Рассчитать ведомый вал одноступенчатого редуктора привода конвейера
Расположение опор относительно зубчатых колес симметрично. Сила, действующая на вал со стороны цепной передачи Fцеп, направлена под углом Θ = 300 к горизонту. Зубчатое колесо вращается по ходу часовой стрелки, если смотреть на него со стороны звездочки. Данные для расчета взять в табл. 5.6 и табл. 5.8, занести в табл. 5.13
Таблица 5.13 Исходные данные
Силы в зацеплении, Н | Делительный диаметр зубчатого колеса; d2, мм | Ширина венца зубчатого колеса; b2, мм | Вращающий момент на валу колеса; M2 , Н·м | ||
Ft2 | Fr2 | Fa2 | |||
Все полученные значения параметров, без указаний, округляют до ближайшего большего стандартного числа по ГОСТ 6636-69 (целого четного или кратного 5)
1 Проектировочный расчет вала
|
Для изготовления вала принимаем сталь 45 с [τк] = 20 МПа; . [σ-1и]= 65 МПа.
1.2 Определяем диаметр выходного конца вала из расчета на кручение, dВ , мм:
,
округляем значение диаметра до ближайшего большего стандартного: 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 53; 56; 60; 63; 67; 71; 75; 80; 85.
1.3 Определяем диаметр вала в местах расположения подшипников, dП , мм:
dП = dВ + 2·t ,
где t ― высота заплечика подшипника, выбирается из таблицы 5.14.
Расчетное значение dПокругляют до ближайшего большего числа делящегося на «5».
1.4 Определяем диаметр вала в месте установки зубчатого колеса, dК, мм:
dК = dП + 3·r ,
где r ― координата фаски подшипника, выбирается по таблице 5.14.
1.5 Определяем длину посадочного конца вала под звездочку, lМТ, мм:
lМТ = 1,5· dВ
1.6 Определяем длину промежуточного участка тихоходного вала, lКТ, мм:
lКТ = 1,2· dП
1.7 Определяем диаметр наружной резьбы конического конца вала, dр, мм:
dр= 0,9·[dB –0,1 lМТ ]
Примечание: Входной и выходной валы редукторов имеют цилиндрические или конические консольные участки для установки полумуфт, шкивов, звездочек, зубчатых колес. Размеры консольных участков стандартизированы:
ГОСТ 12080-66 «Концы валов цилиндрические»;
ГОСТ12081-72 «Концы валов конические».
Таблица 5.14 Справочные параметры для конструирования вала
Параметры | Значения, мм | |||||||||
dВ | 17-23 | 24-31 | 32-39 | 40-44 | 45-51 | 52-59 | 60-66 | 67-79 | 80-89 | 90-95 |
tцил | 3,0 | 3.5 | 3,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 5,6 |
tкон | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 2,3 | 2,3 | 2,5 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,9 |
r | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 3,5 | 3,5 | 2,7 | 4,0 |
1.8 Эскизная разработка конструкции вала и оценка его размеров по чертежам
рис. 5.8, рис. 5,9, а. Конструктивно назначаем: l1 , l2 , l3:
l2 =l3 =b2 /2+(20…30),
l1 = l2 +(10…20)
2 Проверочный расчет вала (см. рис. 5.9)
2.1 Определяем силу, действующую на вал со стороны цепной передачи, FА, Н:
FА = Fцеп = 125· ,
2.2 Силу FА, с которой цепная передача действует на вал, раскладываем на составляющие в вертикальной и горизонтальной плоскостях (рис. 5.9, б)
FАу = FА·sinΘ = FА·sin30º;
FАx = FА·cosΘ = FА·cos30º
2.3 Определяем изгибающие моменты в опасных сечениях[3] вала и строим эпюру в вертикальной плоскости (см. рис. 5.9, в)
определяем реакции опор, Н:
∑МБ = 0; FАу ·l1 +Ft ·l2 - RГу(l2 + l3 ) = 0; RГу = (FАу ·l1 +Ft ·l2 )/(l2 + l3 );
∑МГ = 0; FАу (l1 +l2 +l3 )-RБу (l2 +l3 )-Ft ·l3 = 0; RБу =[FАу (l1 +l2 +l3 ) - Ft ·l3 ]/(l2 + l3 )
определяем значения изгибающих моментов в опасных сечениях, Н·м:
точка Б, сеч. I-I, справа, МхБ = FАу · l1
точка В, сеч. III-III, справа, МхВ = FАу ·(l1 +l2 )-RБу·l2
точка В, сеч. III-III, слева, МхВ = RГу · l3
2.4 Определяем изгибающие моменты в опасных сечениях вала и строим эпюру в горизонтальной плоскости (см. рис. 5.9, г):
определяем реакции опор, Н:
∑МБ = 0; FАх ·l1 -Fr ·l2 -Fа ·d2/2-RГх(l2 + l3 ) = 0; RГх =(FАх ·l1 -Fr ·l2 -Fа ·d2/2)/(l2 +l3 )
∑МГ = 0; FАх (l1 +l2 +l3 )- RБх(l2 +l3)+Fr ·l3 -Fа ·d2/2 = 0;
RБх =[FАх ·(l1 +l2 +l3 ) + Fr ·l3 + Fа ·d2/2]/(l2 +l3 )
2.5 Определяем значения изгибающих моментов в опасных сечениях, Н·м:
точка Б, сеч. I-I, справа, МуБ = FАх · l1
точка В, сеч. III-III, справа, МуВ =FАх ·(l1 +l2 )-RБх ·l2
точка В, сеч. III-III, слева, МуВ = RГх ·l3
2.6 Определяем крутящие моменты, Н·м, в опасных сечениях (см. рис. 5.9, д):
МкВ = МкБ = МкА = М2
2.7 Определяем эквивалентный изгибающий момент в точке Б, Н·м:
2.8 Определяем диаметр посадочного места под подшипник, dрБ, мм из упрощенного проверочного расчета вала на усталость:
Сравниваем расчетный диаметр посадочного места под подшипник
(см. п. 2.6) с принятым из конструктивных рекомендаций (см. п. 1.3) dрБ ≤ dП[4].
2.9 Определяем эквивалентный изгибающий момент в точке В, Н·м:
2.10 Определяем диаметр посадочного места под зубчатое колесо, dрВ,мм из упрощенного проверочного расчета вала на усталость:
Сравниваем расчетный диаметр посадочного места под зубчатое колесо (см. п. 2.8) с принятым из конструктивных рекомендаций (см. п. 1.4) dрВ ≤ dК.
Рассчитанные параметры вала зубчатой передачи заносят в контрольную таблицу 5.15
Таблица 5.15 Параметры ведомого вала зубчатой передачи
Параметры | Значения |
Диаметр выходного конца вала, мм | dВ |
Диаметр посадочного места под подшипник, мм | dП |
Диаметр посадочного места под зубчатое колесо, мм | dК |
Нагрузки, действующие на подшипник, кН | Fa2 ; RБх ; RГх; RБу ; RГу |