Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
При проектировании развивающей детской среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно. Это лишь одна Из утопий, характерных для дизайнеров, художников, педагогов. Фактически же ребенок живет совсем не в той жизненной среде, которую подразумевали те, кто ее творил.
Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Для того чтобы оно все же оставаясь приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.
Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменений.
В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности. Для того чтобы помещение не превратилось в нагромождение абстрактных мобильных элементов, их количество и размещение должно быть рационально определено (например, кубические или треугольные пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы для переодевания площадью 1x1 м, из которых можно собрать "дом"). Здесь одновременно игровое и утилитарное назначение элементов. В качестве другого примера аналогичного решения можно привести интерьер в детском саду "Пярну-КЕК". Днища откидных кроваток в собранном виде создают цветовой акцент с горизонтальной поверхностью и торцевой стенкой приподнятой платформы (из которых выкатывается нижний ряд кроваток). Однако во время сна детей в разложенном виде кроватки-ящики за счет постельного белья делают "спальную зону" спокойно-белой. В собранном виде такая "спальная зона" создает дополнительное интересное пространство групповой ячейки.
Мы уже подчеркивали, что царящий в детском саду, и особенно в детском доме, дух казарменности делает статичным все то, что должно быть в динамике, и, наоборот, изменяет то, что желательно иметь как постоянное (в течение какого-то периода). Например, сменность воспитателей и постоянная, застывшая структура предметной среды, которая может быть изменена лишь под влиянием административного распоряжения, но не по желанию живущих в ней детей и взрослых.
Стабильность, устойчивость прежде всего должны проявиться в более или менее постоянной группе детей, которая может быть разновозрастной. На смену ушедшим в школу детям приходят младшие. Общее количество детей в группе не должно превышать 12-15 человек.
Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечивают ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.
Итак, в проекте развивающей среды детского сада и детского дома должна быть, подчеркнем это еще раз, заложена возможность того, что и ребенок, и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия друг с другом — творцами своей личности и здорового тела.
Можно менять "фоны" и изменять обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой "мягкой", содержащей спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки ("волшебные", "корабельные", "марсианские" и т.п.), кольца, имитирующие цветок или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты ("хобот" слона, а сам слон может быть нарисован на стене, "загадочные растения" и т.п.), подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого и могут преобразовываться самыми разными способами. "Мягкая комната" по желанию играющих может быть преобразована в "театр", "кинотеатр", "выставочный зал", "галерею", "стадион" и т.д.
Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, параллелепипеды, столбики, арки, плоские маты и т.п. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли и т.д.
Удачными примерами талантливых решений зданий детских садов, характеризующихся сочетанием сложного архитектурного решения пространств групповых ячеек для детей с индивидуальным (под данную архитектуру) выполнением элементов стационарного и трансформируемого оборудования, мебели, можно считать детский садик в колхозе им.Кирова в Эстонии (арх. Адо Эйге), детский сад в "Пярну-КЕК" межколхозной строительной организации (арх. Томас Рейн). В обоих случаях был применен монолитный железобетон и индивидуально изготовленное оборудование (трансформируемые выкатные и откидные кроватки "спальной зоны", включаемой в общее игровое пространство, устройство "изостудии" на антресоли, "зависшей" над групповой под люстрой верхнего света).
Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок, разворачивающихся поролоновых матов, динамичного подвесного потолка.
Анализируемый нами принцип стабильности-динамичности развивающей среды приобретает особое звучание в применении к организации пространства в детском доме.
Стабильность, устойчивость должны проявляться прежде всего в более или менее постоянной группе детей — она должна быть разновозрастной, включать детей от 0 до 18 лет, как это бывает в семье. На смену ушедшим из группы-семьи после 18 лет детям желательно брать младенцев или детей раннего возраста.. Общее количество детей — до 8-10 человек в одной группе-семье.
Группу-семью возглавляет постоянный состав взрослых. Один и тот же взрослый должен укладывать детей, находиться с ними ночью и будить утром. В связи с этим сменность воспитателей должна осуществляться не чаще чем через 2-3 суток.
Из всего этого следует, что жилая среда проектируется таким образом, чтобы она олицетворяла собой домашний уют и для детей, и для взрослых, которые здесь не надсмотрщики, не охранники (даже в самом хорошем смысле), а близкие детям люди, все время полноценно проживающие вместе с ними. Возможно устройство 2-3 спален (хотя бы с помощью перегородок или ширм), где взрослый спит, например, с малышами, а дети старшего возраста спят в двух других комнатах (мальчики и девочки отдельно).
Постоянный состав в одном "семейном блоке" будет способствовать зарождению определенных семейных традиций, которые могут быть отражены при планировании элементов среды, например, в замене вещей в связи с обновлением окружающей обстановки (по желанию и решению живущих вместе взрослых и детей); впередаче ("дарении") вещей от одних членов группы-семьи по мере их подрастания другим. Следовательно, элементы среды, крупные и мелкие, должны характеризоваться добротностью, потенцией к индивидуальному преображению (достраиванию, замене отдельных деталей, эстетическому усовершенствованию в связи с личными вкусами детей и взрослых, изменению габаритов и т.д.). Эти преображения необходимы в связи с возрастными изменениями и личностным развитием детей.
Таким образом, в элементах среды, в самом ее характере, чутком к различного рода переменам, которые мотивированы внутренними и внешними человеческими побуждениями, закладывается тенденция к формированию любимых одушевленных вещей, которые только и могут составлять общее понятие "МОЙ ДОМ". Любимые вещи не могут быть списаны и складированы, они могут быть либо сохранены, либо преобразованы, либо отданы. Так, одна из возможностей — передача любимых вещей в собственный дом детям после 18 лет. Благодаря этому сохранятся и вещественные связи с детством.
Такая среда будет "жить" общей жизнью со всеми ее обитателями и наполнится иными, глубоко содержательными связями, если все отношения взрослых и детей в ней будут перестроены и выведены на уровень отношений людей, связанных узами совместного проживания, своими традициями, зарождением собственного семейного уклада, своими тайнами и любимыми занятиями, в которых участвуют и любимые вещи, и любимые уголки дома.
Возможность появления моментов новизны в детском доме должна быть с большей вероятностью заложена в проекте среды по сравнению с обычной домашней средой, где сначала младенец получает много новых впечатлений с помощью ухаживающего за ним взрослого, а затем, благодаря открытости жизни взрослого и ребенка в семье, совместные прогулки, походы в магазины, театры, кино, путешествия и т.п. Поэтому потенциальная динамичность среды семейного блока детского дома должна нести в себе черты загадочности, таинственности, фантастичности, смены красок и форм. В первую очередь это относится к игровой комнате или игровому пространству.