Кандидат педагогических наук Н. Н. Яковлева
О. Н. ЯВОРСКАЯ
ИГРЫ, ЗАДАНИЯ,
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ
(7-10 ЛЕТ)
Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей
Научный редактор
Кандидат педагогических наук Н. Н. Яковлева
ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРО
Санкт-петербург
УДК 376 ББК 74.3 Я22
Научный редактор
кандидат педагогических наук,
зав. кабинетом коррекции развития ребенка (СПбАППО) Я. Н. Яковлева
Иллюстрации художника Л. А. Иванова
Яворская О. Н.
Я22 Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. — СПб.: КАРО, 2007. — 112с. + 24 с. цв. вклейка. — (Серия «Мастер-класс логопеда »).
18ВМ 978-5-9925-0020-2
Дети есть дети, игровая деятельность для них — необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.
Предложенные в книге игры: «Улитка», «Змейка», «Путешествие по предложениям», «Загадки времен года», «Паутинка» и др. — можно использовать как в работе со школьниками, у которых имеются нарушения письма, так и со школьниками, допускающими «ошибки роста» (т. е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка), а также со всеми учениками для улучшения владения устной и письменной речью.
Применять игры могут логопеды школьных логопунктов, учителя начальной школы, родители, тифлопедагоги для работы с учащимися коррекционных (зрительных) классов. Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7-10 лет.
УДК 376 ББК 74.3
15В,\978-5-9925-0020-2
© Яворская О. Н., 2007
© КАРО, 2007
Все права защищены
ВВЕДЕНИЕ
Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только устной речи, но и письменной. Среди нарушений устной речи преобладают различные дефекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений, и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим недоразвитием.
В основе дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова — на слоги, слоги — на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Поэтому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.
У детей могут встречаться следующие ошибки:
• пропуск гласных (собака — «сбака»; дома— «дма»);
• пропуск согласных при их стечении (диктант— «дикат»; школа — «кола»);
• перестановки букв (тропа— «прота»; окно — «коно»);
• добавление букв (таскали— «тасакали»);
• пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота»; стакан — «ката»).
Нарушения деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляются:
• в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь»; в доме — «вдоме»);
• раздельном написании слова (Белая береза растет у окна — «белабе заратет ока»);
• раздельном написании приставки и корня (наступила — «на ступила»).
Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Ясно, что дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зрительного анализатора, имеют предрасположенность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.
Смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу.
Развитие оптико-пространственных представлений | Формирование навыков аналитико-синтетической деятельности |
Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т. ч. и буквенного | Проведение схематического анализа предложений по словам, звукобуквенный анализ и синтез |
Уточнение и расширение объема зрительной памяти | Проведение схематического анализа предложений, уточнение количества слов |
Формирование пространственного восприятия и представлений | Уточнение звукобуквенного и слогового состава слова |
Развитие зрительного анализа и синтеза слова | Уточнение звукобуквенного и слогового состава |
Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений | Составление предложений с использованием заданных слов, схематическое отображение предложений |
Дифференциация смешиваемых на письме букв (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связных текстах) | Проведение анализа предложений по словам, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза с учетом дифференциации смешиваемых на письме букв |
У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями русской графики. И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р: и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д. у. з к другие.
Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.
У детей могут быть специфические нарушения, не связанные с письменной речью:
• нарушения зрительного восприятия;
• неточность представлений о форме, величине, цвете;
• недоразвитие зрительной и слуховой памяти, пространственного восприятия и представлений;
• трудности оптического и оптико-пространственного анализа, позволяющего находить сходство и различие в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;
• неточность тонких движений руки.
Эти нарушения будут влиять на овладение процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок кинетического характера останется прежним.
Неточность в изображении букв может выражаться в следующем:
• в не д списывании элементов букв;
• в добавлении лишних элементов (у буквы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо 3);
• в написании вместо нужного элемента сходного с ним (вместо последнего элемента у буквы к написан последний элемент буквы к);
• а неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.
Неточности в изображении букв у некоторых детей имеют очень устойчивый характер и не исчезают сами по себе, поэтому необходимо проведение коррекции.
Чтобы помочь детям получить положительный результат в коррекционном процессе, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них — необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.
Предложенные игры можно использовать не только в работе с детьми, у которых имеются письменные нарушения, но и с детьми, имеющими «ошибки роста» (те, которые связаны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка), а также с обычными детьми для улучшения состояния устной и письменной речи. Применять игры могут не только логопеды школьных логопунктов, но и родители, учителя начальной школы, тифлопедагоги для работы с детьми коррекционных (зрительных) классов. Так как большинство игр рассчитано на читающих детей, примерные возрастные рамки для использования игр — 7-10 лет.
ОПИСАНИЕ ИГР
Игра «Цветные слова»
Цели:
• развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);
• совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
Оборудование: таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геометрических фигур.
Использование:
1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает внимание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах;
2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в последовательности, соответствующей схеме.
Например: в образце 4 фигуры — желтый круг, желтый овал, желтый треугольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, называют буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в тетрадь.
Игра «Филлворд»
Цели:
• закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письменные буквы;
• развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное восприятие;
• обогащать словарь.
Оборудование: таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска.
Использование: логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.
В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет местонахождение слова с ориентировкой: слева — справа, снизу — сверху. Найдя слово, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).
Игра «Волшебное чтение»
Цели:
• развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления;
• совершенствовать навык чтения;
• формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
• обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснят значения слов.
Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга.
Использование:
дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней на рисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнить состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).
Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.
Игра «Ромб»
Цели:
• совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева — справа, вверху — внизу);
• развивать аналитико-синтетическую деятельность (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез).
Оборудование: таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа).
Использование: уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию.
Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают)
Условия: 1) все слова должны состоять только из 1-го слога. Усложнение содержится во втором варианте — в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда;
2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражающей структуру этого предложения.
Игра «Улитка»
Цели:
• развивать умение анализировать предложения на слова (определять количество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);
• закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).
Оборудование: игровые карточки «Улитка».
Использование:
детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине которой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическим способом, либо обычным).
Игра «Змейка»
Игра «Змейка» — усложненный вариант игры «Улитка», количество предложений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание предлогам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написанию букв.
Цели:
• совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения;
• развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы);
• совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).
Оборудование: «змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка.
Использование:
логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри туловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых соединены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале предложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предложения (либо графически — в виде схем, либо обычным способом).
Игра «Загадки времен года»
Цели:
• совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета);
• развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление предложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании);
• формировать грамматически правильную речь.
Оборудование: таблицы 6x6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.
Использование:
логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Игра «Кирпичная стенка»
Цели:
• закреплять знания о предложении, его правильном написании;
• развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать анализу предложений по словам);
• совершенствовать оптико-пространственные представления;
• способствовать развитию грамматически правильной речи.
Оборудование: игровые карточки «Кирпичная стенка».
Использование:
получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это, можно сделать, оставив предложения (одно, два или три), при этом на кирпичах не должно остаться ни одного слова.
Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте — слова используются в исходной форме.
Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).
Игра «Паутинка»
Цели:
• развивать навыки слогового анализа и синтеза;
• формировать умение анализировать предложение по словам;
• совершенствовать оптико-пространственные представления детей;
• закреплять навык чтения слогов и слов.
Оборудование: карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова).
Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте — текст загадки.
Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).
Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают предложение {текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее.
Игра «Соты»
Цели:
• формировать навыки слогового анализа и синтеза;
• развивать оптико-пространственные представления;
• закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кисти руки.
Оборудование: карточки- рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка.
Использование: логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рассматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число.
Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог (например, первый) и вписывают его в окошко сот.
Данная игра имеет два варианта.
Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом).
Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах.
Игра «Сложные слова»
Цели:
• закреплять знания о сложных словах;
• формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;
• обогащать словарь.
Оборудование: таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска.
Использование:
каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать записанные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.
Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверл с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.
Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать с помощью корней слова.
Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.
Игра «Родственники»
Цели:
• закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах;
• совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность
• закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в числе и в корне слова).
Оборудование: карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без пусков.
Использование:
детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).
В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Й класс
I. Организационный момент
Анализ предложений
— Составьте предложение с каким-либо из этих слов. Запишите графическую схему предложения. Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, все слова пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится точка.
— Вставьте буквы п, т в слова в схеме предложения.
Например: Петя копает клумбу лопатой. Мама купила капусту. В стакане кефир.
|Пт пт __ пт . |___ п пт . |___ т ___ .
5. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Логопед раздает карточки для игры «Ромб» (рис. 3).
— А теперь мы с вами поиграем. Перед вами игра «Ромб». Сколько маленьких ромбов на карточке? (4) Найдите правый ромб, назовите буквы в нем (дети называют). Какие буквы находятся в левом ромбе? В нижнем? В верхнем?
—Прослушав инструкцию, попробуйте составить слово из букв, которые находятся в ромбах. В этих словах будет только один слог, а значит, только одна гласная буква. Полученные слова запишите в тетрадь через запятую.
Например. Нижний ромб — буква посередине, верхний ромб — буква вверху, верхний ромб — буква внизу, (ток)
Левый ромб — буква справа, нижний ромб — буква посередине, верхний ромб — буква сверху, (сто)
Правый ромб — буква слева, верхний ромб — буква вверху, нижний ромб — буква посередине, (рот)
Нижний ромб — буква посередине, верхний ромб — буква сверху, правый ромб — буква слева, нижний ромб — буква посередине, (торт)
Правый ромб — буква справа, правый ромб — буква слева, левый ромб — буква сверху, нижний ромб — буква посередине, (брат)
— Подчеркните букву т зеленым цветом, поставив под ней 2 черточки. Была ли буква п в этих словах? (нет)
— Назовите слова, в которых будет встречаться буква п. За правильный ответ вы получаете жетончик.
V. Итог занятия
— Вспомните, какие звуки и буквы мы изучали с вами на сегодняшнем уроке.
Дифференциация звуков (о), (а)
и букв о, а в словах
Задачи.
1. Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навыки пальцев рук.
2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предложений по словам.
3. Формировать навыки звукобуквенного анализа.
4. Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.
Материал:
• игра «Буквенные цепочки» (о—> а —> ф —>д —>б);
• игра «Паутинка» («Слова»);
• слоговой текст (для каждого ребенка);
• игра «Читалочка»;
• схема для составления рассказа об овощах и фруктах;
• наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).
План занятия.
I. Организационный момент.
II. . Развитие оптико-пространственных представлений, умения объясняя
III. . Логопедическая часть занятия:
1. Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.
2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слоге анализа и синтеза.
3. Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по слов
IV. Лексико-грамматическая часть занятия.
1. Классификация названий овощей, фруктов.
2. Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.
V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
VI. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент
VI. Итог занятия
— Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Что общего у звуков [о], Чем они различаются? Какой общий элемент у букв о, а? Чем различается написание?
I. Организационный момент
Анализ предложений
Логопед раздает карточки для игры «Улитка» (рис. 10).
— К нам на занятие пришел гость — улитка. Улитка решила загадать для вас загадки. В ее раковине находятся предложения, все слова в них соединены между собой. Отделите слова друг от друга, найдите предложения.
— Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка.
Например: Ребята слепили снеговика. Он весело улыбался зимнему небу.
— Сколько предложений получилось? (два)
— Назовите первое предложение (ответ детей). Какое слово первое? Второе? Третье? После какого слова в первом предложении вы поставили точку? (ответы детей)
Аналогичная работа проводится со вторым предложением.
— А теперь возьмите в руки простой карандаш. Добавим к этим предложениям еще несколько предложений. Начертите схемы каждого предложения, уточняя, где первое слово, где предлог, а где союз, где заканчивается предложение.
Например.
1. Ребята слепили снеговика.
2. Он весело улыбался зимнему небу.
3. Маша и Лена сделали для снеговика бусы из ягод рябины.
4. Митя и Максим нашли старую метлу.
5. Мальчики вставили метлу в руку снеговику.
6. Красивый получился снеговик!
— Какой знак мы должны поставить в последнем предложении? (восклицательный)
— Вставьте в слова буквы л, м.
рис
Й и 3-й классы
Дифференциация звуков (б), (д)
Ход занятия
I. Организационный момент
Анализ предложений
— Играя в «Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? (про медведя) Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь?
— Попробуйте на слух определить количество предложений.
Например.
Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки. Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет спать медведь в теплой берлоге. Без запаса жира он проснется. Голодный медведь опасен и для человека, и для зверей.
— Сколько предложений в тексте? (7)
— Сделайте схемы для каждого предложения.
— Впишите буквы б, д в те слова, в которых они встречаются. Помните, что у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д — вниз.
Уточняется наличие буквы д в слове поздняя. Уточняется правописание буквы д в конце слова.
2 Рис
V. Развитие мелкой моторики
Логопед раздает листы с игрой «Лабиринт» (рис. 18).
— У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зрительно определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью маркера.
VI. Итог занятия
— Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Какие задания мы сегодня выполняли?
Дифференциация звуков (о), (а)
I. Организационный момент
V. Итог занятия
— Какие задания мы сегодня выполняли?
Закрепление знаний о составе слова.
Развитие оптико-пространственных представлений
Задачи.
1. Развивать оптико-пространственные представления, формировать буквенный гнозис.
2. Закреплять знания о составе слова, о сложных словах (с двумя корнями), учить подбирать проверочные слова, закреплять знания о частях речи, о правописании безударных гласных.
3. Формировать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение отделять слова друг от друга, составлять предложения с заданными словами, определять количество слов в предложении).
4. Расширять словарь (знания о перелетных птицах),
5. Развивать грамматически правильную речь.
Материал;
• наложенные изображения («Письменные буквы»).
• игра «Родственники» (для каждого ребенка).
• игра «Зимующие и перелетные птицы» («Весна»).
• рисунок по клеткам («Лебедь»).
План занятия.
I. Организационный момент.
П. Формирование буквенного гнозиса.
III. Логопедическая часть занятия:
1. Закрепление знаний о составе слова.
2. Развитие аналитике -синтетической деятельности: определение родственных (однокоренных) слов, анализ предложений по словам, запись предложений.
IV. Лексико- грамматическая часть занятия;
1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелётных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
VI. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент
Существительное
бег
пробежка
забег
Прилагательное
беговая
беговые
Глагол
пробежать
бежал
Слова для подбора: берег, река, птица, звон, зима.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелетных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе
Используется игра «Зимующие и перелетные птицы. Весна».
— Какая из названных птиц — лишняя? Синица, журавль, утка? (синица — зимующая птица, а остальные перелетные)
— Мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы».
— На этом круге находится изображение весны. В это время года перелетные птицы возвращаются в родные края
— В круге есть отверстия для названий перелетных птиц. На лепестках — их изображения, но есть среди них и лишние, зимующие. По внешнему виду отберите перелетных птиц, назовите их. ;«!'-. (=•.•..-.и -,". гм» -;>>, -*т:-.
Дети подбирают лепестки, называют птиц.
— Охарактеризуйте названия перелетных птиц, подберите для них прилагательное (варианты ответов детей). Например:
Грач — черный, если он ходит по пашне с важным видом — он какой? (важный)
Лебедь — если у него голова черного цвета, то он — какой? (черноголовый)
Ласточка — если она быстро летает, то она — какая? (быстрая)
Аист — если он белого цвета, то он — какой? (белый)
Утка — если она живет в дикой природе, то она — какая? (дикая)
Иволга — если она желтого цвета, то она — какая? (желтая)
Кукушка — если она звонко кукует, то она — какая? (звонкая) (
Журавль — если он серого цвета, то он — какой? (серый) '
Жаворонок — если он живет в степи, то он — какой? (степной)
— Запишите следующие словосочетания, следя за правописанием окончаний прилагательных и существительных (они согласуются в роде и числе):
Дети пишут: важный грач (пишем мягкий знак? почему нет?), черный (словарное слово) лебедь (правописание парных звонких согласных в конце слова, подбор проверочного — «лебеди»), быстрая ласточка, белый аист, дикая утка, желтая (словарное слово) иволга, звонкая кукушка, серый журавль (слышим «жураваль», пишем без второй буквы «а», это только звук), степной жаворонок. - '• .!, -
— Выделите все гласные в словах а (о) у [ы] я_ ё_ ю^ и е_ (э) : РИС
! V. Развитие двигательных навыков пальцев рук п. ,,_,,,,
Логопед предлагает сделать рисунок по клеткам (рис. 23).
— Откройте тетради в клетку. Начинаем рисовать с ориентировкой на стороны: вправо — влево, вверху — внизу. Срисуйте изображение лебедя.
— Кто у вас получился? (лебедь)
••41, - г
VI. Итог занятия ' «-..••
— Какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что входит в состав слова?
План занятия.
I. Организационный момент.
П. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. 1П. Логопедическая часть занятия:
1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т] и написания букв п, т. _
2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений.
3. Совершенствование оптико-пространственныхпредставлений, навыкованализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза. IV. Лексико-грамматическая часть занятия:
1. Работа сдеформированными предложениями по графическому образцу.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление в памяти названийзимующих птиц; введение в словарь прилагательных. 5. Итог занятия.
Ходзанятия
I. Организационный момент
II. Развитие зрительного восприятия и гнозиса
Используется материал игры «Разбежались кто — куда» (варианты 1, 2) (рис. 24). Логопед предлагает детям распределить одинаковые по величине изображения предметов, которые в реальности различаются своими размерами. Подобрав правильный порядок картинок, дети выделяют из названий предметов первые звуки, буквами записывают их в тетрадь.
Например.
Даны картинки — якорь, лампочка, самокат, ракета, вишня. Дети выясняют, что правильный порядок слов таков: ракета (она самая большая), якорь, самокат, лампочка, вишня. Дети называют первые звуки в этих словах: [р], [й'а], [с], [л], [в1]), а в тетрадь записывают буквы: р, я, с, л, в.
Далее используется второй вариант игры (рис. 25).
III. Логопедическая часть занятия
1. Повторение артикуляции и характеристики звуков(п), (т) инаписания бук» п, т
— Что общего есть у звуков [п], [т]? (Это глухие согласные, они могут быть твердыми и мягкими)
— В чем же их различие? (звук [п] произносится с помощью губ, а звук [т] с помощью языка, поднимающегося к твердому нёбу)
— Что общего у букв п, т? (в их состав входят одинаковые элементы — «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)
— Чем же они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (третий элемент — «крючок», смотрящий вверх влево)
2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений
Логопед раздает карточки с игрой «Прочитай названия» («Павлин») (рис. 26).
— Кто изображен на карточке? (павлин) Павлин — это кто? (птица жарких стран)
— Прочитайте названия птиц, найдите те, в состав которых входят буквы п, т. Те названия, которые не включают в свой состав буквы п, т — зачеркивайте. ',
— Какие слова включают в свой состав буквы п, т? (дети перечисляют) |
— Запишите эти названия, подчеркните буквы п, т. Букву п — одной чертой," букву т — двумя, так как у нее больше элементов.
Дети записывают: павлин, клёст, попугай, аист, цапля, пеликан, альбатрос, стриж, дятел, ласточка. |
3. Совершенствование оптико-пространственных представлений, навыков анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза
Логопед раздает карточки. . ,*-••*.>:
Лю бит Пе тя ри со вать. Хо ро шо э то у не го по лу ча ет ся. Как-то на ри со вал Пе тя пе ту ха. Не ус пел о гля нуть ся, как пе тух о жил. Ветре <