Основной материалистический принцип познания
Виды идеального.
Изучение идеального, возникновения и развития способности материальных объектов к отражению (сознание) материального мира, и вместе с этим и нескольких субъективных образов этого мира, есть не только попытка понять сущность идеального, но и изложение генезиса познания в общих чертах, изложение материалистического понимания становления процесса познания исторически.
Как мы видели, исторически первыми видами знания были ощущения, затем восприятия, представления, понятия и, наконец, умозаключения (законы, аксиомы...), гипотезы, теории и т.д,
С такой же последовательностью каждый вновь рождающийся человек осваивает окружающий его мир,
Как исторически, так и повседневно всякое более высокое знание начинается с ощущений. Ощущение, как известно, есть процесс взаимодействия объективной реальности с органами ощущений людей, взятый субъективно, и является для человека знанием об объективной реальности (соленое, красное...). И хотя это - двуединый процесс, мы, не задумываясь, приписываем свои ощущения материальным объектам, называя их качествами последних. Так, например, соль соленая, мак красный. Поэтому должно быть ясно, что соль соленая благодаря не только самой себе, но и благодаря структуре наших органов ощущений. Да и всякий объект, как давно уже было замечено нашими классиками, обладает своими качествами не сам по себе, а лишь во взаимодействии с другими телами.
Если ощущения как качества какого-либо объекта откладываются в память, то воспоминания об этих качествах отражают лишь качественные возможности объекта изучения, могущие воплотиться в действительность при взаимодействии объекта с органами ощущений. Но, тем не менее, как сами ощущения, так и память о них (представление) есть знания, которыми человек пользуется во взаимодействии с объектами природы при достижении своих целей.
С помощью воспоминания о былых ощущениях (тяжелый, острый...) человек предвидит следствия своего взаимодействия с тем же или таким же объектом в будущем. И поскольку этим самым простым видом знания обладают и животные, то, безусловно, они и помнят об этом, т.е. не только ощущают, что соль соленая, но и помнят об этом. Они, конечно, не знают, что это есть качество соли, т.к. в своем развитии не дошли еще до такого обобщения, но о том, что соль соленая, помнят, значит, знают.
Эти знания (ощущения, память о них) - самые простые конкретные знания, поскольку они получены из непосредственного взаимодействия интересующего нас тела с человеком. Незначительно более сложными знаниями есть восприятие и представление (комплекс ощущений и память о них),
А материальные объекты взаимодействуют не только с человеком, но и с другими объектами материального мира, следствия чего люди приписывают одной из сторон этого взаимодействия, считая его (следствие) качеством этой стороны. Так, например, камень считается твердым потому, что он может разрушать ряд более мягких тел (траву, дерево...). Но это уже не то твердое-мягкое, которое человек получает из своего взаимодействия с предметом. Это новое твердое-мягкое отражает отношение двух внешних предметов, существующих независимо от факта существования человека.
При изменении пространственных отношений тел человек получает понятие механического движения»
Тяжесть мы получаем как ощущение давления материального объекта, притягиваемого Землей, на руку. Цвет тела - как ощущение взаимодействия солнечных лучей с видимым нам телом и т.д.
И все эти ощущения приписываются как качества самим предметам, на которые обращено внимание человека. Так, красный цвет приписывается самой розе; твердость алмаза по отношению к меди - самому алмазу; тяжесть свинца - самому свинцу. И гово-
рят, что данный объект обладает такими-то качествами, не замечая остальных объектов, во взаимодействии с которыми эти качества проявились и от которых зависят тоже.
Это уже более сложные процессы, и круг этих знаний значительно шире, чем знаний, получаемых только от взаимодействия объекта и человека, потому что следствий от взаимодействия одного тела с другими объектами неизмеримо больше, чем следствий от взаимодействия этого тела с человеком.
Кроме того, знания, полученные человеком из его взаимодействия с телом, невозможно применить для взаимодействия этого тела с чем-нибудь третьим. Для этого надо знать характер взаимодействия указанного тела с третьим.
Процесс такого познания можно в общих чертах схематически изобразить так:
где: 1 и 2 - взаимодействующие объекты материального мира;
Ч — человек; стрелочки означают взаимодействие.
Если человек от какого-либо воздействия абстрагируется, то он может получить какое-либо понятие, неполно отражающее изображенный процесс.
Абстрагируемся от воздействия второго объекта на первый и рассмотрим нашу схему в аспекте категорий «причина - действие» на примере взаимодействия двух одинаковых шаров.
Ситуация такова: шар 2 стоит, шар 1 катится, ударяет шар 2 и сам останавливается, а шар 2 движется. Человек, принимая во внимание воздействие 1-го шара на 2-й, абстрагируясь от обратного воздействия, называет 1-й шар причиной движения второго шара, а движение 2-го - следствием действия 1-го шара.
Если человек примет во внимание воздействие 2-го шара на 1-й, абстрагируясь от обратной связи, то он назовет 2-й шар причиной остановки 1-го шара, а остановку 1-го шара - следствием действия 2-го.
И в том, и в другом случае мы получаем метафизические категории «причина - следствие». А наиболее полное, всестороннее, т.е. диалектическое понимание этого процесса дает нам диалектические категории с тем же наименованием, где причина может быть следствием, а следствие - причиной.
Вот так в общих чертах человек познает качества вещей из их взаимодействия друг с другом. Последующая человеческая практика заставляет обобщать конкретные качества, соотношения и т.д. объектов и образовывать понятия, а предельно широкие обобщения дают людям категории.
Так, например, обобщение конкретных качеств дало категорию «качество».
Различные соотношения (сравнение в уме) качественно одинаковых (количества овец в
двух отарах, трех кусков полотна...) предметов (по длине, по объему, по штукам...)
выработали в человеке сначала конкретные понятия количества (1, 26, половина...), обобщение чего дало категорию «количество».
Все конкретные процессы на протяжении развития общества через осмысление ощущений (и только через осмысление ощущений) таким вот или другим образом дали людям и другие понятия, категории - единичное, особенное, общее (как результат похожих-непохожих ощущений от разных материальных объектов), необходимость и случайность, а также и другие.
Здесь не место рассматривать, как возникла каждая конкретная категория, каждое конкретное понятие. Важно понять сам принцип, процесс их образования и существования как следствия материальных процессов; что все они как субъективные образы развивались вследствие развития людей, которые являются продуктом материального мира и общественных отношений*.
Мы рассматривали, как человек получает знания об объективной реальности, которые он ощущает непосредственно и которые могут взаимодействовать как лишь с ним одним, так и между собой без его вмешательства. Так же легко понять, как мы получаем знания о таких объектах с помощью микроскопов, телескопов, фотографий.
Но существуют и взаимодействия материальных объектов, например притяжение Земли и Солнца, электрическое, ядерное взаимодействие объектов. Причем если гравитационное взаимодействие камня и Земли человек может ощущать как давление камня на руку, как его тяжесть, то взаимное притяжение Земли и Солнца, тем более электрическое и ядерное взаимодействие каких-либо объектов человек ощущать не может.
Как же тогда их познают?
Здесь надо заметить, что, строго говоря, само взаимодействие материальных объектов (этот процесс) нельзя называть материальным (и нематериальным тоже), т.к. этот предикат («материальный») означает взаимодействие и может применяться только к тому субъекту суждения, оригинал которого может взаимодействовать и взаимодействует с чем-либо. То есть материальными могут быть только объекты. А взаимодействие не может взаимодействовать, потому что взаимодействие не есть самостоятельно (наряду с материальным объектом) существующая реальность, а есть неотъемлемое качество объективной реальности, даже способ ее существования.
Вот почему предикат «материальный» ко взаимодействию не применим. В противном случае каждый материальный объект взаимодействовал бы не только с другим материальным объектом, но и с взаимодействием своего взаимодействия с другим объектом.
Поэтому процесс взаимодействия материальных объектов можно называть материальным только потому, что взаимодействуют материальные объекты.
Так вот, изучение процессов взаимодействия материальных объектов осуществ- ляется с помощью различных приборов, «переводящих» язык природы на язык человека. Но не только. Вторым необходимым компонентом познания взаимодействия матери- альных объектов является наличие у человека определенной базы знаний вследствие предшествующего этапа развития его сознания, часть из которых мы сейчас только рассмотрели на с.28-30. Поясню на примере.
Если яблоко падает на Землю, то почему? Наверное, потому, что Земля притягивает яблоко - по следствию догадываемся о причине, потому что мы привыкли, что никакого следствия не бывает без причины. Но тут мы замечаем, что Земля притягивает не только
яблоко, но и множество других предметов. Далее возникает гипотеза о всеобщем притя-
*Сравните, как показывает возникновение этих понятий (категорий) А.П. Шептулин на с. 34-40 книги «Диалектический метод познания» (Политиздат, 1983). Из того, как он показывает этот процесс, видно, что и пространство, и время есть идеальное, возникшее в процессе сравнения человеком движущихся, ощущаемых и как-то воздействующих на него объективных реальностей. Хотя он и был уверен в их объективной реальности.
жении тел (догадка), которую, проверив практически, экспериментально, называют законом. Благодаря эксперименту этот закон математически точно выражает взаимное притяжение тел.
Теперь присмотримся к процессу открытия этого закона, как мы к нему пришли, почему это открытие стало возможным.
Во-первых, потому, что мы можем наблюдать (ощущать) движение яблока по отношению к Земле, да и других материальных объектов. Во-вторых, если бы мы еще не мыслили понятиями «причина - следствие», то и невозможно было бы догадаться, что причиной движения яблока есть притяжение Земли; в лучшем случае это движение было бы объяснено мистическими силами или же особенностями самого яблока. Следовательно, это открытие предполагает наличие в мышлении людей понятий «причина - следствие». Кроме того, человеком ощущаемо собственное притяжение к Земле, да и притяжение целого ряда тел в виде тяжести, что, безусловно, тоже сыграло свою роль в деле открытия закона всемирного тяготения. Эта роль состоит в аналогии, даже если она не была осознана. Да и без способности обобщать и экстраполировать человек не смог бы распространить свой вывод о взаимодействии определенного количества материальных объектов на все объекты материального мира.
Другим примером получения глубоких знаний может послужить открытие закона о равномерном прямолинейном движении (частный случай - покой) тел, если на них не действуют никакие силы (тела).
В эксперименте при движении шара все более полно устраняются причины, мешающие его движению, например шероховатость поверхности, по которой шар катится. При этом путь движения шара становится все длиннее. После ряда экспериментальных проб делается умозаключение, что с частичным устранением причин (уменьшением шероховатости), мешающих движению, шар все более и более сохраняет свое прежнее состояние - состояние неизменного движения. Далее, проводя эксперимент мысленно, т.е. идеально, устраняя все причины, мешающие движению шара (экстраполяция), мы получаем закон об этом (вот такое умозаключение). Правда, хотя этот закон тоже о взаимодействии, но в отрицательном смысле, а именно: что при отсутствии взаимодействия с другими объектами движение тела неизменно.
Итак, эти примеры показывают нам, что знать о взаимодействии мы можем лишь тогда, когда взаимодействуют принципиально ощущаемые, т.е. материальные объекты. И вторым необходимым условием познания взаимодействия (в котором человек не участвует) есть наличие у человека определенного минимума знаний, способности абстрагироваться и обобщать. Откуда же эти знания у человека?
Как я уже указывал, образование части этих знаний мы рассмотрели на с.28-30. И даже раньше, в разделе об идеальном. И все эти знания человек приобрел не иначе, как в практической деятельности. «Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению различных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом»28 и категорий, пока не появилась у человека способность к абстрагированию, экстраполяции и т.п.
Но пусть никто не заблуждается, что, познавая взаимодействие, мы познаем нечто принципиально неощущаемое. Ведь мы познаем взаимодействие чего? Взаимодействие материальных объектов.
Итак, как мы видим, чтобы что-то о чем-то знать, человек это нечто должен ощущать либо непосредственно, либо опосредованно, после чего следует мысленная обработка ощущений - сравнение их, абстрагирование от одних и обобщение других, экстраполяция обобщенных процессов и т.п. И в результате получаются такие понятия и категории, как «качество», «количество», «общее - особенное - единичное», «причина», «следствие»…
Не буду подробно перечислять и показывать, как образовались все эти понятия в отдельности. Подчеркну лишь, что все они есть та или иная обработка ощущений мышлением, а потому не отражают ничего, кроме материальных объектов и процессов их
взаимодействия*.
Возьмите любой идеальный образ (аналогию, причину, анализ, понятие...), хорошенько подумайте, и вы поймете, каким образом исторически из ощущений образовались эти понятия.
Поэтому должно быть понятно, что вне взаимодействия мы ничего не можем знать об объекте. Но субъективные идеалисты и агностики этого не понимают и потому приду мали «вещь в себе» и говорят, что она непознаваема! А сами и не замечают, что такой их вывод следует из фантазии, противоречащей действительности; из допущения существования объекта самого по себе, вне взаимодействия с чем-либо (= вещь в себе). Конечно, из такого фантастического допущения другого вывода и не может быть. Но в действительности всё объективно-реально существующее находится во всестороннем взаимодействии с другими объективными реальностями, не скрывая в этом взаимодействии своих свойств. А потому всякая объективная реальность принципиально познаваема, и потому непознаваемость «вещи в себе» к объективной реальности не имеет никакого отношения.
Итак, сутью материалистического понимания процесса познания есть та истина, что всякое человеческое знание (= любой идеальный образ) берет свое начало из ощущений, значит, из непосредственного или опосредованного воздействия на человека материальных объектов и процессов. И поэтому всякий идеальный образ является следствием, отражает так или иначе только материальные объекты и процессы.
Прошу читателя глубоко задуматься над тем обстоятельством, что идеальный образ есть следствие материального, а потому ничего более отражать не может, как любое качество объекта говорит лишь о последнем.
«Диалектический материализм рассматривает ощущение как единственный (курсив мой. - В.В.) источник знаний человека о мире, как субъективный образ объективного мира»29.
Отсюда следует, что единственными объектами познания человека могут быть только материальные объекты и процессы их взаимодействия, а интеллигибельное, т.е. принципиально неощущаемое, не может быть объектом человеческого познания.
Если же кто думает, что хотя базой всякого знания есть ощущение, но осмысление последних может дать нам знание и об интеллигибельном (времени, законах...), тот глубоко ошибается, ибо ощущения ни в какой мере не являются следствием интеллигибельного, а значит, и никакой информации о нем нести не могут. Ведь интеллигибельное потому и является таковым, что никак не может взаимодействовать с материальным; ведь если бы интеллигибельное взаимодействовало с материальным, оно само было бы материальным. А если интеллигибельное никак не может взаимодействовать с материальным, от которого мы получаем ощущения, то ощущения ничего не скажут нам не только о качестве интеллигибельного, но и о самом его существовании.
Даже гипотезы не вырастают на пустом месте, а на реальных фактах, какими бы фантазиями эти гипотезы ни были.
Это еще раз подтверждает ту мысль, что в материальном мире нет ничего, кроме материальных объектов и процессов их взаимодействия; что время и законы как идеальное отражают и могут отражать только материальные объекты и процессы, т.е. то, что принципиально ощущаемо, а не объективно-реально существующие законы и время.
Вот почему философы знают об этих мнимых объективных реальностях столько, сколько и суеверные люди о водяных, леших и т.п. «сущностях». Да и поговорить о времени, законах, диалектических противоречиях философы любят не меньше, чем их младшие духовные братья о своих «природных таинствах».
Познание всякого материального объекта или процесса возможно только в практике, во взаимодействии этих объектов с другими под наблюдением людей. А фиксировать эти
*Я не говорю здесь о знаниях, полученных от других людей в беседе или через книги. В итоге эти знания все равно были получены кем-то из ощущений.
знания мы будем такими идеальными образами, как понятия, категории, законы, теории и т.п., что мы и делали раньше. Но теперь мы это будем делать с полным осознанием того, почему и зачем мы так именно делаем. И будем помнить, что законы, диалектические противоречия, время отражают не объективные реальности с такими же названиями, а - материальные объекты и процессы; пора уже понять, что мы всегда говорили прозой.
Итак, изучение процесса познания (= процесса получения знаний) показывает, что любое знание, любой идеальный образ так или иначе отражает и может отражать только материальные объекты и процессы их взаимодействия и ничего более.