Идеальное и его материальная основа.
Сколько бы мы ни говорили об идеальном и материальном, как бы ни отличали друг от друга, это противопоставление, а значит, и лучшее понимание обоих невозможно без
более полной характеристики идеального, его природы. Поэтому в целях лучшего понимания онтологической картины мира рассмотрим сейчас идеальное.
В природе под воздействием окружающей среды образуются качественно новые материальные объекты, способные к самоорганизации. Это - живые существа, обладаю- щие по причине самоорганизации субъективной активностью. Эта активность означает то, что под воздействием внешней среды их организационная структура
*Хотя автора здесь следует понимать так: замена ученым одного материального объекта другим в качестве объекта изучения. Но я хочу с целью разоблачения возможных гносеологических ошибок «понять» автора немного иначе.
претерпевает такие внутренние изменения, которые есть приспособление живого к внешним условиям, а также сохранение его субъективной активности и в дальнейшем. Такое взаимодействие с окружающей средой развивает у живого способность ко все большей адаптации в природе. Происходит это благодаря причинно-следственным связям, существующим в природе: живое приобретает такую внутреннюю структуру, которая позволяет ему «предвидеть» (подготовиться к тому или иному воздействию окружающей среды) некоторую последовательность процессов внешней природы, наиболее существенным образом влияющих на это живой,
Это значит, что материальный объект приобретает в развитии новое для себя качество - ощущать окружающие его материальные объекты и запоминать свои ощущения, а также и изменения, следующие за взаимодействием с окружающей средой. Так, например, задолго до появления холодов живое способно вырабатывать глицерин, обеспечивающий дальнейшую жизнедеятельность живого при наступлении холодов.
Процесс образования глицерина можно рассматривать и так, что под действием природных процессов в живом происходит какая-то химическая реакция по выделению глицерина. Но этот взгляд слишком упрощен, а потому и глубоко ошибочен, т.к. здесь мы отвлекаемся от субъективной активности живого, от его внутренней самоорганизации. Подобный взгляд верен лишь по отношению к неживому, например, при непосредственном воздействии огня на порох последний сгорает в атмосфере кислорода. Здесь действительно порох не проявляет никакой субъективной активности, субъективно пассивен и активен лишь объективно, т.е. материален. Здесь действительно горение пороха есть непосредственное следствие внешнего воздействия: только при непосредственном воздействии огня порох загорается,
На живое же природные процессы действуют не непосредственно, а опосредованно: через их ощущения природных процессов. Ощущая какие-то изменения в природе, живое готовится к их последствиям, что доказывает «предвидение» живым материальных процессов, доказывает, что живое обладает субъективным образом внешнего мира в виде ощущений.
Да, да, да, это и есть именно субъективный образ, идеальное, т.е. существующее посредством субъекта - его специфическое качество. И понять это можно, лишь проанализировав поведение живого под воздействием внешней среды, т.к. ощущение ощущать невозможно, иначе бы это был материальный объект, а не субъективный образ объективной реальности.
Подобным образом люди, хотя и ощущают материальные объекты (например Луну и Солнце), их взаимодействие (например взаимное их притяжение) не ощущают, а судят о нем лишь по следствиям - по их относительному движению, потому что качества всякого материального объекта (в этом примере - способность к притяжению) проявляются в самом взаимодействии с другими и по отношению к Нему, а не к чему-то третьему (см. с. 45-47). Так и ощущение. Оно существует только во взаимодействии живого с материальным объектом. И так как это качество живого по отношению к этому материальному объекту не может быть ощущаемо другим живым, потому что ощущение другого живого есть качество другого, не имеющее никакого отношения к первому.
Догадка же о наличии ощущений у живых существ строится по аналогии с нашими
человеческими ощущениями. И только эта догадка правильно объясняет изменения, в том числе и развитие, происходящее с живыми объектами.
Тот, кто представляет себе процесс выработки глицерина (или опадание листьев перед похолоданием) как следствие структурных изменений живого при непосредственном воздействии внешней среды, без всяких «через ощущение», тот никогда не поймет этих процессов, причинно-следственной зависимости их хода; не поймет, почему холода еще не наступили, а глицерин уже есть. Если бы воздействие внешнего мира не опосредовалось ощущениями, то глицерин вырабатывался бы только при наступлении холодов.
Так как ощущение идеально, то изучать его можно только по тем материальным процессам, которые происходят как внутри живого как его структурные изменения, так и по внешним изменениям под влиянием внешних объектов; само же идеальное принципиально неощущаемо.
Сможете вы ощущать чье-то ощущение шероховатости, тяжести? Ф. Энгельс говорит, что «мы никогда не узнаем того, в каком виде воспринимаются муравьями химические лучи. Кого это огорчает, тому уж ничем нельзя помочь»19. Ведь у муравьев другой организм, и ощущение, как результат взаимодействия их организма с материальными предметами, будет иным, чем ощущение нашего организма, т.к. сам процесс взаимодействия другой.
Поэтому если дальтоник не различает цвета, то в каком цвете он видит предметы, нам понять не дано. Мы можем лишь констатировать факт неразличения цвета им и, как следствие, - его неспособность ориентироваться в цветах.
Вот почему часто один человек не может понять чувства, восприятие мира, вкус, переживания другого человека. А если может, то не непосредственно, а по аналогии со своими чувствами лишь после того, как он сам побывал в подобных обстоятельствах, когда на него уже действовали подобные предметы. Вот почему взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, чаще всего могут понять молодежь, а молодежь старшее поколение - или с трудом, или вовсе не понимает.
Поэтому ясно, что субъективные идеалисты допускают грубейшую ошибку как ложный исходный пункт своей философии, когда говорят, что мы можем ощущать лишь ощущения. Нет, мы не можем ощущать даже свои ощущения теми же или другими органами ощущений; мы можем ощущать только материальные объекты.
Дальнейшее развитие живого как самоорганизующейся, приспосабливающейся к внешней среде материальной системы приводит к развитию у него органов ощущений, которые возникают как реакция на самые существенные для жизнедеятельности воздействия внешней среды. Это позволяет ему лучше приспосабливаться к последней.
Благодаря наличию нескольких органов ощущений живое может получать от одного и того же объекта несколько качественно различных ощущений, что формируется в восприятие, целостный образ этого предмета. Например камень мы воспринимаем как единый комплекс ощущений тяжелого, шершавого, твердого, соленого, горького. Поэтому целостность восприятия всегда ограничена количеством органов ощущений.
Ощущение и восприятие, поскольку они возможны лишь при непосредственном контакте с органами ощущений, наиболее яркие и наглядные образы материального мира.
Дальнейшее развитие живого организма вырабатывает в нем представление, которое по сути есть память о восприятии. То есть организм живого способен сам в себе (взаимодействовать своими частями, составляющими его структуру, непрерывными волокнами, другими частичками) так взаимодействовать, что уже без непосредственного взаимодействия с внешними предметами воспроизводить подобие восприятия, хотя и не такое яркое, слабое. Например, если мы вспомним, каким вчера был лес после дождя (вспомним восприятие этого леса), то мы получим представление. Это уже более высокое знание объективной реальности, потому что это - переработанное мышлением восприятие, первичная мысленная переработка восприятия20.
Этими тремя низшими видами знания, я думаю, обладает большинство животных. И они (знания) не были бы полезны для животных, если бы они лишь созерцательно характеризовали внешний мир и не формировали в животном то или иное желание, потребность.
Но так как воздействия материального мира на животное не только формируют в животном знания об этих воздействиях, но и каким-то образом то ли способствуют, то ли затрудняют его существование (как в качественном смысле, так и в абсолютном - быть или не быть), то животное небезразлично к указанным воздействиям. И это небезразличие выражается в виде чувств. Это чувства страха, голода, сытости, боли, наслаждения и т.п. При возникновении этих чувств животное действует в направлении своего самосохране-
ния, в направлении удовлетворения своих потребностей, ибо каждое чувство выражает определенную потребность организма: чувство страха (при наличии восприятия источника страха) - потребность избавиться от источника страха; чувство голода - потребность в пище; чувство сытости - потребность не есть; чувство боли - потребность избавиться от источника боли; чувство наслаждения - потребность наслаждаться.
Природа чувства тоже идеальная - это ощущение организмом, определенными центрами, своего состояния, ощущение наличия или отсутствия нарушений в нормально протекающем процессе взаимодействия организма с природой, обществом.
А потребность как таковая - это чувство вообще, понятие, абстракция, родовое выражение конкретных чувств, их обобщение. Конкретные чувства - виды потребностей. То есть чувства и потребности как слова - разные названия одного и того же, синонимы; т.е. чувство есть субъективное выражение потребности.
При взаимодействии животного с природой возникновение каких-либо чувств сопровождается каким-нибудь их внешним проявлением (звуком, положением отдельных органов). У одного вида животных эти внешние проявления чувств, естественно, были одинаковыми, как и сами чувства по той же причине. И при длительном общении эти внешние проявления чувств, например звуки, стали выполнять роль материальных знаков, свидетельствующих о наличии того или иного чувства: животные стали распознавать, что кроется за этими проявлениями чувств у их сородичей по аналогии со своими (ассоциативно). А необходимость самосохранения стада или особи какого-либо вида животных заставила сообщать эти звуки в качестве знаков своих чувств одних животных другим.
Но так как эти чувства вместе со звуками возникали одновременно с воздействием внешних предметов, то эти звуки вызывали в другом животном также и представление причины, вызвавшей то или иное чувство. Здесь все взаимосвязано. Так, например, звук, обозначающий страх одного животного, вызывал в другом не только страх, но и представление о нападении более сильного животного, т.к. второе животное само не однажды было в подобной переделке.
Это значит, что знаки (звучащие, написанные слова...) исторически возникали ассоциативным путем, почему и возможно одно понятие обозначать множеством знаков.
Естественно, это представление о нападающем животном, представление о причине появившихся чувств, не идентично своему восприятию, т.к. в восприятии внешняя причина предстает во всей своей конкретности со всеми несущественными для подвергнувшегося нападению свойствами. А для животного, получившего сигнал тревоги (знак чувства страха, знак нападающего), несущественные качества не имеют пользы, безразличны. Для него важно самое существенное - те восприятия, после которых подвергнувшееся нападению животное чувствует себя плохо. Остальные несущественные свойства не запечатлеваются в мозгу пострадавшего.
Вот так идет процесс абстрагирования от одних свойств и обобщение других - идет двуединый процесс получения определенных представлений в историческом процессе развития, идет образование понятий как идеальной базы общения животных.
Поэтому можно утверждать, что животные обладают небольшим количеством
понятий, которое (количество) соответствует количеству звуков, обозначающих чувства. Следовательно, набор понятий у животных небольшой. Остальные их идеальные образы объективного мира есть более примитивные знания (ощущения, восприятия, представления).
Стадный образ жизни животных заставил их благодаря общению передавать друг другу все большее количество информации о внешнем мире. И как следствие, развиваются их органы, производящие звуки, - растет разнообразие звуков и, соответственно, понятий. Так формируется вторая сигнальная система.
Понятие есть субъективный образ объективного мира более высокого порядка, более чистое идеальное, более чистая мысль. Более чистая потому, что она не сопровождается
представлениями как более конкретными мыслями, отражающими материальное со мно-
гими несущественными свойствами. С помощью понятий мы поднимаемся в область более общих абстракций, чем представление, способны отвлечься от всего несущест- венного, второстепенного для нас во время изучения объекта, процесса.
Так, мы можем себе мыслить движение вообще, плод вообще и т.д. и т.п., т.е. мыслить себе то, что не имеет своего оригинала в действительности.
При необходимости все объективные реальности можно классифицировать, что зависит от основания классификации, от поставленной перед нами задачи.
Об идеальном можно сказать еще следующее. «Мыслит, т.е. действует в идеальном плане не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем человек в единстве с внешним миром. Идеальное есть особая функция человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием»21.
То есть идеальное, сознание (= способность к мысленному отражению объективной реальности) есть качество, присущее человеку. Животному тоже присуща способность (качество) отражать природу. Но у него эта способность менее развита, чем у человека. А так как всякое качество любого материального объекта неотделимо от него самого, не может существовать наряду с этим материальным объектом, а может лишь быть следствием взаимодействия и самим взаимодействием материальных объектов с окружающими предметами, то сознание и идеальное не могут существовать отдельно от человека, независимо от него. По этой же причине качество объекта не может взаимодействовать с самим объектом (как твердость стали со сталью, как краснота с розой, как сладкое с сахаром). Поэтому материальные и идеальные объекты не могут взаимодействовать друг с другом, из чего тоже следует принципиальная неощущаемость идеального.
Так как человек (мозг) есть материальный объект, то идеальное есть отражение одного материального в другом, оно «есть поэтому не что иное, как сама форма вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке, в виде формы его активной деятельности. Это общественно определенная форма активности человеческого существа. В природе самой по себе, в том числе в природе человека как биологического существа, идеального нет... (точнее, в природе человека как материального объекта. - В.В.) Так, форма кувшина, возникающего под руками гончара, не заключалась раньше ни в куске глины, ни в прирожденной анатомо-физиологической организации тела индивидуума, действующего в качестве гончара»22.
«Материализм здесь выражается именно в том, чтобы понять, что идеальное, как общественно-определенная форма деятельности человека, создающего предмет определенной формы, рождается и существует не «в голове», а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека как действительного агента общественного производства» 2
«Определение идеального сугубо диалектично. Это то, чего нет и вместе с тем есть. Это то, что не существует в виде внешней чувственно воспринимаемой вещи и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие, которое, однако, равно
небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели. Именно в этом смысле идеальное бытие вещи и отличается от ее реального бытия. Но столь же принципиально отличается от тех телесно-вещественных структур мозга и языка, посредством которых эта вещь существует внутри субъекта. От структур мозга и языка идеальный образ предмета принципиально отличается тем, что это - форма внешнего предмета, а не форма мозга или языка. От внешнего же предмета идеальный образ отличается тем, что он опредмечен непосредственно не во внешнем веществе природы, а в органическом теле человека и в теле языка как субъективный образ»24.
«Без идеального образа человек (как социальное существо.- В.В.) вообще не может осуществлять обмен веществ между собой и природой, а индивид не может выступать действительным посредником между веществами природы, поскольку эти вещи
вовлечены в процесс общественного производства и функционируют в нем в качестве материала, средства или орудий этого производства, а идеальный образ как раз и требует для своего осуществления «вещественного материала», в т.ч. языка с его языковой сим- воликой»25.
«Идеальное как форма человеческой деятельности и существует только в деятельности, а не в ее результатах, ибо деятельность и есть это постоянное, длящееся «отрицание» наличных, чувственно воспринимаемых форм вещей, их изменение, их «снятие» в новых формах, протекающее по общим закономерностям, выраженным в идеальных формах»26.
Поэтому если я буду говорить, что идеальное находится в голове у человека, то это надо понимать не буквально, не так, что идеальное находится в пространственном отношении с головой и, следовательно, с другими объектами материального мира. Нет. Идеальное не находится с материальными объектами ни в пространственном, ни в каком другом объективно-реальном отношении, не имеет пространственной формы. Оно не имеет способности взаимодействовать с материальным. Оно имеет к материальному такое же отношение, как твердость к алмазу, является качеством материальных объектов, причем живых. И в наибольшей мере это качество присуще людям.
Поэтому как твердость не существует наряду с алмазом, так и идеальное не существует наряду с материальными объектами и является поэтому нематериальной реальностью.
Мысль как вид идеального я представляю себе как ощущение особого рода, а именно: ощущение определенными центрами мозга своей собственной деятельности. Более подробно это значит, что под воздействием внешних объектов в структуре мозга происходят изменения, соответствующие внешним воздействиям (одни молекулы, нервные волокна, биотоки... взаимодействуют между собой соответственно взаимодействию одних внешних объектов, а другие - другим и т.д.), которые остаются и после прекращения внешнего воздействия на субъект. И они, эти частички мозга, в дальнейшем могут взаимодействовать друг с другом и без внешнего воздействия предметов, воспроизводят такие же отношения между собой, в каких они были раньше под непосредственным воздействием внешних объектов. Эти «самопроизвольные» материальные отношения частичек мозга (при отсутствии внешнего предмета) воспринимаются особым центром мозга, выполняющего роль особого органа ощущений - ощущений своих собственных внутренних материальных процессов мозга, но далеко не всех процессов, конечно. Вот эти ощущения собственных материальных процессов частичек мозга и есть мысль. И, естественно, эти ощущения одного субъекта (мысль) принципиально неощущаемы всяким другим субъектом.
Под воздействием внешних объектов взаимодействие частичек мозга более соответствует оригиналу, чем без них. Поэтому такие мысли, как представление и
понятие, являются более бедными копиями внешнего предмета, чем восприятие*. Но зато в них отражены те особенности внешнего предмета, которые играют для человека наиболее существенную роль в его взаимодействии с этим объектом.
Это значит, что мозг представляет собой сложное материальное образование: он состоит из материальной модели внешнего мира (здесь неважно, насколько совершенной), представляющей собой совокупность определенным образом взаимодействующих частичек мозга и органа ощущений материальных процессов, происходящих в мозге (= в этой материальной модели).
Не все материальные образования должны соответствовать здесь именно объектам внешней природы. Одни элементы мозга могут воспроизводить подобия ощущений (красное, соленое...), другие - изменения внешних объектов, движение, третьи - форму тел *Беркли говорил об этом, что человеческие идеи менее яркие, чем божественные, называя человеческими идеями понятия и представления, а божественными - ощущения и восприятия.
и т.д. В этом и заключается секрет того, что не все идеальные образы имеют объек-
тивно-реальный оригинал с тем же названием. Например, мифические персонажи, качества тел и т.д.
Поэтому идеальное есть одновременно и продукт деятельности человека (следствие
взаимодействия чего-то материального с органами ощущений человека, в том числе и органом ощущений особого рода, мозгом), и сама идеальная деятельность, идеальный процесс. Процессом идеальное является потому, что субъективный образ (отражение) материальных процессов и объектов ничем иным быть не может, т.к. он не существует вне этого процесса.
Из изложенного материала должно быть понятно, что звучащие или написанные слова, предложения, актерская игра и т.п. представляют собой материальные знаки тех внешних материальных объектов, идеальные образы которых возникают у нас под материальным воздействием этих знаков. Поэтому эти знаки можно назвать материальным телом идеального, своеобразной формой его выражения, хотя форма и тело находятся «вне» идеального, вне человека. А предложения или другая упорядоченная система знаков есть знаковая (следовательно, материальная) модель субъекта суждения, в подавляющем большинстве случаев далеко не полная.
И хочу еще раз подчеркнуть, что, поскольку идеальное есть следствие материальных процессов, оно не может быть объяснено произволом человеческого мышления. Оно детерминировано материальными процессами, а потому не произвольно и в этом смысле объективно, хотя и не существует объективно-реально. Это значит, что субъективную реальность невозможно отменить по своему произволу, ибо без этого качества человек не будет самим собой. Лишить человека этого качества (сознания) - значит преобразовать его в другой объект - животное или вообще в труп. Лишить человека одного-двух понятий означает лишить его знаний об одном-двух предметах, одной-двух группах предметов и т.д., потому что всякий идеальный образ - одна из ступеней познания человеком природы27, В этом и состоит объективность идеального, а также и в том смысле, что факт его существования независим от факта существования отдельного человека, хотя это и субъективно-реальное существование.
Итак, отличие материального от идеального в том, что последнее нематериально (это ведь так просто понять!); т.е. идеальное, в противоположность материальному, не может взаимодействовать с материальными объектами, т.к. его нет среди них. По этой причине материальное человеком принципиально ощущаемо, а идеальное - нет, из чего следует (аналогично выводу из раздела о принципиальной ощущаемости) прямое категорическое доказательство характера существования всякой интересующей нас реальности путем применения ПО. Пользуясь языком логики, можно сказать, что понятия «материальное» (= объективно-реальное) и «идеальное» (= субъективно-реальное) находятся в отношении контрадикторности. И действительно, третьего, кроме материаль-
ного и идеального, нет9.
Дальнейшая критика существующих заблуждений, являющаяся следствием основного (гипостазирования), лишь подтверждает истинность прямого категорического доказательства и служит доказательством дополнительным, косвенным.
Вот такая последовательность исправления современных материалистических заблуждений.