Мистическое становится научным
Для нас из орудия мистики интуиция превращается в средство научного познания. Сегодня благодаря эвристике, мы можем с научной точки зрения заявить что центральным моментом при решении любых сложных проблем является явление инсайта, то есть внутреннее озарение, схватывание нового понимания, «ага»-переживание, откровение.
Инсайт приходит при следующих условиях:
1. Сначала в попытке получить решение происходит интенсивная умственная деятельность, поиск решения. Это может быть поиск образа для художника, мелодии для композитора, идеи для бизнесмена, решение для математика или изобретателя, выход из сложной ситуации для любого человека.
2. С очевидностью проявляется невозможность получения результата посредством логического вывода или с помощью ранее известных приемов. Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как беспомощность, тупик, взаимоисключающие предпосылки или бесконечное число стратегий. В таких ситуациях рационализм справляется со своими задачами лишь до определенного предела, а затем пасует.
3. Внезапно и неожиданно приходит решение. Мы получаем уже готовый ответ, а процесс решения невозможно проследить, он выпадает из наблюдения. Очень часто решение приходит в измененном состоянии сознания, снижающем умственную деятельность: сон, предсон, послесон, отдохновение и расслабление. Многие великие люди утверждали, что ответы на важные вопросы к ним приходили, когда они гуляли, лежали в ванной, играли в гольф, ехали на машине, смотрели фильм, поднимались по лестнице. То есть в моменты, когда они забывали о проблеме и отвлекались.
4. Решение сопровождает безотчетная уверенность в правильности, истинности и очевидности результата, невероятная простота и даже красота решения, ярко выраженное чувство удовлетворения, неожиданное облегчение.
*****
В каждом самолете для измерения высоты есть прибор под названием альтиметр. В старых самолетах альтиметр состоял из двух циферблатов. Один показывал высоту в единичных метрах, а другой – в сотнях метров. Пилоты часто путали циферблаты, и это приводило к авиакатастрофам. Перед конструкторами была поставлена задача придумать прибор, где обе шкалы совмещались бы на одном циферблате. Одна шкала должна была располагаться по окружности, а другая шла горизонтально. Тогда перепутать их было бы невозможно.
Такое совмещение стало довольно сложной инженерной задачей. Старые альтиметры из двух циферблатов были просты и надежны, а новый прибор включал в себя несколько сотен шестерен. Из-за своей сложности он часто выходил из строя. Конструктор долго размышлял о том, как упростить новое устройство. Он бился над этой задачей днями и ночами, прорабатывал варианты, подходил с разных сторон, но так и не мог придумать более простого принципа совмещения шкал. От постоянных размышлений над проблемой его уже начали преследовать галлюцинации.
Однажды он решил отдохнуть и развеяться. Впервые за много дней ему удалось освободиться от навязчивых мыслей о приборе. Он расслабленно наблюдал, как по земле кружатся осенние листья. Один листочек двигался по спирали, и конструктору показалось, что вдоль спирали движется какая-то черная точка... «Эврика!» Такое совмещение точки и спирали и является решением задачи! Новый альтиметр был изобретен.
*****
Несмотря на успехи наук, западный мир давно уже начал сомневаться в рационализме. В первую очередь стали сомневаться сами ученые. Парадокс в том, что самым рациональным действием в науке является математическое обоснование каких-либо процессов. Но чтобы это обоснование открыть, требуется в первую очередь интуиция. «Роль бессознательной работы в математических открытиях кажется мне неоспоримой» (Пуанкаре).
Надо понимать главное: использование интуиции только для научного или технического творчества – это слишком узкое применение важнейшего навыка выживания. Интуиция работает в каждое мгновение нашей жизни. Она нужна всегда и каждому.
Автор книги о творческом мышлении Альтшулер приводит интересный пример жизненного творчества, когда даже желание заработать нечестным путем привело «героя» к гениальному решению.
На заводе для одного из технологических процессов требовался спирт. Для этого его доставляли в автоцистерне со спиртзавода. Через некоторое время обнаружилось, что с каждой доставкой пропадает десять литров спирта. Стали применять различные меры контроля. Цистерну перед отправкой пломбировали. На разливе стоял автоматический счетчик. На приеме спирта также стоял счетчик. Оба счетчика проверили, они работали правильно. Но спирт пропадал. Счетчик показывал: 200 литров залито. Цистерну пломбировали, машина доставляла спирт, и при приемке получалось только 190 литров. Пломба оставалась неповрежденной. Каким-то образом спирт пропадал. Как бы вы решили эту задачку?
Голь на выдумку хитра. Оказалось, что водитель подвешивал изнутри ведро. Спирт заливали сверху, а сливали снизу. Ведро оставалось наполненным. Пустую цистерну никто пломбировать не будет. Выезжай за ворота и доставай ведро. Если считать по ценам водки, то за один рейс водитель дополнительно получал половину месячной заработной платы. Да, талант не пропьешь!
Один из мужчин, сделавший интуицию важнейшим инструментом своей жизни, вспоминает момент, когда он задумался об этом качестве впервые. Когда ему было около десяти лет, он захотел сделать подарок кому-то из своих близких. Для этого ему надо было добыть десять центов. Долго размышляя, он так и не придумал, где их взять. Он забыл о них и вышел прогуляться на улицу. Там он увидел девочек, которые считали на ладони монетки. Монетка в десять центов выскочила у них из рук и покатилась в сторону этого мальчика. Он спрятал ее в карман, а сам сделал вид, что помогает девочкам искать укатившуюся монету. Чувство стыда заставило его все же вернуть монету, но тот случай впервые заставил его задуматься: «Какие же законы жизни помогли ему прийти в нужный момент к нужному месту, где произошло столь удивительное совпадение?» Интуиция важна для принятия решения в текущий момент для любых задач, которые вы перед собой поставите, будь то творческие или жизненные.
ДОВЕРЯЙТЕ СВОЕЙ ИНТУИЦИИ
Когда-то инженер Броун корпел у себя на веранде над проектом моста через реку. Работа не клеилась, мост не получался. Бумага оставалась чистой. Отчаявшись, Броун оставил чертежную доску и пошел освежиться в сад. Стояло бабье лето. Цепкие, серебряные на солнце нити паутины путались в кустах, плыли по ветру, и Броун снимал их со своего лица. Он прилег под кустом, но тотчас вскочил. Что он увидел? Перед его глазами на фоне неба всего лишь болталась паутина.
Но подготовленный разум инженера увидел в небе подсказку. Он увидел чертеж, ясно вычерченный серебряными нитями по голубому небу. Броун невольно представил паутину так, как инженеры читают чертежи: маленький мост сиял в ветвях, удивительно легкий, простой и смелый. Ветер раскачивал ветви, но паутина не рвалась. В его воображении, распаленном предыдущими раздумьями над чертежной доской, уже не хрупкие ветви растягивали паутину, а серые скалы держали железный мост, а вместо серебристых нитей прочные цепи колыхались над ущельем. То был мост, а не нити в ветвях.
Теперь Броун знал, с чего ему начинать. Он сел за чертежи и расчеты, а вскоре сделал изобретение: стал строить висячие мосты без дорогих и сложных подпорок снизу.
*****
«Все дело в дверце. Она никак не хотела оставаться открытой. Когда дверца открыта, из Каба (кабина старого аэроплана выпуска 1927 года) открывается не вид, а объемное звуковое широкоформатное стереокино с сочными цветами плывущих внизу верхушек деревьев и травяных лужаек, и тогда ваше сердце парит надо всем этим. Вы понимаете, почему ненормальные вроде меня любят возиться с самолетами?
Если бы только не захлопывалась верхняя половина дверцы. Стоит набрать скорость 65 миль в час, как сила ветра преодолевает сопротивление собачки и хлоп! я снова в полузакрытой кабине, отрезанной от моей воздушной реки. Это раздражает.
День шел за днем, а я никак не мог отделаться от этой задачки, она буквально преследовала меня. Увеличивать размеры защелки бесполезно: я хорошо знал, что сила ветра возрастает пропорционально квадрату скорости. Дверца будет захлопываться на скорости не 65, а 70 миль в час, только и всего.
Снять дверцу вообще? Но тогда зимой или в дождь… Нет, не хочу вечно раскрытой кабины.