И букв б, д в слогах и словах
Задачи.
1. Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение объяснять.
2. Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук.
3. Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.
4. Способствовать развитию грамматически правильной речи.
5. Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложения по словам.
Материал:
• игра «Буквенные цепочки» (б —> д —> в —> о —> с —> х),
• карточка со словами (в прозрачном файле), маркеры с рукописными слогами (для каждого ребенка),
• таблица с рукописными слогами,
• игра «Предметные картинки»,
• игра «Алфавит»,
• игра «Путешествие по предложениям»,
• игра «Лабиринт», маркер (для каждого ребенка),
• цветные кружки.
План занятия.
I. Организационный момент.
II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.
III. Логопедическая часть занятия:
1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [б], [д], написания букв б, д.
2. Развитие навыков чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.
3. Формирование навыков слогового анализа.
4. Развитие навыков звукобуквенного анализа.
IV. Лексико-грамматическая часть занятия.
1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями.
2. Анализ предложений с ориентацией на координаты.
V. Развитие мелкой моторики.
VI. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять
На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки» (рис. 12). Логопед предлагает детям назвать буквы, написанные на карточке. Далее дети должны объяснить, как из одной буквы получить другую.
— Что для этого нужно сделать? (убрать верхний или нижний, правый или левый элементы, добавить ... элемент с правой или левой стороны, сверху или снизу)
III, Логопедическая часть занятия
1.Повторение артикуляции и характеристики звуков [б],[д], написания букв б, д
— Наше занятие посвящено двум звукам. Это звуки [б], [д].
— Что общего у звуков [б], [д]? (это звонкие согласные, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми или мягкими)
— Чем различаются звуки [б], [д]? (при произнесении звука [б] воздух встречает на своем пути преграду — губы, а при произнесении звука [д] — язык, поднимающийся к твердому нёбу)
— Чем похожи буквы б, д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов)
— Чем различается написание этих букв? (у буквы «б» второй элемент смотрит вверх, а у буквы «д» — вниз. У буквы «б» второй элемент — «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» — «палка с длинной петлей внизу»)
2. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки Логопед раздает карточки со словами (рис. 13).
— Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте слова. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б (вверх)
Формирование навыков слогового анализа
На доске находится таблица с рукописными слогами (рис. 14).
— Что написано в таблице? (слоги с буквами «б», «д»)
— Что такое слог? (часть слова, в которой обязательно присутствует гласная) Дети хором читают слоги, определяют в каком из них находятся буквы б, д. Логопед выставляет на стенд карточку «Предметные картинки» (рис. 15).
— Назовите картинки (рыба, бабочка, жеребенок, шуба, звезда, арбуз, автобус, карандаш, дерево, удочка).
— Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д. (дети называют).
— Разделите тетрадный лист пополам. В первый столбик запишите слоги, а во второй — слова.
Ба
боч
бё
ба
да
буз
бус
даш
де
доч
рыба
бабочка
жеребёнок
шуба
звезда
арбуз
автобус
карандаш
дерево
удочка
— Подчеркните буквы б, д. Букву, у которой второй элемент смотрит вверх, — одной чертой, букву, у которой второй элемент смотрит вниз, — двумя чертами.
— Сколько черточек будет под буквой б (1) Под буквой д? (2)
Развитие звукобуквенного анализа
Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Алфавит» (рис. 16).
— Атеперь поиграем. Перед вами игра «Алфавит». Посмотрите, каждой букве алфавита соответствует какая-то цифра или число. Назовите цифру, которая соответствует букве а (1), букве б (2), букве д (5) и т. д.
— Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице «Алфавита». Например:
2, 1, 18, 19 (барс)
5, 16, 4 (дог)
5, 33, 20, 6, 13 (дятел)
2, 21, 19, 29 (бусы)
5, 33, 5, 33 (дядя)
2, 16, 18 (бор)
18, 29, 2, 1 (рыба)
5, 16, 14 (дом)
21, 5, 1, 3 (удав)
5, 29, 15, 33 (дыня)
~ А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в них обязательно должны быть звуки [б], [д] или [б'], [д'] (варианты ответов детей).