Ограничивающие убеждения как гипнотические программы.

С этого момента начнем разбирать, как катарсис освобождает нас от ограничивающих убеждений.

Самое главное в том, что ограничивающие убеждения управляют нами как гипнотические программы.

Человека вводят в транс и внушают: «Когда вы проснетесь, то должны будете сделать следующее. Как только я дотронусь до своего галстука, вы снимете пиджак. Как только я опущу руку, вы наденете пиджак. Вы не будете помнить того, что я вам только что сказал». После этого человека выводят из транса; естественно, он не помнит, что получил такое приказание. Затем гипнотизер трогает свой галстук. Человек может сделать замечание, что в комнате жарко и снять пиджак. Гипнотизер опускает руку. Человек замечает, что вдруг стало холодно, и надевает пиджак. Гипнотизер опять трогает галстук. Человек может сказать, что этот пиджак был сшит у портного, и пуститься в длительные объяснения, зачем он его снимает, к примеру, посмотреть, хорошо ли застрочен шов на спине. Гипнотизер опускает руку, и человек сообщает, что он доволен работой портного и надевает пиджак. Гипнотизер может трогать галстук снова и снова и каждый раз получать нужное действие от своего «пациента». Тот так и не будет знать истинную причину, по которой он снимает пиджак, ему будет казаться, что те объяснения, которые он высказывает, и являются настоящей причиной его поведения.

Этот опыт, взятый из книги Л. Рона Хаббарда «Дианетика», показывает очень важное свойство подсознательных программ – рационализацию. Это значит, что человек всегда найдет разумное и логическое объяснение своему поведению, не осознавая, чем оно обусловлено на самом деле. Разум обслуживает бессознательное.

Второе важнейшее свойство неосознаваемых программ – вхождение в победную личность.

Начальник накричал на подчиненного, тот не посмел ему ничего возразить и, придя домой, выместил все свое раздражение на жене и детях. Что произошло? В отношениях начальник – подчиненный начальник находится в победной личности. Подчиненному же приходится вытеснять свои отрицательные эмоции, которые давят на него изнутри и находят выход только в той ситуации, когда появятся объекты, по отношению к которым он сам сможет занять победную позицию. Это и происходит в семье. Он, возможно, будет испытывать впоследствии чувство вины, но давление отрицательных эмоций сильнее его разума.

Самая главная беда в том, что люди не хотят или не могут замечать, что действуют по программам. Во-первых, привычное поведение и мышление незаметны для их обладателя уже в силу своей привычности. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Во-вторых, наши программы становятся нашими убеждениями; а готовы ли вы отречься от убеждений?

ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ КАК РЕФЛЕКСЫ

Русскому ученому Павлову нужно много памятников поставить за теорию рефлекса. Величайшее открытие. Рефлекс – это поведение, которое стало подсознательной программой.

Однажды самолет упал в пустыне. Выжил только один мужик. Идет он по пустыне, умирает от жажды. Вдруг, видит – оазис. Он напился воды, наелся фруктов, отдохнул, поспал. Просыпается, на душе хорошо. Только одно желание осталось неудовлетворенным – сексуальное. Посмотрел вокруг, никого, кроме верблюдов. «Ну ладно, – решается мужик, – согласен и на верблюда, очень уж хочется».

Долго ловил верблюда. Только пристроится, снимет штаны, а верблюд опять отбегает. Целый день мучился. Вдруг перед ним появляется голая красивая девушка и спрашивает: «Чего ты хочешь? Я исполню любое твое желание». «Подержи верблюда», – отвечает мужик.

Рефлекс – это основа всей нашей жизни. Если бы не нарабатывались рефлексы, мы не смогли бы научиться ходить, ездить на велосипеде, завязывать шнурки и даже дышать.

Все программы поведения изначально записывались как полезные. Потом поведение становится рефлексом, в мозгу устанавливается прочная связь, и мы становимся биороботами. Рефлексы, будучи полезными с точки зрения приспособления к жизни, становятся ограничивающими, когда человек желает расширить свободу выбора. Миллионами цепких лапок рефлексы удерживают нас в колее привычных поступков и мыслей. «Когда-то нужное поведение помогло нам выжить, но став программой, оно помогает умереть».

Базовые рефлексы, такие как дышать и ходить, конечно, у всех одинаковые. Но в основном у разных людей разный набор рефлексов, поскольку различается жизненный опыт. Один на агрессию отвечает ответной агрессией, а другой «накладывает в штаны» и убегает. Обе реакции полезны для выживания, просто рефлекс не дает нам выбора, и кто-то вынужден обкакаться там, где можно побороться, а кто-то влезает в драку тогда, когда правильнее было бы убежать.

Следующий пример помогает понять метод, с помощью которого можно от рефлекторных программ освободиться.

Психофизиологи провели интереснейший эксперимент. Собаку посадили в вольер, состоящий из двух отделений, разделенных барьером. Высоту барьера можно было регулировать. Собака находилась в одном из отделений. Сначала ей вырабатывали условный рефлекс. Включали лампочку над головой, а через несколько секунд подавали через металлический пол разряд электрического тока. Собака перепрыгивала через барьер в другое отделение. Через некоторое количество повторений она стала прыгать сразу после включения лампочки, не дожидаясь электрического разряда. В дальнейшем, независимо от количества повторений, собака продолжала прыгать в другое отделение сразу после того, как загорится лампочка, хотя ток уже перестали подавать. Рефлекс не затухал даже после нескольких тысяч повторений. Тогда стали подавать разряд на пол второго отделения в момент приземления. При этом в первое отделение ток не подавали. Но собака все равно продолжала прыгать через барьер сразу после включения лампочки, хотя и испытывала страх перед приземлением и давала соответствующие физиологические реакции. Тогда подняли барьер так высоко, что собака не могла его перепрыгнуть. В момент, когда загоралась лампочка, собака, несмотря на то, что ток давно уже не подавался в ее отделение, испытывала безумный страх. Ее реакции были очень бурными. Она скулила, не могла найти себе места, кусала решетки, испражнялась от страха. После нескольких повторений реакции собаки на лампочку стали менее бурными и, наконец, она совсем перестала бояться. Когда барьер опустили, собака уже не испытывала необходимости прыгать через него.

Так и мы: когда-то, будучи еще слабыми, в попытке избежать душевной или физической боли, обучились определенному мышлению и поведению. И повторяем эти рефлексы до сих пор, хотя потребность в них давно отпала. Цепи рефлексов настолько легки, что их не чувствуешь, но только до тех пор, пока не попытаешься их разорвать.

Единственным способом освобождения от таких программ является прохождение через страх. Освобождение происходит после прочувствования болезненного эмоционального заряда. Это и есть катарсис – очищающий и освобождающий кризис.

Памперсы приготовили? Не волнуйтесь, пара кучек в ПКМе разве могут быть проблемой? (ПКМ – привычная картина мира).

*****

Первый раз идея о вхождении в страх пришла ко мне из уст Полины – девушки, которая мне очень нравилась. Полина была старше меня на шесть лет. Она не была красавицей, но влекла к себе каким-то внутренним покоем и любовью к жизни.

Это было двадцать лет назад. Я провожал ее в Москву. Мы сидели за столиком кафе железнодорожного вокзала. Я не помню уже о чем мы тогда говорили, это было слишком давно. Зато помню фразу, благодаря которой моя жизнь круто изменилась.

– Твоя неспособность получить желаемое, – Полина сделала паузу и посмотрела на меня, – является следствием того, что ты, как тварь дрожащая, не можешь шагнуть навстречу собственным страхам. Вот поэтому ты чужой на этом празднике жизни.

Представляете, услышать такое от женщины, которая тебе нравится! Это было началом нового этапа в моем личностном росте. С тех пор прошло уже двадцать лет. И все эти годы я работал с собственными страхами.

На месте старого вокзала уже давно построили новое здание. Но все равно, когда бываю на вокзале, я поднимаюсь на второй этаж, беру стаканчик чая и сажусь за столик. Сквозь прозрачную стеклянную стену нового вокзала открывается вид на Врата Минска. Это две башни старой архитектуры. Тонированное стекло, за которым я нахожусь, придает красивой вечерней подсветке башен мистическую окраску. Это красиво. И я вспоминаю Полину.

ПОЗВОЛЬ СЕБЕ СОЙТИ С УМА

Различные техники катарсиса стали одним из методов лечения хронических заболеваний. Например, аналитик, работающий методом имплозивной терапии, заставляет переживать пациента самые сильные страхи. Пациент должен почувствовать стыд и вину, ощутить себя жертвой убийства, пыток, изнасилования и унижения. Либо самому мысленно стать садистом, насильником и убийцей. Пациент должен позволить себе сойти с ума, потерять контроль, лишиться части тела, смириться с изуродованной внешностью. Пациент мысленно впадает в нищету, теряет работу, семью и детей, терпит насмешки, попадает в неприятные жизненные ситуации. Он должен войти в то, чего он боится больше всего. На каждом сеансе терапевт должен поддерживать это состояние у пациента не менее сорока пяти минут.

Одна женщина испытывала необъяснимый страх акул. Она боялась рисунков с изображениями акул, фотографий акул, мыслей и разговоров об акулах, телепередач про них. Бывают такие странные фобии.

Курс ее лечения начался с того, что она ежедневно в течение восьми недель смотрела видеозаписи о жизни акул. Присутствие психотерапевта помогало ей проходить весь этот ужас. Затем она направилась в океанический зоопарк, где с подводных смотровых площадок зрители наблюдали за жизнью морских обитателей. Были там и огромные живые акулы. Ее сердце выскакивало от страха из груди, но она продолжала посещать океанарий. Затем психотерапевт познакомил ее с ветеринаром этого подводного зоопарка. Вместе с ветеринаром она лечила акул, трогала их руками, кормила. Полный контакт. В итоге страх пропал.

Тем же способом лечат страх высоты и страх замкнутых пространств. Фобию грязных рук лечат тем, что специально измазывают руки пациента грязью и просят сидеть так несколько часов. И так каждый день, пока фобия не пропадает.

Вместо того, чтобы убегать от проблемы или маскировать ее, мы погружаемся в ее источник, что может переживаться какое-то время как жесткий и острый дискомфорт, зато эта стратегия предоставляет возможность радикального и стабильного разрешения.

Подобная стратегия подходит далеко не каждому. Всегда будут находиться люди, сопротивляющиеся самоисследованию и не способные встретиться лицом к лицу со своими страхами. Это не их вина, это команды подсознательных программ, не желающих терять своей власти. У таких людей рационализация иногда сводится не только к неприятию, но и к агрессивной критике или высмеиванию. В отношении таких людей английская пословица говорит: «Совета не хочет слушать тот, кому он больше всего нужен».

Несколько лет назад в одной из западных стран раковым больным со смертельным диагнозом предложили участвовать в одном эксперименте, который они восприняли как последний шанс. В процессе этого эксперимента им предлагалось представить свою болезнь в виде темного лабиринта. Больные ходили по воображаемому лабиринту, распутывали его, исследовали самые темные закоулки, опускались и поднимались на другие этажи, выискивали опасных монстров, общались с ними и т.д. Они спрашивали у монстров, что те от них хотят, почему причиняют им боль, давая им возможность реализовываться до тех пор, пока те не теряли свою злую силу. Через несколько месяцев такой терапии некоторые больные излечились полностью, а остальные прожили намного больше, чем им предсказывали врачи. Только три процента больных не получили никаких изменений.

В Древней Греции большой популярностью среди населения пользовались мистерии смерти-возрождения. Проводили их обученные жрецы в специальных храмах. Сначала желающим пройти ритуал давали галлюциногенный отвар. Когда отвар начинал действовать, человека заводили в подземный лабиринт, полный страшных звуков. Что-то двигалось вокруг, угрожало. Через несколько часов плутаний по жуткому лабиринту испытуемый сталкивался с тем, что проход сужался и превращался в узкий лаз. Протиснувшись в лаз, человек обнаруживал, что дальше хода нет, а обратный путь замуровали. Помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? – «Замуровали, демоны!» Все эти страшные ощущения усиливались действием галлюциногенного отвара. Практически человек осознанно проходил через смерть. На следующее утро лаз размуровывали и человека выводили на свет. Осознав бренность тела и суету мира, посетитель избавлялся от беспокойств, страхов и даже от болезней.

*****

Упражнение

Задержите дыхание.

Держите.

Наши рекомендации