Мысли в действительный мир».
(Маркс К. .Энгельс Ф. Соч., т. 3, с, 448.)
«...Только там, где начинается чувственное,
кончается всякое сомнение и спор».
(Фейербах Л., Избранные философские
Произведения в двух томах. М., 1955, т. 1, с. 187.)
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга у меня готова давно. Уже в 1987 г. почти в таком же виде я мог бы ее издать, если бы ничто не мешало этому. Но критика марксизма-ленинизма тогда была еще не в почете. Более того, чтобы я не был очень настырным, команда стражей, хранящая покой Академии Наук СССР, обманом на две недели упрятала меня в психбольницу. Хорошо, что все обошлось благополучно. Я намек понял.
И поскольку те философские проблемы, которые я здесь поднимаю, решены в основном, в главном еще тогда, то мне мало что пришлось дополнять и изменять.
Главный мой интерес был и есть политико-экономические процессы, причины и пути развития общества, что меня и привело к некоторым нерешенным проблемам философии, связанным с причинами развития материальных объектов (ведь общество тоже является материальным объектом, хотя и очень сложным), а потому и к онтологической картине мира. Основные выводы исследований изложены в тезисах.
Вернуться к общефилософским проблемам (от политико-экономических исследований) пришлось потому, что ошибки, существующие в политэкономии, берут свое начало в философии соответствующих авторов,
Ошибки эти представляют собой остатки непреодолённого синтеза гегелевского идеализма с гипостазированием некоторых философских и политико-экономических понятий материалистами.
Основоположники марксизма-ленинизма преодолели идеализм Гегеля лишь в общих чертах, в принципе, в главном. Но, как оказалось, этим спор с идеализмом не исчерпан. Его надо преодолеть во многих конкретных вопросах, чтобы понять характер существования (материальный или идеальный) каждой конкретной реальности, чтобы понять связь ее е материальным миром, ее причинно-следственное положение в нем, чтобы понять мировоззренческие ошибки материалистов и избавиться от них в теории.
Я марксист-ленинец в теоретическом плане*, был им и остаюсь. Но если раньше (до перестройки, до свободы слова) критика марксизма-ленинизма считалась святотатством и ересью, то сейчас на страницах печати господствует мнение, с порога отметающее все то, чему мы раньше поклонялись. И я боюсь, что теперь уже по этой причине не захотят читать мою книгу. Вот такое положение.
Поэтому я прошу Вас, читатель, проявить любопытство и терпение, прочитать все до конца. Нельзя же отказываться от научных достижений наших классиков, какие бы поводы для этого ни давала жизнь. Их надо критически переработать и взять все положительное. Иначе некоторые из этих «моделей велосипедов» кому-то придется изобретать заново.
* Кем бы ни были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин в жизни, пусть даже уголовниками (хотя, я это не утверждаю), это не является основанием с порога отметать их теории. Сегодня я осуждаю их стремление к диктатуре пролетариата, следствием чего явилась Октябрьская революция с последующим морем крови и регрессом общественного развития.
Самой правильной последовательностью изложения теоретического материала я считаю такую:
1) дать положительное изложение своей теории или своих взглядов на рассматриваемый вопрос, после чего
2) дать критику взглядов и мнений предшественников по этим вопросам.
Почему так? Потому что если я прав, если мои суждения истинны, то, следовательно, другие суждения по данному вопросу хоть в чем-то да ложны. И я, конечно, обязан
показать, в чем состоит их ложность. Если я этого не сделаю, не смогу сделать, то это значит, что я не могу доказать ложность мнений других людей, из чего следует возможность истинности их суждений и возможность ложности моих. Поэтому лишь успешная критика других мнений по данному вопросу может окончательно доказать истинность моих суждений.
Нетрудно видеть, что К. Маркс в ходе анализа и изложения своей теории капиталистического производства пришел к такому же выводу, т.к. критику других экономических учений он дает читателю после изложения своих теоретических взглядов.
ТЕЗИСЫ
1. Основным логическим противоречием современного диалектического материализма является, с одной стороны, бездоказательная вера в объективно-реальное существование законов, времени, диалектических противоречий... - интеллигибельного, а с другой - требование доказать истинность мнений, суждений, теорий и т.п. практически.
2. Общепризнанным фактом для материалистов является то, что «в мире нет ничего, кроме движущейся материи»*. А так как бесформенной материи нет (как всем известно, то это значит) что в материальном мире нет ничего, кроме материальных объектов и процессов их взаимодействия.
3. Поэтому объективно-реальным детерминантом может быть лишь конкретный материальный объект или процесс (например этот камень, электрический ток, молния, Солнце, река Лена, Виктор, коллектив колхоза «Заря» и т.п.) .
4. Значит все, что не есть материальный объект или процесс, не существует объективно-реально, и есть субъективная реальность, т.к. нематериальной, т.е. не взаимодействующей с другой, объективной реальности не существует; это значит, что объемы понятий «объективная реальность» и «материальные объекты и процессы» совпадают полностью и абсолютно,
5. Следовательно, законы природы и общества, диалектические противоречия, время и т.п. не могут быть объективно-реальными детерминантами и существуют только субъективно-реально, т.е. являются идеальными образами, отражающими так или иначе материальные объекты и процессы их взаимодействия.
6. Суждения о действии этих гипостазируемых понятий следует понимать лишь как образные выражения и метафоры.
7. Источником изменения и развития любого материального объекта есть его взаимо- действие с окружающими материальными объектами, т.е. внешняя связь; если бы на материальный объект никакие другие материальные объекты не действовали,т.е. если бы он ни с чем не взаимодействовал, то его состояние было бы неизменным.
8. Если бы диалектические противоречия могли быть внутренним двигателем объектов, источником их развития, то вечный двигатель не был бы невозможен.
9. И такой вывод о законах, диалектических противоречиях не удивителен, потому что их проявление в форме материальных процессов абсолютно аналогично про- явлению логической идеи в форме материального мира, плода в форме конкрет- ного яблока; если всякое изменение, происходящее в любом объекте природы или обществе, объясняется в итоге взаимодействием конкретных материальных объектов или их группой, то это значит, что для законов и диалектических противоречий в природе и обществе, тем более в качестве объективно-реальных детерминантов, просто нет места. Подобным образом естественное объяснение происходящих в природе и обществе процессов (с указанием на действительные причины) избавляет от необходимости привлекать для этой цели Бога.
* «Образ действия детерминирован в конечном счете объективными свойствами тех вещей, с которыми человек оперирует». (Марксистско-ленинская теория исто- рического процесса. М., 1981., с. 27.)
МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК С ИХ ИДЕАЛЬНЫМ МИРОМ И ПРОЦЕССОМ ПОЗНАНИЯ
О материи
Как обычно говорится в философских словарях, объективная реальность - это «весь материальный мир в целом...». Вполне понятно, что и материальные объекты, являющиеся частью материального мира, тоже являются объективной реальностью. Это и те материальные объекты и процессы, которые мы ощущаем непосредственно, и те, которые обнаруживаются с помощью приборов (атомы, молекулы, космические объекты...),
Материя же, как писал В.И. Ленин, «есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»2,
А быть философской категорией, т.е. идеальным, обозначающей объективную реальность, и быть самой объективной реальностью - далеко не одно и то же.
Но, тем не менее, в философских словарях материю называют объективной реальностью, а не категорией. Да и почти везде в философской литературе это понятие употребляется в смысле объективной реальности. В разделе об объективной реальности в «Философском словаре» 1980 г. сказано: «Однако отсюда нельзя заключить, что понятие «объективная реальность» противостоит понятию материи...»
Ф. Энгельс в свое время достаточно подробно и доходчиво разъяснил, что материи как таковой нет, что категория «материя» есть абстракция, «отвлекающая от всех материальных предметов их общие свойства, качества» («Философская энциклопедия»).
«Материя как таковая, это - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под названием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то они поступают таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое»3.
То, что объективная реальность дана человеку в его ощущениях, означает, что вне его существуют материальные объекты, а не материя. Материя же есть абстракция, категория, характеризующая отношение человека ко вне его находящейся природе. Материальность объектов для человека означает, что они непосредственно или опосредованно воспринимаются органами ощущений человека. Материя не имеет пространственной формы, какие есть у материальных объектов, как не имеют ее ощущения «белое», «соленое», «тяжелое»...*
Если различия между ощущениями, получаемыми от одного и того же объекта, объясняются различиями в органах ощущений, которыми человек взаимодействует с вне его находящимися предметами, то все они как ощущения тождественны в указании на действительное существование какой-то объективной реальности вне человека, которая может быть только материальной, иначе бы она не воздействовала на человека, а потому и не ощущалась бы.
*«Материя есть вещь, если так можно выразиться, нематериальная, ибо она скрыта от чувственного восприятия и доступна лишь мысли. Она есть последняя ступень в иерархии бытия, не имеет ни формы, ни вида, ни фигуры; это несущностная сущность, бессубстанциональная субстанция. Ведь если отнять у тел их качества, отношения, состояния, модусы, движения, изменения и все прочее, то останется материя».
(Михаил Пселл, XI век. - Антология мировой философии. М., 1969, с. 627.)
Быть материальным для человека означает быть белым, тяжелым, соленым... » мочь взаимодействовать с органами ощущений, с человеком. Материальное относится к белому, тяжелому, соленому, острому и т,п. как род к своим видам. То есть понятие «материальное» получается путем обобщения своих конкретных видов проявления: абстрагируясь от различий множества ощущений, мы оставляем в мышлении то, что присуще всем, - указание на взаимодействие с человеком объективной реальности.
То есть быть материальным означает быть способным ко взаимодействию с человеком (безразлично как), а потому обязательно мочь при взаимодействии произвести хоть какое-нибудь, но ощущение. Быть материальным и не мочь производить ощущение в человеке аналогично объективно-реальному существованию плода, который не может быть ни яблоком, ни грушей..,» а лишь плодом как таковым, т.е. фантазией.
Так как все ощущения есть результат взаимодействия объективной реальности с человеком, то быть материальным, быть способным ко взаимодействию с человеком означает объективно-реальное существование этой реальности.
А так как человек есть не что иное, как материальный объект, хотя и сознательный, то более широко быть материальным означает взаимодействовать не только с человеком, но и с другими материальными объектами*, означает объективно-реально существовать не только по отношению к человеку, но и по отношению к другим объектам и процессам природы.
В материальности (= во взаимодействии объективных реальностей) и состоит действительное единство мира4.
Если бы объекты никак не взаимодействовали друг с другом, т.е. не были бы материальны, то это значит, что они просто-напросто не существовали бы, по крайней мере, для нас, для нашего материального мира.
Ярким примером такой несуществующей, потому что ни с чем не взаимодействующей, реальности есть Бог.
«Без способности к взаимодействию материя не смогла бы существовать», сказано в «Философском словаре» 1980 г. о взаимодействии.
Можно, конечно, предположить, что существует бесконечное множество других миров, не взаимодействующих с нашим, нематериальных по отношению к нашему миру. Но эта мысль ничего нам не дает, никак не проверяема, а потому не имеет ни смысла, ни пользы.
Категория «материя» своим бытием частично обязана употреблению этого понятия в смысле «материал» для чего-то, где его (материала) форма не имеет или почти не имеет значения для человека. Например, материал для медных изделий есть медь. От того, что эта медь или другая «материя» имела форму, философы со временем абстрагировались и забыли. Так, поиски причины существования различных реальностей привели к «существованию» материи как причины всех вещей, их субстанции. Этот процесс гипостазирования категории «материя» хорошо виден в сочинениях Аристотеля, да и других философов в процессе решения основного вопроса философии, где форма конкретного материального объекта безразлична для рассмотрения их характера существования.
Как теперь должно быть понятно, объективно-реально существует не материя, а природа (= материальный мир; совокупность материальных, т.е. всесторонне взаимодействующих объектов, а значит, и процессов)**. И природа не может состоять из чего-то одного (материи), из какой-то одной субстанции, т.к. она материальна. Если она состоит из чего-то одного, то по отношению к чему это одно материально? Это во-первых.
* Под взаимодействием я понимаю всю совокупность известных и неизвестных науке взаимодействий: химическое, гравитационное, ядерное, обмен живых существ веществами с природой, общение животных и людей, борьба классов, сотрудничество, обмен мыслями...
** Как пишет А.Н. Радищев, в природе есть лишь «тела, а общее, или отвлеченное о них понятие, назвали вещество, материя».{Избранные философские произведения. М., 1949, с. 315.). 6
А во-вторых, если это одно и материально, то лишь в самом себе, т.е. состоит из материальных частей, взаимодействующих друг с другом. Но это значит, что это одно множественно, состоит из множества частей, а не одно и то же. Чтобы это одно было одним и тем же, не делилось на части, оно необходимо должно быть идеальным, т.к. только идеальное не делится материально.
Например, алмаз. Он состоит из атомов углерода, определенным образом взаимо- действующих между собой. И хотя эти атомы и похожи друг на друга, а их свойства одинаковы, тем не менее, это разные атомы, а не одно и то же: они находятся в каком-то пространственном отношении, различным образом взаимодействуют между собой. То есть алмаз состоит из множества субстанций. Так и природа. Поэтому субстанция сводится к субстрату. Материальные вещи имеют только субстрат, вещество, а не субстанцию.
Поэтому говорить, что природа состоит из одной какой-то субстанции, например материи, все равно, что говорить о ее небытии. Да и из множества одинаковых, вернее, совершенно одинаковых материальных элементов природа состоять не может, т.к. материальный мир не был бы столь разнообразен, каким мы его видим. Разнообразие материальных объектов бесконечно. Вот почему понимание материи как объективной реальности, как какой-то телесной субстанции, как некоего всеобщего теста, из которого «испечен» весь мир, есть заблуждение.
Т.е. ученые, которые правильно понимают сущность материи, оправдывают употребление этого понятия в смысле объективной реальности сложившейся культурой языка, желанием быть немногословным. Но я думаю, не так уж и много лишних слов мы будем говорить, если объективную реальность будем называть не материей, а объективной реальностью или материальными объектами и процессами.
Да это и не лишние слова, т.к. они существенно уточняют смысл суждения. Между тем, как мы употребляем слова, какими словами мы пользуемся и смыслом предложения существует тесная зависимость. Если сказать: «Объективно-реально существует материя», то у человека возникают одни мысли. Если: «Объективно-реально существуют материальные объекты и процессы», то - другие, много ли, мало ли, но отличающиеся от первых, даже если под материей подразумевать совокупность взаимодействующих материальных объектов.
Поэтому если В.И. Ленин говорит: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени»1, то мы можем понять такую идеалистическую форму выражения материалистических мыслей в его устах, не имеем права осуждать его за это, но и обязаны эту устаревшую культуру языка совершенствовать, а не оправдываться ней (культурой).
Нет плода в форме яблока, есть яблоко; нет металла в виде стали, есть конкретная сталь... - нет материи в форме материальных объектов, есть материальные объекты. Объективно-реально существуют не материя, не виды или формы материй, а конкретные материальные объекты, классифицируя (обобщая) которые, мы получаем в идеальном плане виды материи и материю.
Правомерность употребления понятия «материя» в смысле «материальные объекты» частично оправдана тем фактом, что в содержание этого понятия (см. «Философскую энциклопедию», словари) входит свойство материи не быть неоформленной, что всякая материя имеет форму. То есть по существу этим положением материя сводится на положение материальных объектов. Но все равно точность суждения с применением понятия «материя» в смысле объективной реальности страдает.
И это не такая уж и безобидная проблема, как кажется на первый взгляд, потому что далеко еще не все понимают, что такое материя. Вот что мне ответил по этому вопросу В.Усанов из газеты «Правда»:
«Редакция не может согласиться с Вашей точкой зрения. Утверждать, что материи как таковой вне человека нет,- значит игнорировать азбучные истины материалистической
философии. Рекомендуем Вам в этой связи внимательно изучить работу В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», на которую Вы ссылаетесь. Думается, что особый интерес для Вас представит параграф 4 главы 1 «Существовала ли природа до человека?»»
И он далеко не одинок в своем мнении. А исходя из таких «теоретических» представлений, невозможно развивать науку дальше.
Нельзя игнорировать тот факт, что В.И. Ленин в определении материи (т. 18, с. 131) назвал ее категорией, обозначающей объективную реальность, данную нам в ощущении. А быть категорией, обозначающей объективную реальность, далеко не одно и то же, что и быть самой объективной реальностью. Пора уже понять тем, кто этого не понимает, что субъект (сознание) отражает не материю, а материальные объекты и процессы.
Пусть дань наших классиков традиции, употребление ими понятия «материя» в объективно-реальном смысле, не вводит читателя в заблуждение. Взгляните на эти цитаты:
«...Каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения»5.
«...Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т.д., т.е. от определенным образом организованной материи»6.
Ну так что, разве не материальные объекты В.И. Ленин называет материей?
Суждения «материя есть категория» и «материя есть объективная реальность» логически противоречат друг другу. Из истинности одного вытекает ложность другого, и наоборот. Я считаю истинным ленинское определение, где говорится, что материя есть категория, т.к. за это определение «голосуют» все органы ощущений. А тот, кто считает, что материя есть объективная реальность, ошибается, не замечает самого существенного пункта ленинского определения материи. А это имеет принципиальное, очень важное значение для диалектического материализма,
И чтобы лучше это понять, обратите внимание на слова В.И. Ленина, который говорит, что другого определения материи, кроме как в противопоставлении ее сознанию, быть не может. Именно потому он так говорит, что материя есть не что иное, как предельно широкое понятие теории познания.
Это в домарксовской философии материю понимали как некую телесную субстанцию, как какое-то всеобщее тесто, из которого вылеплены все материальные объекты. Это представление искажает подлинную онтологическую картину мира. Ведь, как я говорил, далеко не все равно, скажу ли я, что природа есть совокупность образований материи или же - совокупность взаимодействующих материальных объектов; что человек есть высокоорганизованная материя или же - высокоорганизованный матери- альный объект; что яблоко есть определенным образом оформленный плод или же - опре- деленным образом организованный материальный объект. И прежде всего не все равно потому, что, как мы увидим далее, первая формулировка о природе скрывает от мышления источники движения и развития объективной реальности, а вторая - указывает на эти источники.
И это ложное представление о материи существует вопреки подробному разъяснению Ф. Энгельса по этому вопросу3. А вот еще: «... Материю как таковую и движение как таковое никто еще не видел и не испытал каким-нибудь иным чувственным образом; люди имеют дело только с различными реально существующими веществами и формами движения. Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которых абстрагировано это понятие; движение как таковое есть не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых форм движения; такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения; и поскольку мы познаем последние, постольку мы
познаем также и материю и движение как таковые. Поэтому когда Негели говорит, что мы не знаем, что такое время, пространство, материя, движение, причина и действие, то он этим лишь утверждает, что мы при помощи своей головы сперва создаем себе абстракции, отвлекая их от действительного мира, а затем оказываемся не в состоянии познать эти нами самими созданные абстракции, потому что они умственные, а не чувственные вещи; всякое же познание, по Негели, есть чувственное измерение! Это точь-в-точь как указываемое Гегелем затруднение насчет того, что мы можем, конечно, есть вишни и сливы, но не можем есть плод, потому что никто еще не ел плод как таковой»8.
Как видим, неправильное употребление слова «материя» носит у классиков характер дани прежним традициям, характер наследства культуры языка от прежних философов, не более того. У В.И. Ленина это заметно особенно хорошо. Ну что же, каждый человек - сын своего времени. И насколько бы он ни опередил современников, какие-то ошибки, предрассудки или просто не соответствующий передовым взглядам способ изложения этих взглядов, язык у него остаются. Вот этого-то и не понимают некоторые ученые: за способом выражения не видят сути. Вот почему нельзя считать, что эта проблема не актуальна.
Сравните это с верой в Бога. Пока подавляющее большинство людей верит в Бога, преимущественно выражаются так: мол, Бог дал этой семье сына и т.п. Когда же большинство людей знают, что Бога нет, то говорят, что у них родился сын. Вот как изменяется культура языка в результате совершенствования знаний. Поэтому я утверждаю, что когда подавляющее большинство людей будет знать, что такое материя и чем она отличается от объективной реальности, тогда эти понятия будут употребляться более точно: люди не будут говорить, что материя существует объективно-реально. Они именно материальные объекты и процессы будут называть объективной реальностью, а материю - категорией.
Но ученые, понимающие эту проблему сейчас, в наши дни, должны помочь человечеству разобраться в этом, как атеисты помогают верующим избавиться от их заблуждений. Да и сами научились бы выражать свои мысли точно: говорили бы не о формах материи, а о материальных объектах, не брали бы слово «субстанция» в кавычки («Философская энциклопедия», т. 3, с. 368), а прямо говорили бы о субстрате и т.п.
Итак, всякому думающему человеку ясно, что быть категорией и быть объективной реальностью - совершенно не одно и то же. Поэтому материя может быть либо тем, либо другим. А сама практика нас убеждает, что материя есть категория, обозначающая всю совокупность взаимодействующих материальных объектов.