видели» в природе и обществе диалектические противоречия. «Капитал» К. Маркса - яркий тому пример, ибо К. Маркс рассматривал отношения товаров, капитала и труда и т.д., формулировал законы капиталистического общества и туг же говорил об их «действии», «принуждении» ими людей и т.д.
Очистив свое понимание материального мира от нематериальных примесей, мы получим истинную онтологическую картину мира, позволяющую отчетливо понять подлинные причины развития природы и общества, а значит, разобраться затем и в процессах их развития, например в вопросах свободы человеческих поступков.
Допустим, не означает ли отсутствие объективно-реальных законов в природе и обществе абсолютной свободы человеческих действий?
Рассмотрим для этого, как человек существует, с чем он взаимодействует в природе и обществе. И мы увидим, что его поступки детерминированы материальными условиями его жизни.
Жизнь человека есть процесс его взаимодействия с объектами природы и общества. Человек в этом взаимодействии учитывает их свойства, качества, особенности. Поэтому он, например, не пытается дышать под водой, не пытается проломить головой стенку (больно же). И умозаключение об этом взаимодействии (больно) есть закон взаимодействия человека со стенкой, какой бы банальностью он ни казался. Банальностью же он является потому, что это настолько известная из практики истина, что не стоит о ней и задумываться. Как видим, человек не свободен, потому что он не может проломить головой стенку. Но он свободно может ее обойти. И эта вынужденность человека никак не огорчает. Поэтому истинная свобода есть осознанная необходимость.
Аналогично происходит и взаимодействие человека с людьми. Если он хочет пользоваться всеми благами и свободами, которые дает ему общество благодаря разделению труда, в первую очередь он должен считаться как с фактом существования отдельного человека, так и с обществом в целом. То есть человек не свободен от общества, не свободен делать все, что угодно, включая и вред людям, ибо этим он подрывает силу и организованность общества во взаимодействии с природой за ее освоение, принося своими действиями через обратное воздействие вред и себе.
Но именно эта несвобода (быть членом общества и считаться с ним) обеспечивает человеку подлинную свободу - пользоваться всеми благами сотрудничества. И наоборот, освобождение человека от общества делает человека несвободным, рабом различных случайностей, капризов природы... - делает его животным.
Поэтому общественная практика заставила и заставляет каждого человека все в большей мере в связи с развитием общества (в первую очередь - производства) считаться с обществом, с окружающими его людьми. Жить в мире, обмениваться трудом, или, точнее, продуктами труда, будет всегда выгоднее, чем воевать. И когда люди поймут эту
внешнюю необходимость, тогда она превратится во внутреннюю свободу – в высокую общественную мораль.
Обычно люди, говоря о свободе, имеют в виду свободу действий в обществе, но независимо от него (?), не подозревая, что их свобода зависит также и от других объектов природы. Это происходит вот почему. То, что не имеет сознания, не имеет также и воли. И человек, взаимодействуя с этими объектами, учитывает их природные свойства как нечто неизменное, потому что это так и есть (кирпич и стол не могут быть чем-то другим, чем они есть). И человек не в силах изменить эти свойства, если он не создает с помощью этих объектов нечто новое. Поэтому он психологически смиряется с постоянными свойствами предметов и воспринимает их как данный факт природы, которым можно или нельзя
пользоваться. Человек от этого не радуется и не огорчается (например тому, что нож острый), а применяет предметы согласно их свойствам в своих интересах, психологически воспринимая свои действия как свободные, как свободу действий и поступков.
В обществе же каждый человек, взаимодействуя с людьми, на себе испытывает их действия, а значит, и их волю, их субъективную активность, потому что здесь каждый использует другого как средство для достижения собственных целей. И психологически ощущение на себе действий чужой воли воспринимается людьми как частичное ограничение их действий и воли, как несвобода. Как несвобода в той степени, в которой человек не привык к ней. Но эта несвобода необходима для общественного организма, если она не чрезмерна, если не мешает индивидуальному развитию. И необходима именно в той степени для каждого индивидуума, в какой свободные действия каждого индивидуума не мешают функционированию как всего общественного организма, так и отдельных людей. И только при таком условии каждый человек становится максимально свободным по отношению к природе.
Вот как легко позволяет разобраться в вопросах свободы человека, да и в других сложных общественных вопросах, свобода от заблуждений, свобода от фантастических детерминантов.
Некоторые примеры формулирования законов
Теперь, когда современные заблуждения диалектического материализма читателю понятны, хочется подчеркнуть, что изучение всякого материального объекта в его развитии, как это вытекает из всех разделов монографии, следует осуществлять при его взаимодействии с окружающими предметами, фиксируя его качества, поведение в тех или иных условиях и т.д.
Одним из наиболее глубоких видов знания о материальных объектах являются законы, принцип формулирования которых (см. с.64), я только что еще раз напомнил. Но, формулируя эти законы об обществе, классах, экономических отношениях и т.п., не следует забывать о роли сознания в общественных процессах.
По ходу изложения теоретического материала мне уже приходилось формулировать некоторые законы. Это законы о причинно-следственных отношениях; закон о прямолинейном равномерном движении тела как частное проявление закона о причинно-следственных отношениях; закон всемирного тяготения; закон планомерного развития единого предприятия.
Еще примером формулирования закона может послужить получение закона материального стимулирования.
Берем какой-либо коллектив или отдельного рабочего. Предположим, что рабочие удовлетворены своей работой, микроклимат в коллективе на высоте, бытовые условия тоже хорошие и т.д. Сознательность рабочих тоже на высоком уровне: им свойственны чувство долга, ответственности, понимание задач, стоящих перед коллективом, желание оправдать доверие коллектива и т.д. Ясно, что для этих людей не нужны никакие материальные стимулы. Для них достаточно и морального поощрения. Такие люди будут выполнять поставленные задачи еще и потому, что они понимают, что это их кровное дело, и будут работать без всяких премий, при простой повременной оплате труда, при
условии, конечно, что по мере роста благосостояния общества соответственно будет расти и их благосостояние.
Теперь в эти довольно недурные условия труда поставим безответственного рабочего или рабочий коллектив, без всякого чувства долга, т.е. таких рабочих, сознание которых не на высоте. Будут ли они выполнять производственную программу при простой повременной оплате труда? Нет! И это знает каждый. Они будут бродить по цеху, рассказывая друг другу анекдоты, палец о палец не ударят. В лучшем случае они будут создавать видимость работы. Их не волнуют задачи (интересы) коллектива и общества, да и вообще им наплевать на это.
Все условия эксперимента в обоих случаях были одинаковы, кроме различных уровней сознательности у рабочих. Следовательно, низкий уровень сознательности и есть 104
причина недобросовестного отношения к труду.
Теперь изменим условия, в которые поставлены эти нерадивые труженики. А именно: оплату труда сделаем сдельно-премиальной и повременно-премиальной, не говоря уже о самофинансировании рабочих коллективов, т.е. приведем ее в соответствие с количеством и качеством труда. И мы все отлично знаем, что все эти нерадивые начнут трудиться, причем трудиться хорошо и отлично, возможно, начнем их и в пример другим ставить.
Значит, причиной добросовестного отношения к труду трудящихся с низким уровнем сознательности есть материальное стимулирование, что на практике имеет виды сдельно-премиальной, повременно-премиальной оплаты труда, бригадного подряда, хозрасчета и т.п.
Проведенный эксперимент и практические наблюдения экономической жизни производственных коллективов позволяют сформулировать закон:
В результате невысокого уровня сознательности производственные отношения между индивидуумами и обществом, коллективами и обществом порождают необходимость материального и морального стимулирования трудовой деятельности как отдельных людей, так и коллективов.
Мне кажется, примеров формулирования законов достаточно, их количество и принцип, согласно которому они формулируются, окончательно ставят все точки над «i» в вопросах «что существует объективно-реально, а что нет?» и «как следует познавать объективную реальность?» И хочу обратить внимание читателя на тот факт, что в любом общественном законе явно или неявно отражено влияние сознания на общественные отношения (бытие). Присмотритесь.
Итог
Итак, из марксистско-ленинского понимания материи (см. раздел о материи) мы делаем вывод, что объективно-реально существуют лишь материальные объекты и процессы их взаимодействия, что абсолютно согласуется с мнением В.И. Ленина (цитата №12, с. 25).
И хотя из этой онтологической картины мира следует с категорической необходимостью вывод, что ничего другого в природе нет, это осознается далеко не сразу.
Но принципиальная ощущаемость, которая является потенциальным свойством всякой объективной реальности и которая с такой же логической необходимостью вытекает из этой картины, ярко и недвусмысленно подчеркивает эту мысль, обращает на нее наше внимание.
И сразу же бросается в глаза то, что этот вывод противоречит нашей привычке считать объективно-реально существующими время, законы, диалектические противоречия и т.п. «вещи».
А обобщение человеческой практики и некоторых законов естественных наук дает еще один закон диалектики - закон причинно-следственных отношений (= правильно
понимаемый закон единства и борьбы противоположностей), который гласит, что источником развития, разрушения, становления - любого изменения есть и может быть только взаимодействие материальных объектов, являющихся по отношению к изменяющемуся объекту внешним взаимодействием.И этот закон природы, общества и человеческого мышления тоже противоречит нашей привычке считать в отдельных случаях такими причинами время, законы, диалектические противоречия, да и некоторые другие интеллигибельные объекты.
Какое же мнение истинно? Существуют ли в природе принципиально неощущаемые объекты (интеллигибельные)? И хотя и так ясно, что в материальном мире может существовать только то, что с ним взаимодействует, т.е. то, что не может быть нематериальным, приходится рассматривать если не все, то подавляющее большинство заблуждений, связанных с гипостазированием этих идеальных образов.
Важным моментом вскрытия этих ошибок было указание на действительные
причины природных и общественных процессов, из чего следовал вывод, что ни время, ни законы, ни противоречия не являются и не могут являться объективно-реальными детерминантами рассмотренных процессов.
Возможно, что кое-кто из оппонентов будет придумывать и далее какой-нибудь булавочный укол принципиальной ощущаемости с целью хоть как-то подорвать к ней доверие. Поэтому, предупреждая эти попытки, скажу следующее. Я, конечно, не могу предусмотреть всю изворотливость всех оппонентов, но думаю, что рассмотренных случаев недоверия к ПО достаточно, чтобы вполне уяснить, что она такое, и защитить ее от основных к ней претензий.
Как бы кто ни захотел дискредитировать ПО, никто не может и не сможет избавиться от ее сущности, состоящей в том, что она есть потенциальное свойство любой объективной реальности при определенных условиях давать людям ощущения. Именно наличием этого свойства всякая объективная реальность и отличается от реальности субъективной.
Яркой иллюстрацией к сказанному служит мнение об объективно-реальном существовании времени, законов, диалектических противоречий: они не могут ни с чем взаимодействовать, а потому и принципиально неощущаемы; поэтому об их взаимодействии или воздействии никто и ничего не знает. А если кто много говорит о взаимодействии этих несуществующих сущностей, то всякий конкретный пример позволит установить ему и конкретную причину: тот или иной материальный объект или их группу, а выдуманные детерминанты останутся ни при чем. Вот в этих двух сторонах ПО и состоит ее суть, суть доказательства небытия интеллигибельного.
Поэтому даже если допустить, что ПО действительно не годна для доказательства объективно-реального небытия интеллигибельного, то всякий конкретный пример из практики, указывающий нам каждый раз конкретную причину изменения чего-либо, оставляет для существования интеллигибельного лишь область фантазий и грез, как, например, указание на взаимное притяжение парашютиста с Землей не позволяет считать такой причиной закон всемирного тяготения, следовательно, не позволяет его считать существующим объективно-реально.
И всякий, искренне считающий себя материалистом, ученый, не должен игнорировать почву этих конкретных фактов.
Поскольку меня интересует общество, его процесс становления и развития, то основным выводом из изложенного для меня является мысль, что изучение любого материального объекта, в том числе и общества, коллектива, отдельной личности возможно только при всестороннем рассмотрении их взаимодействий с внешними материальными объектами, определяющих взаимодействие их частей, и фиксирование полученных знаний в виде понятий, суждений, умозаключений (законов)... теорий. Неопровержимым подтверждением истинности этого вывода являются примеры формулирования законов.
Итак, если верно, что причинами изменений, происходящих как с каждым человеком, так и с обществом в целом, а значит, причинами общественного развития может быть только то, что действительно действует на материальные объекты, то такими причинами могут быть только конкретные материальные объекты, в том числе люди, группы людей, продукты их труда, с которыми люди имеют дело на протяжении всей своей жизни, а также конкретные цели, интересы и потребности - идеальные побудители человеческой воли. Но только не гипостазируемые реальности типа законов.
Поэтому действительные причины включают в себя экономические, политические, природные факторы, искусственные объекты и т.д. - все, кроме интеллигибельного. В обобщенном виде это значит, что существуют только две причины общественного развития - материальные и идеальные. Причем внешние причины (материальные) воздействуют на людей и непосредственно, и опосредованно, т.е. через внутренние, идеальные причины человеческой деятельности*.
*Эта истина, конечно, не нова для теории марксизма-ленинизма. Новое здесь
только то, что из естественных причин следует исключить интеллигибельные детерминанты.
Поэтому наиболее адекватная теория общественного развития сводится к описанию
цепи различных причинно-следственных отношений, учитывая их характер и соподчиненность... т.е. - к объяснению всяких процессов и образований в обществе только естественными причинами.